Файл: Инновационные технологии обучения экономическим дисциплинам студентов в техникуме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»
Факультет управления и социально-технических сервисов

Кафедра профессионального образования и управления образовательными системами

Направление: 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)

Профиль подготовки: __________________________

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему: Инновационные технологии обучения экономическим дисциплинам студентов в техникуме
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ___________________ _____________________________________

(личная подпись) (инициалы, фамилия)

РУКОВОДИТЕЛЬ___________________ _____________________________________

(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

КОНСУЛЬТАНТЫ ___________________ _____________________________________

(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

___________________ _____________________________________

(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

___________________ _____________________________________

(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

Допустить к защите
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ______ __д.п.н., проф. С.М. Маркова____
“___” ____________________ 20___ г.

Нижний Новгород – 2023 г

СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИКУМЕ 6

1.1. Понятие технологии обучения и их классификация 6

1.2. Требования к обучению студентов техникума экономическим дисциплинам 14

1.3. Особенности применения инновационных технологий при обучении студентов техникума экономическим дисциплинам 20

Глава 2. Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины студентов в техникуме 29

2.1. Анализ рабочей программы по дисциплине "" 29

2.2. Разработка системы лекционных занятий с использованием... 29

2.3. Разработка системы практических занятий с использованием... 29

Заключение 30

Список использованных источников 31



ВВЕДЕНИЕ



Экономическое образование выступает в качестве одного из наиболее значимых компонентов, необходимых для освоения каждым человеком. Экономика входит в число обязательных для изучения предметов не только потому, что экономические умения и навыки обладают прагматической ориентацией для обучающихся, но также и потому, что именно на занятиях по экономике происходит интеллектуальное развитие обучающихся, формирование у них пространственного мышления, овладение основными способами логического познания окружающего мира.

Актуальность выбранной темы данной выпускной квалификационной работы непосредственно связана с трудоемкостью формирования ключевых представлений и понятий в процессе преподавания экономических дисциплин на уровне среднего профессионального образования. Большинство программ продвигают данный раздел уже на первоначальных этапах введения в дисциплину, следовательно, участникам образовательного процесса необходимо не только владеть определенной базой знаний о ключевых экономических явлениях в данном отношении, но также уже уметь применить те или иные мыслительные операции для усвоения основного смысла использования экономических понятий при решении практико-ориентированных задач.

Проблема исследования состоит в том, что в условиях постоянно повышающихся требований к уровню экономической подготовленности обучающихся на практике существует недостаточное количество практических рекомендаций, предложений и упражнений, которые облегчали бы процесс преподавания экономических дисциплин за счет подключения к работе тех или иных инновационных технологий обучения. Очевидно, что обращение к инновационным технологиям обучения в процессе преподавания экономических дисциплин непосредственно связано со способностью осознать природу экономических явлений при сопоставлении с другими, имеющими схожую структуру, из других учебных и понятийных полей (например, математика). Исходя из этого, можно сделать вывод, что необходимо исследование особенностей применения инновационных технологий обучения экономическим дисциплинам студентов в техникуме рамках данной выпускной квалификационной работы.

Степень разработанности темы исследования. Выделенная проблема является достаточно изученной с позиций теоретического обоснования средств и методов обучения экономическим дисциплинам, а также с позиций методической подготовки обучающихся при использовании тех или иных инновационных технологий. Тем не менее, существует недостаточное количество исследований, которые бы предлагали те или иные подходы к привлечению инновационных технологий в процессе преподавания экономических дисциплин в техникуме. К наиболее ценным трудам в данном отношении следует отнести труды Е.В. Барсуковой, В.Ю. Бубенцова, Т.Б. Ивашининой, М.Н. Кох, З.М. Магруповой, Н.В. Масягиной, С.В. Петряковой, Н.А. Симченко, Т.В. Филипповской и др.



Объект исследования: процесс преподавания экономических дисциплин.

Предмет исследования: инновационные технологии как средство обучения экономическим дисциплинам в техникуме.

Цель исследования: определение эффективности инновационных технологий обучения экономическим дисциплинам студентов в техникуме.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие технологии обучения и их классификацию.

2. Определить требования к обучению студентов техникума экономическим дисциплинам.

3. Охарактеризовать особенности применения инновационных технологий при обучении студентов техникума экономическим дисциплинам.

4. Выполнить анализ рабочей программы по дисциплине «Экономика».

5. Организовать разработку системы лекционных и практических занятий с использованием инновационных технологий.

Для достижения поставленной цели и задач данной выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, определение, классификация, изучение передового научно-методического опыта, анализ первоисточников, моделирование.

Методологическую основу исследования составили труды отечественных авторов, научные статьи, а также монографии по теме исследования.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке системы лекционных и практических занятий по экономике с использованием инновационных (информационно-коммуникационных) технологий, которые могут быть разработаны и предложены для внедрения в деятельность преподавателя экономики, работающего в техникум.

