Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 229

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Совершенствование оперативно-розыскной деятельности (ОРД) предполагает выделение и тщательное изучение всех особенностей этого процесса, элементов его составляющих. Наиболее важными структурными элементами оперативно-розыскной деятельности являются оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ).

К сожалению, в юридической литературе по этому вопросу недостаточно ясности и точности. Это обстоятельство не может не влиять на восприятие сущности и содержания ОРМ практикующими. С учетом того, что ОРД в Российской Федерации уполномочены осуществлять различные правоохранительные органы и спецслужбы, проблема единообразного понимания и толкования ОРД и, следовательно, законности следственной деятельности перестает быть чисто научной. Это актуально не только для конкретного оперативного работника, но и для всех, кто добровольно или невольно участвует в функционировании оперативно-розыскных органов (ОРД), кто становится субъектом оперативно-розыскных правоотношений.

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с оперативно розыскной деятельностью.

Предметом исследования являются нормы законодательства, регулирующие виды оперативно розыскных мероприятий.

Целью написания работы выступает изучение понятия и системы оперативно-розыскных мероприятий.

Задачами исследования направлены на достижение цели и включают в себя:

- раскрытие понятия оперативно розыскных мероприятий;

- изучение с правого регулирование оперативных мероприятий;

- изучение системы оперативных мероприятий.

При написании работы были использованы труды в области уголовного права, оперативно-розыскной деятельности и актуальное законодательство.

Методами, используемыми при написании работы, являются методы научного познания, анализа, синтеза, сравнительно правовой и формально юридический метод.

Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий

Понятие оперативно-розыскных мероприятий

С принятием Федерального закона" Об оперативно-розыскной деятельности " во второй главе появляется перечень оперативно-розыскных мероприятий, фиксируются основания и условия их осуществления, а также использование результатов оперативно-розыскной деятельности.


Однако законодатель не дает четкого определения оперативно-розыскной деятельности, а лишь указывает в статье 1 Закона, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется посредством оперативно-розыскной деятельности, а в статье 6 указывает их перечень.

В теории оперативно-розыскной деятельности это вызывает отсутствие общего понимания, а зачастую и противоречия в определениях ОРМ. Так, А. Ю. Шумилов дает понятие оперативно-розыскной деятельности: "...как общественно-значимое, Умышленное и конфиденциальное (организационно-тактический аспект) совершенное в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативно-розыскное активное действие (действие, действие или операция) через совокупность, которой является ОРД". По этому определению он разделяет указанные в ст. 6 Федерального закона" Об оперативно-розыскной деятельности " оперативно-розыскные мероприятия по действиям, мероприятиям и операциям, маркировка их деяний, с которыми мы не можем согласиться.

Обратитесь к толковому словарю С. И. Ожегова и н. ю. Шведова, в котором они определили события как "совокупность действий, объединенных одной целью общественного интереса". В этой связи нам ближе точка зрения В. М. Атмажитова, который считает, что оперативно-розыскная деятельность - это организованные и проводимые в соответствии с требованиями нормативных актов разведывательные и контрразведывательные действия органов, уполномоченных законодателем на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

О рекогносцировочном характере следственных мероприятий указано в словаре-справочнике Ф. Ю. Кваши, С. Е. Матвеева, К. В. Суркова: "оперативно-розыскные мероприятия организуются и проводятся в соответствии с требованиями ведомственных нормативных актов разведывательных и контрразведывательных действий органов, уполномоченных законодателем на осуществление оперативно-розыскной деятельности".

Но наиболее точное описание оперативно-розыскной деятельности, на наш взгляд, дает А. Е. Чечетин: "оперативно-розыскная деятельность-это компонент, структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач. Ниже он конкретизирует: "оперативно-розыскные мероприятия носят разведывательный характер и направлены на получение информации о лицах, которые замышляют, готовят и совершают преступления, наличие материальных следов преступления".


По сути, любая поисковая операция состоит из нескольких действий, включая любые организационные и тактические приемы. Например, даже такое распространенное мероприятие, как" опрос", содержит ряд мероприятий, таких как: подготовка к опросу, в том числе составление перечня вопросов для опрашиваемых; выбор места, времени и ситуации проведения опроса; установление психологического контакта с гражданином в процессе непосредственного общения, использование публично или в частном порядке аудио-видеоаппаратуры; оформление результатов опроса и т.д. Следует также поддержать точку зрения А. Е. Чечетина о том, что оперативно-розыскные мероприятия носят розыскной характер, т. е. направлены на поиск информации о лицах, замышляющих, готовящих и совершающих преступления.

Однако при всей кажущейся исчерпывающей характеристике определения оперативно-розыскных мероприятий, у вышеперечисленных авторов, на наш взгляд, есть один недостаток -все отмечают направленность ОРМ исключительно бороться с преступностью. Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", ОРД не только направлено на борьбу с преступностью, но в ряде случаев применяется и в отношении проверяемых лиц, поведение которых не связано с преступной деятельностью.

Так, основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий могут быть принятие решений: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов повышенной опасности для жизни и здоровья людей и окружающей среды; о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления; об установлении или поддержании лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ; о безопасности органов, осуществляющих ОРД; о выдаче разрешения на осуществление частной детективной и охранной деятельности. Таким образом, законодатель существенно расширил полномочия должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определив возможность сбора информации о любых фактах и лицах, представляющих оперативный интерес.

Во-первых, эти правила вытекают из задач ОРВ, направленных на осуществление оперативно-розыскной профилактики, т. е. на выявление причин преступлений, обстоятельств и условий, способствующих их совершению.

Во-вторых, этим законом регулируются правоотношения, объектами которых являются любые, в том числе и законопослушные граждане. Это правило указывает на то, что границы субъектов ОРД не имеют, они могут быть любыми, в том числе и проверяемыми лицами.


Таким образом, с нашей точки зрения, определение оперативно-розыскных мероприятий может быть следующим: оперативные розыскные мероприятия -это действия разведывательного и контрразведывательного характера, основанные на законодательных и нормативных актах, направленных на поиск и извлечение информации о субъектах и фактах стратегического значения, а также должностных лиц, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Система оперативно-розыскных мероприятий

Перечень оперативно-розыскных мероприятий указан в ст.6 закона об оперативно-розыскной деятельности и включает в себя: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Опрос – это беседа, проводимая оперативным сотрудником с гражданином. Опрос допускается только при добровольном согласии лица на беседу и может проводиться в любом месте. Лица, отказавшиеся явиться для беседы по приглашению, не могут быть подвергнуты приводу

Наведение справок – это сбор сведений о лице, причастном к преступной деятельности. Наведение справок предполагает получение информации обо всех сторонах жизни лица. Полученные результаты (документы) оформляются рапортом и передаются по назначению – органам предварительного расследования или в суд.

Сбор образцов для сравнительного исследования – это получение объектов-носителей информации, необходимых для последующего сравнения с имеющимися аналогами путем изъятия указанных объектов. Изъятие объектов может осуществляться гласно или негласно различными способами, в том числе фотографированием, звуко- или видеозаписью, дактилоскопированием, проверочной закупкой и т.д.


Исследование предметов и документов - это криминалистическое не процессуальное исследование объектов, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий. Результаты исследования оформляются справкой и могут быть основанием для проведения судебной экспертизы.

Проверочная закупка – используется как один из способов сбора образцов для сравнительного исследования, и как самостоятельное мероприятие, подтверждающее приобретение у лица предметов или веществ, образующее факт конкретного правонарушения. Предметом проверочной закупки могут быть вещи, как находящиеся в гражданском обороте, так и изъятые из него.

Наблюдение – это негласное слежение за лицом, подозреваемым в преступной деятельности. Наблюдение может быть физическим, электронным либо комплексным, т.е. сочетающим в себе элементы того и другого. Электронное наблюдение может включать в себя фиксацию перемещений и разговоров подозреваемого. При наблюдении в хронологическом порядке фиксируются все передвижения, действия и контакты лица. Организация наблюдения связана с дополнительными обременениями. Оно может осуществляться только по решению руководителя оперативного органа субъекта РФ, как правило, за лицами, подозреваемыми в совершении тяжких преступлений. Электронное наблюдение, связанное с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища, может проводиться только на основании судебного решения. Результаты наблюдения оформляются справкой с приложением полученных фото, кинопленок или видеокассет.

Отождествление личности- это не процессуальный способ установления лиц, причастных к преступной деятельности. Отождествление личности может осуществляться различными способами: 1) с использованием служебно-розыскной собаки, опознающей по запаху; 2) с участием очевидцев, в процессе поиска лица в местах его вероятного появления; 3) с применением информационного поиска в оперативно-справочных, розыскных и криминалистических базах учета; 4) визуальное отождествление лица пострадавшим или очевидцем и др. Результаты отождествления оформляются рапортом сотрудника, проводившего это действие. При проведение отождествления подозреваемого пострадавшим или очевидцем, участие последних в опознании этого же подозреваемого при производстве по делу, не возможно.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств – это оперативный осмотр этих объектов в целях поиска следов преступлений. Обследование может носить гласный, негласный и зашифрованный характер. Гласное обследование осуществляется с согласия владельцев осматриваемых объектов. При зашифрованном обследовании оперативный работник имеет право скрывать истинную цель проводимого мероприятия, а также использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие свою личность. При таком обследовании обязательно участие представителя организации, от имени которой оно проводится. Негласное обследование скрывается от владельцев осматриваемых объектов и заинтересованных лиц, и допускается только на основании судебного решения. Во время обследования допускается перемещение, фотографирование, копирование, пометка обнаруженных объектов, установление химических ловушек, создание иных условий для следообразования.