Файл: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВИДОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ СИСТЕМ КОНТРОЛЯ НА МАЛЫХ И КРУПНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях современной реальности успех деятельности предприятия полностью зависит от достижения его целей, его финансовой и экономической устойчивости, а также от положения предприятия среди его конкурентов на рынке. Обеспечение соответствия этим требованиям является основной задачей управления предприятием.

Контроль - это не только и не столько одна из его функций. Это, на наш взгляд, едва ли не важнейший элемент именно системы управления, под каким бы углом и в каких бы структурных срезах (функциональных, процедурных, организационных, технологических, деятельностных и т.д.). Стоит отметить, что в практике зарубежных высших органов управления как властного, так и хозяйственного уровня контроль все чаще рассматривается как метод совершенствования управления на всех его уровнях.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что именно контроль, как инструмент реализации управленческих решений, играет особую роль в повышении эффективности общественного воспроизводства, обеспечении безопасности и рационального использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов предприятий и государственных органов на разных уровнях, способствуя высокой эффективности их деятельности.

Целью настоящей курсовой работы является анализ системы управленческого контроля на предприятиях. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

  • раскрыть виды управленческого контроля;
  • охарактеризовать принципы организации системы эффективного контроля организации;
  • представлены формы и методы организации управленческого контроля;
  • рассмотреть системы контроля на малых и крупных предприятиях;

Объектом исследования является система контроля на предприятиях.

Предметом исследования является система отношений непосредственно связанная с управленческим контролем на предприятии.

На наш взгляд, достойный вклад в науку о управленческом контроле внесли такие ученые как: Жигун Л.А., Шлендер П.Э., Лукаш Ю.А., Друкер П.Ф., Василенкова Н.В.и многие другие.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ


Понятие, задачи, принципы и виды контроля на предприятии

Слово контроль произошло от французского слова contrle, что означает ведомость, реестр или список, который ведется в двух экземплярах, проверка чего-либо, например, выполнения планов, законов, решений. В толковом словаре В. И. Даля дано следующее определение: «контроль - учет, поверка счетов, отчетности».[1]

В литературе представлены различные точки зрения на контроль. Одни авторы рассматривают контроль как количественную и качественную оценку и учет результатов работы организации.[2] С точки зрения других авторов, под контролем подразумевается проверка осуществления планов со стороны руководителей и менеджеров. Проверка включает в себя измерение состояния объекта: сопоставляются фактические результаты с плановыми; также планы подвергаются пересмотру, если становится ясно, что они не могут быть выполнены; выявляются и регулируются отклонения от запланированных.[3]

Также контроль определяют как проверку правильности тех или иных действий в области производства и управления; проверку исполнения принятых решений или обязанностей, которые возложены на должностное лицо или организацию.[4] Контроль есть процесс обеспечения достижения организацией своих целей, который включает установление стандартов, измерение фактически достигнутых результатов и проведение корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.[5]

В словаре по управлению контроль трактуется как функция управления, которая устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы и выявляет отклонения и их причины.[6]

Все вышеперечисленные определения характеризуют ту или иную сторону контроля. Итак, контроль является неотъемлемой частью и одной из функций процесса управления, заключающейся в постоянном и системном отслеживании процессов и объектов на предмет соответствия их поведения и состояния политике системе управления организации и действующему законодательству.

Наиболее точное соотношение между понятиями «управление» и «контроль» определил Питер Друкер «... Если выразить основную идею этих понятий предельно сжато, то контроль - это измерение и информация, а управление - это, прежде всего, действие. Таким образом, целью контроля является выявление происходящего, а целью управления - обеспечение, чтобы выполняемая работа соответствовала первоначальным планам, поэтому «контроль» позволяет получить информацию, на основании которой осуществляется «управление», то есть выполнить необходимые действия...».[7]


К задачам контроля следует отнести:

  • Обнаружение и устранение неопределенности, характерной для изменчивой внешней среды организации.
  • Предупреждение возникновения кризисных ситуаций.
  • Поддержание успеха.

Для предупреждения возникновения кризисных ситуаций необходимо своевременно выявить проблемы, которые могут развиться в кризис, и принять меры по недопущению этих ошибок. Проблемы и ошибки, допущенные при планировании и организации плана, а также при анализе ситуации внутри предприятия тесно связаны с ошибками в оценке возможных предстоящих условий окружающей среды и поведения сотрудников. В этом случае с помощью проведения контроля предпринимаются управленческие действия, которые позволяют выявить проблемы и скорректировать деятельность организации до наступления кризисных ситуаций из-за этих проблем.

Контроль необходимо осуществлять в соответствии с определенными принципами, которые гарантируют его эффективность, прежде всего, контроль, должен быть всеохватывающим, то есть удерживать в поле зрения основные сферы деятельности организации - внешнюю ситуацию и внутренние процессы. Но это не означает, что нужно проводить тотальный контроль, фиксируя любые мелочи. Необходимо предпринимать разумный, научно обоснованный подход, который позволит получить достаточно полную и объективную картину ситуации. Отсюда следует, что проведение такого контроля не в силах одного человека или группы лиц, поэтому необходимо привлекать всех сотрудников организации или же его большую часть, ибо наилучший вид контроля - это самоконтроль заинтересованных в результатах своего труда исполнителей.

Для осуществления контроля также необходимо соблюдение следующих принципов:

  • стратегическая направленность;
  • ориентация на результаты;
  • простота и открытость контроля;
  • своевременность контроля;
  • гибкость;
  • экономичность;
  • объективность и доброжелательность.

Существует несколько видов контроля: текущий, предварительный и заключительный контроль. По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель, а именно, способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления.

Предварительный контроль – осуществляется до фактического начала работ. Он используется согласно взаимоотношению к трудовым, материальным и экономическим ресурсам.

Подготовительный контроль в сфере трудовых ресурсов достигается в организациях за счет тщательного рассмотрения этих деловых и профессиональных сведений и способностей, какие необходимы с целью исполнения этих либо других должностных обязательств и отбора более подготовленных и обученных людей.


Контроль материальных ресурсов осуществляется вслед за качеством материала, для того чтобы осуществить высококачественный продукт. По этой причине индустриальные компании определяют необходимый подготовительный контроль используемых ими материальных ресурсов. Такого рода надзор исполняется посредством формирования стереотипов в наименьшей степени допустимых уровней качества и выполнения физических проверок соответствия поступающих материалов данным требованиям.

В области финансовых ресурсов важнейшим средством предварительного контроля является бюджет (текущий финансовый план), который позволяет также осуществлять функцию планирования. Бюджет является механизмом предварительного контроля в том смысле, что даёт уверенность, что если организации потребуются наличные средства, эти средства у неё будут.

Текущий контроль – осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Текущий контроль обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Регулярная проверка работы подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволит исключить отклонения от намеченных планов. Текущий контроль не проводится буквально одновременно с выполнением самой работы. Скорее он базируется на измерении фактических результатов, после проведения работы. Текущий контроль основывается на обратных связях. [8]

Заключительный контроль – осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время и имеет две важные функции. Одна из них состоит в том, что заключительный контроль даёт информацию, необходимую для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Вторая функция заключительного контроля состоит в том, чтобы способствовать мотивации, если руководство организации связывает мотивационные вознаграждения с достижением определенного уровня результативности. [9]

Контроль не только лишь дает возможность выявлять трудности и отвечать на них, а также помогает достичь запланированных целей, но и помогает руководству найти решение, если необходимо вносить радикальные перемены в деятельность компании. Чтобы контроль был эффективным и отвечал заданным целям, он должен обладать несколькими свойствами:

  • отображать стратегическую направленность, отображать общие приоритеты организации;
  • ориентироваться на результат, достигать целей и формировать новые;
  • приспосабливаться к новым условиям или переменам;
  • быть экономичным, т.е. расходы не должны превышать доходы;
  • своевременность контроля, который заключается не в частом проведении, а во временном промежутке, между проведением мероприятий и соответствии его оценки качеству.

Таким образом, можно утверждать, что функция контроля в менеджменте является неотъемлемым элементом самой сущности любой организации. В любой организации поставленные планы, задачи и цели не всегда выполняются как задумано, сотрудники не всегда выполняют свои обязанности. С помощью контроля руководству организации удается определить, достигло ли предприятие поставленных целей. Основная задача контроля заключается в установке стандартов, которыми следует руководствоваться при выполнении заданий, измерении фактически достигнутых результатов и проведения корректирования, если достигнутые результаты существенно отличаются от изначальных установок.

Для того чтобы функция контроля действительно работала и выполняла свою основную задачу – обеспечение достижения целей организации, он должен обладать несколькими важными свойствами: иметь стратегический характер, быть нацеленным на достижение конкретных результатов, быть своевременным, экономичным и понятным.

Таким образом, контроль - неотъемлемая часть системы управления организацией, входит в состав функций менеджмента, не только завершая весь процесс, но и запуская начало новым управленческим решениям. Тем самым контроль является первейшей обязанностью управляющего любого уровня. Недостаточное внимание к контролю, а хуже всего его отсутствие могут привести организацию к нарушению взаимодействия людей по достижению общих целей и дезорганизации.

Принципы организации системы эффективного контроля на предприятии

Внутренний контроль в той или иной форме осуществляется во всех функционирующих организациях, однако практика формирования эффективных систем внутреннего контроля в соответствии с современными концепциями СВК (система внутреннего контроля) только начинает складываться.

Система внутреннего контроля представляет собой совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств эффективного ведения хозяйственной деятельности. СВК включает в себя надзор и проверки, которые организованы внутри данного экономического субъекта его силами.

Основное назначение системы внутреннего контроля - получение разумной уверенности в том, что организация обеспечивает: