Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
Введение
Школа –самый важный этап в жизни ребенка, предшествующий его полноценному вхождению во взрослую жизнь. Именно здесь ребенок будет приобретать все необходимые знания, умения. На практике даже самые успешные дети в саду тяжело воспринимают абсолютно новый для себя социум.C массой требований, с необходимостью полноценной учебы и дисциплины. Детям ,которые не посещали дошкольные учреждения адаптироваться будет сложнее.
Первый класс считается самым важным годом в жизни школьника. Правильная адаптация положительно влияет на весь учебный процесс, мотивируя к получению новых знаний, помогает влиться в коллектив и завести новых друзей.
Привыкнуть после садика к школе сложно практически всем.В дошкольном возрасте от ребенка не требовалось особой дисциплины, было время побегать и отводилось время для сна. В первом классе привычный режим существенно меняется. Трудности адаптации первоклассников вызваны важностью школы в жизни ребенка. Ведь именно в школе происходит формирование личности ребенка, закладываются и развиваются когнитивные навыки ребенка и его самосознание во многом зависит от первых школьных лет и период адаптации обычно занимает весь первый класс.
Школа это новый этап в жизни ребенка .Возникновение новой социальной роли ,в связи с которой появляется новая ответственность, новые правила и требования. Перед ребенком стоит задача нового овладения учебной деятельностью.
Адаптация в биологическом смысле приспособление строения организма к условиям среды.
Психологическая адаптация –приспособление человека, как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества.
4
От начальной адаптации в школе зависит вся его дальнейшая жизнь :если не привить любовь к учебной деятельности ,если не создать ситуацию успеха ,не развить качества личности ребенка ,если ребенок не научится дружить и общаться, то потеряет интерес к обучению. Исправить эту ситуацию в дальнейшем будет гораздо сложнее.
5
Психологическая адаптация детей к школьному обучению
Под психологической адаптацией можно понимать процесс психологической включенности личности в системе социально-психологических и деятельностных связей. Психологическая адаптация ребенка –это многоуровневое и разноплановое явление затрагивающее его индивидуальные особенности, все стороны его жизни ,различные виды деятельности в которые он непосредственно включается.
При благоприятных внешних и внутренних условиях в процессе адаптации постепенно происходит гармонизация личности и среды.
В период адаптации связанный с началом обучения в школе
происходит психологическая перестройка, смена ведущей деятельности и социальной ситуации развитие системы отношений со взрослыми и сверстниками. При переходе к систематическому организованному школьному обучению у первоклассников постепенно формируются основные компоненты учебной деятельности. Возрастает самостоятельность в учебе и повседневной жизни, перестраиваются познавательно-мотивационные, эмоционально-волевые сферы. Адаптационный период требует от первоклассника существенно умственного и физического напряжения. Высокого уровня произвольности поведения и умственной работоспособности, умения устанавливать и поддерживать межличностные отношения со взрослыми и сверстниками в ходе совместной учебной деятельности. Ребенку необходимо приспособиться к новым режимным требованиям, правилам поведения на уроках, новому стилю межличностных отношений.Физиологическая адаптация .Чтобы ребенок быстрее приспособился и физически адаптировался к школе ,необходимо приучить его к режиму. Ребенку необходимо поспать после уроков ,а затем заниматься чем-то увлекательным перед тем, как сесть за уроки и подготовку домашнего задания. Делать лучше это в дневное время.
Физиологическая адаптация предполагает ,что детский организм испытывает большой стресс из-за сильных изменений связанных с учебой.
6
Даже небольшая нагрузка заставляет ребенка испытывать сильное напряжение. Это часто приводит к переутомлению.
К показателям физиологической адаптации относят:
САМОЧУВСТВИЕ
КАЧЕСТВО СНА
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
АППЕТИТ
РАЗЛИЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Психологическая адаптация.
Этот вид адаптации зависит от готовности ребенка к школе
,чем больше развиты психические процессы, тем успешнее она пройдет.
Параметры психологической адаптации
МОТИВАЦИЯ К УЧЕБЕ
ГОТОВНОСТЬ ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЯ И ПОНИМАТЬ ИХ
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
ЕЖДНЕВНОЕ НАСТРОЕНИЕ
СПОСОБНОСТЬ ОЦЕНИВАТЬ СЕБЯ И СВОЮ РАБОТУ
Социальная адаптация .
Социальная адаптация характеризуется освоением новых социальных ролей. Успех социальной адаптации во многом определяется взаимоотношениями между детьми в школе.
Критериями определения уровня социальной адаптации первоклассника можно считать:
7
Усвоение новой социальной роли. Осознание себя, как школьника. Он знает ,что отличается от других и переживает свою уникальность.
Мотивация деятельности и поведения .Мотивы, связанные с самой учебной деятельностью еще не являются в младшем школьном возрасте ведущими. Некоторые хотят получить отличную оценку, другие похвалу родителей, учителей, а другие стать взрослее или ,чтоб мама не ругала.
Уровень развития коммуникативных качеств. Это умения слушать речь, объяснения, просьбы учащихся, умение самому предлагать и объяснять.
Способность к работе в коллективе.Уровень самооценки первоклассника. К семи годам у большинства детей становится более адекватной. Но зависит от результатов учебной деятельности и отношения к нему учителя.
8
Высокий уровень адаптации отличается положительным отношением к школьному обучению, желанием учиться, адекватным восприятием новых школьных требований, проявлением интереса к учебной деятельности и успешным усвоением учебного материала. Старательностью при выполнении домашних заданий, высокой самостоятельностью при выполнении поручений взрослого. Занимает в классе благоприятное статусное положение. Характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе ,в течение 2-6 недель. Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений. Имеет друзей в классе, нет проблем со здоровьем.
Средний уровень адаптации-ребенок довольно долго привыкает к школе,2-3 месяца, но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задачи, усидчив, внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками. В целом довольно положительно относится к школе.
Низкий уровень-ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину, учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается со сверстниками.
9
1.2 Школьная дезадаптация
Под школьной дезадаптацией подразумевается некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения ,овладение которым по ряду причин становится затруднительным.
На физиологическом уровне дезадаптация проявляется в повышенной утомляемости ,сильной импульсивности, сниженной работоспособности, заторможенности, нарушения сна и аппетита. Нередко наблюдается слабость, головная боль, навязчивые движения, гримасничанье.
На познавательном и социально-психологическом уровне признаками дезадаптации являются неуспешность учения, негативное отношение к школе,к учителям и одноклассникам. Учебная пассивность ,агрессивность к людям и вещам, частая смена настроения, капризы, упрямство, чувство неуверенности, заметная уединенность среди одноклассников.
Исходя из понятия структура психики и принципов ее анализа могут выступать следующие компоненты.
Когнитивный компонент проявляется в неуспеваемости по программе обучения, соответствующий возрасту. Хроническая неуспеваемость, недостаточность знаний и умений.
Эмоциональный компонент проявляется в нарушении отношения к обучению, учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой.
Поведенческий компонент, показателями которого выступают повторяющиеся трудно корректирующиеся, нарушения поведения, антидисциплинарное поведение, пренебрежение школьными правилами.
Симптомы школьной дезадаптации могут отмечаться и у абсолютно здоровых детей.
10
Е.В.Новиков предлагает следующую классификацию причин школьной дезадаптации.
Дезадаптация вследствие недостаточного овладения необходимыми компонентами предметной стороны учебной деятельности. Причины могут заключаться в недостаточном развитии интеллектуальном и психомоторном, в невнимании со стороны родителей и учителей к тому ,как ребенок овладевает учебой.
Дезадаптация вследствие недостаточной произвольности поведения. Низкий уровень самоуправления затрудняет овладение как предметной ,так и социальной стороной учебной деятельности.На уроках такие дети ведут себя несдержанно, не выполняют правила поведения. Эта дезадаптация чаще всего появляется в следствии неправильного воспитания в семье.
Дезадаптация как следствие невозможности приспособиться к темпу школьной жизни. Этот тип чаще всего встречается у детей соматически ослабленных, у детей со слабым инертным типом нервной системы. Эта дезадаптация возникает, если учителя или родители игнорируют индивидуальные особенности таких детей, не выдерживающих высоких нагрузок.
11
Работа по оказанию успешной помощи в период адаптации к школе
Для успешной адаптации первоклассников к школе необходимо обеспечить следующие условия:
-организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями.
-создание комфортных условий для общения
-проведение оздоровительно-профилактической работы
-организация щадящего режима школьных занятий с переходом к обычному режиму
-соблюдение санитарно-гигиенических требований
-организация активного досуга во внеурочное время
-формирование положительного отношения семьи к новому статусу ученика
-проведение постоянного мониторинга уровня адаптации
Для более легкой адаптации у ребенка должен быть правильный распорядок дня. Этот распорядок необходимо выработать вместе с ребенком т.к. у каждого ребенка свои психологические, физиологические, социальные особенности. Но распорядок сна должен включать в себя достаточное количество сна не менее 8 часов. Возможность дневного сна, прогулки на свежем воздухе, развивающие игры. Удобные условия для выполнения домашних заданий.
Занятия в спортивных кружках, секциях. Правильное питание, благоприятная эмоциональная атмосфера в семье.
Психолого-педагогическое сопровождение в современных исследованиях рассматривается ,как особый вид помощи ребенку, обеспечивающий его
12
развитие в условиях образовательного процесса. Особая роль принадлежит педагогу- психологу. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение это еще и метод работы учителя. Представляющий собой целостную системно-организованную деятельность в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия. Для успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде.
Идея сопровождения как воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подходов последовательно и детально разрабатывается в настоящее время в работах Г.Бардиер, Е.И.Казаковой и др.в 3 основных плоскостях:
-ценностно-смысловые основания метода
-организационные модели сопровождающей деятельности
-содержание и технологии психолого-педагогического сопровождения
Во-первых, это ценность психологического развития ребенка. Сопровождающий метод предполагает бережное отношение к психологическому миру ребенка, его потребностям, отношения к миру и самому себе. Взрослые ,сопровождающие ребенка должны уметь жертвовать определенными социально-педагогическими целями.