Структура исследования подчинена логике поставленной цели и задачам данной выпускной квалификационной работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИКУМЕ


1.1. Понятие технологии обучения и их классификация



Феномен технологии в педагогике становится на современном этапе развития педагогической науки все более популярным. В структуре большинства инновационных образовательных проектов и разработок понятие «педагогическая технология» становится основополагающим элементом, раскрывающим отличительные характеристики процессов, происходящих в теории и методике. При этом, данное понятие затрагивает как теоретико-ориентированные диссертационные исследования, так и методические публикации, профессионально-прикладные исследования и статьи, которые посвящены рассмотрению специфики современной образовательной действительности с учетом информационного и социокультурного компонента образования в XXI веке, как замечает Н.Е. Щуркова [49, c. 45].


На основании данных, обнаруживающихся в структуре социокультурного образовательного пространства современности, в процессе педагогического моделирования понятие педагогической технологии может быть определено как некая когнитивно-интеллектуальная система, содержащая в своем составе такие черты, характеристики, свойства и признаки изучаемого объекта исследования, которые позволяют выстроить принципы его внутреннего построения и функционирования, и реализовать данную систему принципов в форме определенного социокультурного явления, обусловленного феноменами повседневной действительности [46, c. 149].

Следовательно, педагогическая технология может затрагивать достаточно обширное предметное разнообразие тех проблем, которые являются наиболее актуальными для современного этапа развития педагогической теории и методики.

Понятие и определение педагогической технологии является достаточно новым новообразованием в педагогике, как замечает В.П. Беспалько, так как в сложившейся практике педагогических исследований прежних лет авторы либо применяли данное понятие в структуре чересчур обширных дискурсов, либо ограничивались содержательным описанием предлагаемой методики работы [4, c. 24].

М.В. Ядровская замечает, что классификация педагогических технологий невозможна, так как данный феномен является «средством познания», и не может автономно существовать в науке [50, c. 139]. Тем не менее, С.А. Мухина предлагает следующую классификацию педагогических технологий на основании ключевых направлений и способов организации их внутренних структурных компонентов (см. рис. 1):



Рис. 1. Типология педагогических технологий по С.А. Мухиной

Основанием для построения данной типологии педагогических технологий стали следующие признаки педагогической технологии как научного феномена:

– свойства, характеристики, основные черты исследуемого объекта, которые раскрываются в педагогической технологии и подчинены им;

– основные структурные признаки, на основании которых осуществляется построение внутренней структуры объекта;

– основные деятельностные принципы, в соответствии с которыми педагогическая технология внедряется в педагогическую образовательную действительность [33, c. 31].


Показатели свойства, характера, особенностей исследуемого в структуре педагогической технологии объекта конструируют, таким образом, содержание педагогической технологии, в то время как структурные принципы ложатся в ее структуру, а функциональные принципы становятся основанием для функциональности педагогической технологии. Следовательно, любая педагогическая технология становится ориентированной на ее непосредственную реализацию в образовательном пространстве. Те функции, которые характерны для педагогической технологии, становятся типологическим описанием педагогической технологии, которая может быть внедрена в образовательную действительность для достижения коммуникативных, когнитивных, воспитательных, образовательных, компетентностных, управленческих и других целей.

Основными требованиями к построению педагогической технологии, как выделяет их В.А. Сластенин, являются требования к содержанию, структуре, а также функциональности педагогической технологии [43, c. 52]. Это означает, что педагогическая технология в своей структуре должна содержать описание исследуемого объекта, предлагать конкретные этапы и варианты работы с исследуемым объектом, а также ориентировать участников образовательного процесса на непосредственную действенную реализацию данной педагогической технологии в отношении исследуемого объекта.

Отсюда весь спектр педагогических технологий может быть разбит на содержательные педагогические технологии, структурные и функциональные педагогические технологии. Под содержательной педагогической технологией Л.А. Байкова понимает такой тип педагогической технологии, при которой исследуемым предметом преобразования и педагогической модификации становится содержание исследуемого объекта на основании специфики тех или иных атрибутов [1, c. 52].

Под структурной технологией В.П. Беспалько понимает такой тип педагогической технологии, где основным исследуемым предметом является внутреннее содержание предмета, включая все существующие связи [4, c. 39]. Под функциональной технологией данный автор понимает такой тип педагогической технологии, где моделируемым объектом становится сам процесс ее реализации для достижения поставленной цели и задач.

На современном этапе развития педагогики можно выделить традиционные и инновационные педагогические технологии, которые могут быть использованы в структуре образовательного пространства учреждения. Среди них И.П. Подласый выделяет следующие виды (см. табл. 1) [36, c. 69]: