Файл: 2930. Общественнополитические взгляды казахских просветителей xix века Ключевые слова.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 178

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§29–30. Общественно-политические взгляды казахских просветителей XIX века

Ключевые слова:





  1. Общественно-политические взгляды Шокана Уалиханова. Одним из признанных казахских просветителей был Шокан Шынгысулы Уалиханов. В детском возрасте в формировании его мировоззрения и общественно-политических взглядов большую роль сыграли акыны, шешены и сказители, а также ссыльные декабристы, нередко гостившие в доме родителей. Они пробудили в любознательном мальчике неподдельный интерес не только к науке, литературе и искусству, но и к западным демократическим ценностям. С ранних лет Шокан проявлял любовь к национальной поэзии и фольклору. В Омском кадетском корпусе он, совершенствуя свои знания в области восточных языков, также читал русскую и зарубежную художественную литературу. В годы учебы подружился с Г.Н. Потаниным, ставшим впоследствии выдающимся русским ученым, общественным и политическим деятелем. Уалиханов близко познакомился с прогрессивно настроенными представителями русской демократической интеллигенции. Так, Шокан прекрасно знал исследователя Азии П.П. Семенова-Тян-Шанского, поэта-петрашевца С.Ф. Дурова, тесная дружба связывала его с ссыльнымписателем Ф.М. Достоевским.



Шокан Уалиханов

  В 1860 году в Санкт-Петербурге Шокана Уалиханова принял русский император Александр II. На встрече, воспользовавшись ситуацией, ученый обратился к нему с просьбой о более гуманном отношении царских чиновников к его народу, что свидетельствует о его истинной любви к своим соотечественникам.

  В 1862 году, желая принести пользу своему народу и защитить его от произвола российских чиновников и местной знати, Ш. Уалиханов принял участие в выборах на должность старшего султана Атбасарского внешнего округа и проиграл. Ему противостояли местная знать, а также подкупленные чиновники Управления Западной Сибири, которые с опасением относились к его прогрессивным и демократическим взглядам. О своей неудачной попытке участия в выборах в старшие султаны он написал своему другу Ф.М. Достоевскому 15 октября 1862 года: «…Я думал как-то сделаться султаном,
чтобы посвятить себя в пользу соотечественников, защищать их от чиновников и деспотизма богатых киргизов (казахов – авт.). При этом я думал более всего о том, чтобы примером своим показать землякам, как может быть для них полезен образованный султан-правитель… Господа эти, как областные, так и приказные, поголовно восстали против. Областные лишились бы нескольких тысяч, которые они стягивали со старшего султана, а приказным, действительно, если бы я был султаном, пришлось бы идти по миру… Чиновничество начинает подстрекать самолюбие богатых и честолюбивых ордынцев и пугать их, что если Уалиханов будет султаном, то всем будет худо, он, мол, держится понятий о равенстве… пустили в ход и то, что я не верю в бога и с Магометом состою в личной вражде».

  Ш. Уалиханов был противником введения окружной системы управления, при котором заметно сужались кочевья степняков и отменялась ханская власть в Среднем жузе (1822 г.): «Разделение земель наших по округам и приурочение летних и зимних пастбищных мест известным родам и личностям должны считаться одной из главных причин, вредящих скотоводству… Реформы подобного рода, собственно, мы и считаем бедственными для народа и вредными для прогресса».

  Он выступал против порядка управления в Младшем жузе, считая отсутствие выборности существенным недостатком: «Самый капитальный недостаток Оренбургского степного управления, конечно, заключается в том, что ордынские чиновники назначаются там не по выборам народа, а по усмотрению пограничного начальства».

  Ученый был активным сторонником прогрессивных реформ. В частности, в статье «Записки о судебной реформе» Ш. Уалиханов писал следующее: «… Полезны только те реформы, которые способствуют улучшению быта человека». В то же время он особо подчеркивал: «Реформы же насильственные, привитые, основанные на отвлеченных теориях или же взятые из жизни другого народа, составляли до сих пор для человечества величайшее бедствие».

  Просветитель позитивно отзывался о потенциальных социально-экономических, интеллектуальных возможностях казахского традиционного общества: «Из всех инородческих племен, входящих в состав Российской империи, первое место по многочисленности, по богатству и, пожалуй, по надеждам на развитие в будущем принадлежит нам – киргизам (казахам – авт.)».



  О суде биев, который переживал не самые лучшие времена на фоне намеренного его ослабления Российской империей, Уалиханов писал так: «Русские истцы или русские ответчики во многих случаях предпочитают суд биев русскому следствию… Преимущество имеет суд биев и в том отношении, что он редко бывает единоличен; в нем допускается безграничная публичность, а иногда и нечто вроде участия присяжных».

  2. Общественные взгляды Ибрая Алтынсарина. Значительная роль в общественно-политической жизни Казахстана принадлежит выдающемуся педагогу, писателю, фольклористу, этнографу и общественному деятелю Ибраю Алтынсарину. Он свободно владел русским, арабским, татарским языками и фарси. Активно занимался самообразованием: изучал произведения классиков мировой литературы, знакомился с сочинениями известных русских демократов Н.Г. Чернышевского, А.М. Добролюбова, А.И. Герцена. После окончания школы народный просветитель около трех лет работал писарем у своего деда. За это время он успел убедиться в насущной необходимости просвещения народа. Деятельность Ибрая встретила противодействие со стороны консервативной части общества. Его даже начали обвинять в вероотступничестве.

  В 1869 году И. Алтынсарин поступил на службу в Тургайское уездное управление на должность делопроизводителя, затем исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника и судьи. По долгу службы часто бывал в аулах, близко знал насущные проблемы народа, участвовал в выборах волостных управителей и аульных старшин и пытался не давать хода подкупам, взяточничеству и злоупотреблениям. Недовольные представители местной знати подавали на него жалобы в областное правление, военному губернатору и министру внутренних дел. Но ввиду глубокой порядочности, безупречной честности и незапятнанной репутации Алтынсарина всегда оправдывали. В своих выступлениях он подвергал критике колониальную земельную политику царского правительства, активно противодействовал произволу царских чиновников.

  Просветитель обличал земляков, которые, пользуясь своим служебным положением, равнодушно относились к нуждам простого народа: «По делу службы я имею частое столкновение с киргизами (казахами – авт.) … многих от души ненавижу… Они бесчеловечно, бессовеcтно грабят и обирают киргиз (казахов – авт.) – бедных, беззащитных».


  И. Алтынсарин защищал свой народ и от произвола колониальных властей, которые натравливали на него его же земляков, когда в ход шли доносы, кляузы и жалобы. В этой связи «Киргизская степная газета» писала, что «… во время партийной борьбы киргизы (казахи – авт.) не стесняются в средствах и всеми правыми и неправыми путями стараются очернить своих достойнейших представителей видно из того, что киргизы (казахи – авт.) не задумались бросить комом грязи и в покойного Алтынсарина, честнейшего и беспристрастнейшего человека, трудившегося большую часть своей жизни для своего народа».

  Ибрай выступал против искусственной ломки традиционного скотоводческого хозяйства казахов, считая это ошибкой и несправедливостью: «Принудительная сломка быта целой нации способна бывает превратить нацию, иногда самую способную, в апатичную». Учитывая огромные степные просторы и непригодность значительной их части для занятия земледелием, Алтынсарин указывал на наличие благоприятных условий для преимущественного развития скотоводства. Он считал, что процесс перехода на оседлый образ жизни должен проходить эволюционно, без какого-либо насилия и внешнего воздействия. Просветитель критиковал колониальную переселенческую политику царизма, считая ее настоящим бедствием для коренного населения.

  И. Алтынсарин никогда не переставал оставаться патриотом своей земли. Несмотря на частые конфликты с местной знатью и колониальной администрацией, в последние дни своей жизни он писал: «Я не отступлюсь от коренных своих убеждений и стремления быть полезным своим сородичам насколько хватит моих сил». Эти слова подчеркивают его искреннюю любовь к своему народу. 

  3. Общественные взгляды Абая Кунанбаева. Абай Кунанбаев был не только выдающимся мыслителем, просветителем, поэтом и основоположником казахской письменной литературы, но и активным общественным деятелем, пытавшимся улучшить жизнь своего народа.

  Детство и юность поэта совпали со временем военного продвижения царских войск по Южному Казахстану. Он стал свидетелем укрепления позиций Российской империи в окружных приказах и введения административных реформ. Будучи волостным управителем и бием, пытался решать спорные дела справедливо и честно
, чем снискал глубокое уважение со стороны простого народа. Однако постепенно Абай пришел к мысли, что таким образом проблемы общества не решить, и выступал за доступность знаний и образования для народа.

  

  Огромное влияние на формирование личности будущего поэта оказало его общение с представителями передовой российской интеллигенции. В то время в Казахстан ссылали многих участников национально-освободительных движений из числа польской и украинской интеллигенции. Немало их было и в Семипалатинске. Е.П. Михаэлис, С.С. Гросс, Н.И. Коншин, Н.И. Долгополов нередко гостили у Абая, и благодаря им поэт познакомился с произведениями представителей передовой русской культуры А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и др.

  Поэта тревожило массовое обнищание народа, произвол царских чиновников, взяточничество и корыстолюбие отдельных волостных управителей. В своих произведениях он стыдил скупых богачей, не желавших протянуть руку помощи обедневшим сородичам, осуждал биев, потерявших уважение народа.

  Абай призывал общество к труду, видя, что праздная жизнь части современников ведет к бедности и нищете, убеждал заниматься скотоводством в разумных пределах. Один из способов выхода из такого состояния он видел в переходе к земледелию, активному занятию ремеслами и торговлей. «Хочешь быть богатым – учись ремеслу. Богатство со временем иссякает, а умение – нет». Абай не мог думать иначе.

  В борьбе с бедностью он возлагал большие надежды на честных, порядочных и справедливых волостных управителей. По мнению Абая, они не должны забывать свои обещания, данные на выборах. Любой состоятельный человек обязан знать меру в богатстве и часть полученной прибыли направлять на благотворительность. Он видел трагедию Степи, когда в борьбе за должности волостных правителей сталкивались целые роды, а сами должности покупались и продавались. Избранным оказывался тот, кто имел связи среди царских чиновников и обладал большим состоянием. Абай весьма жестко критиковал процесс выборов волостных управителей: «Волостные избираются сроком на три года. Первый год их правления проходит в выслушивании обид и упреков: «Не мы ли тебя выдвигали?» Второй год уходит на борьбу с будущими соперниками. И третий – в предвыборных хлопотах, чтобы снова быть избранным».

  В своих произведениях Абай призывал народ быть людьми разумно мыслящими и справедливыми и обязательно отдавать себе отчет о прожитых днях. В то же время, обращаясь к своим землякам, он предостерегал их от возможных ошибок: «Жить хитростью, обманом, попрошайничеством – удел бездарных проходимцев. Веруй в Бога, надейся на свое умение и силы. На честный и самоотверженный труд даже твердь земная ответит всходами».