Файл: Занятие План учебного занятия Решите письменно в тетрадях следующие задания.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

План учебного занятия

Решите письменно в тетрадях следующие задания

(для последующего обсуждения на практическом занятии)

Статья 4. Введение чрезвычайного положения

Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

п. и ч.2 вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ

Статья 3. Обстоятельства введения чрезвычайного положения

Могут ли сотрудники полиции пользоваться указанными правами при проведении специальных оперативно-профилактических мероприятий?

I. Общие положения

Вопрос № 1. Понятие, характеристика и правовые основы деятельности органов внутренних дел в особых условиях

Явления социального характера принято разделять на явления криминального и некриминального свойства.

Ко второй группе относятся массовые политические, спор­тивные, культурные, религиозные и иные мероприятия.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

- Конституция Российской Федерации;

- блок федеральных законов, регламентирующих деятельность органов государственной власти в особых условиях;

- указы Президента России, которые регламентируют деятельность органов внутренних дел в особых условиях;

- законные и подзаконные акты органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

- межведомственные и ведомственные нормативные акты (ведомственные и межведомственные приказы, распоряжения, инструкции).

Вопрос № 2. Основы организации управления органами внутренних дел в особых условиях

- усиление охраны обществен­ного порядка,

- усиление охраны и обороны особо важных объек­тов,

- разъединение противоборствующих сторон в межнациональ­ных конфликтах, организация и проведение аварийно-спасательных работ,

- организация локализации и тушения пожа­ров,

- разоружение незакон­ных вооруженных формирований,

- силовые, режимно-заградительные, оперативно-поисковые действия,

- деблокирование объекта или отдельной местности,

- эвакуация населения и сопровож­дение пострадавших,

- документирование противоправных дейст­вий.

Вопрос № 3. Задачи и функции оперативных штабов органов внутренних дел в особых условиях и чрезвычайных ситуациях

В соответствии с нормативными актами МВД России оперативные штабы создаются в МВД, МУ ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, оперативных зонах, территориальных органах МВД России.

В необходимых случаях может быть создан объединенный оперативный штаб - межведомственный орган управления.

В исключительных случаях может создаваться совместный оперативный штаб - орган оперативного управления силами и средствами МВД России и ФСБ России

Вопрос № 4. Деятельность органов внутренних дел на различных этапах при возникновении и развитии особых условий и чрезвычайных ситуаций

Вопрос № 5. Формы взаимодействия органов внутренних дел с другими органами исполнительной власти в особых условиях и чрезвычайных ситуациях

Список использованной литературы:


Дисциплина: Основы управления

в органах внутренних дел

Тема № 10 «Управление органами внутренних дел

в особых условиях

Практическое занятие


План учебного занятия

Решите письменно в тетрадях следующие задания

(для последующего обсуждения на практическом занятии)

    • введен особый режим въезда на территорию поселка;
    • запрещено проведение собраний и митингов;
    • ограничено движение транспортных средств и осуществление их досмотра.
    • Правомочны ли действия губернатора?

Статья 4. Введение чрезвычайного положения

1. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

п. и ч.2 вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ

    • вторжение вооруженной группы из Афганистана на территорию России;
    • авария на химическом комбинате в городе N, сопровождающаяся опасными выбросами в атмосферу;
    • взрыв на атомной электростанции в г. N;
    • попытка насильственного изменения конституционного строя в г. N;
    • пожар в лесах N-ского края, охвативший 60% лесного массива, угрожающий близлежащим населенным пунктам;
    • захват вооруженными лицами г. N.

Статья 3. Обстоятельства введения чрезвычайного положения

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

Могут ли сотрудники полиции пользоваться указанными правами при проведении специальных оперативно-профилактических мероприятий?


I. Общие положения

2. Комплексная оперативно-профилактическая операция*(1) - совокупность оперативно-розыскных, контрольно-надзорных, предупредительно-профилактических и иных мероприятий, осуществляемых органами внутренних дел (при необходимости - совместно с другими федеральными органами исполнительной власти) в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации в масштабах страны, одного или нескольких субъектов Российской Федерации по единому замыслу для достижения конкретной цели. Целями операции являются: снижение остроты криминогенной обстановки на определенной территории, объекте или в отрасли экономики; повышение эффективности деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью, административными правонарушениями; активизация выявления и розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда. (Докипедия: Инструкция об организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России (утв. приказом МВД РФ от 13 августа 2002 г. N 772) (в ред. приказа МВД РФ от 20 ноября 2003 г. N 900) (извлечение))

Вопрос № 1. Понятие, характеристика и правовые основы деятельности органов внутренних дел в особых условиях

Под понятием «особые условия деятельности органов внутрен­них дел» понимают обстановку (обстоятельства), вызываемую явлениями социального, природного, техногенного и экологического характера, представляющую повышенную опасность дляжизни и здоровья людей, окружающей среды, нормального функционирования государственных институтов и требующую от органов внутренних дел для ее нормализации специальных организационных, правовых мер и их ресурсного обеспечения. Таким образом, особые условия - это особый правовой режим, создание временных организа­ционно-штатных структур, привлечение дополнительных сил и средств, а также создание новой системы управления и связи, проведение в ряде случаев специальных операций. Срок действия ЧП, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток. В случае, если в течение этого срока цели введения ЧП не были достигнуты, срок его действия может быть продлен.
особые условия

Чрезвычайные

ситуации

техногенного,



экологического и

природного характера

Чрезвычайные

обстоятельство

возникающие в результате

кризисных ситуаций и

представляющее реальную,

чрезвычайную угрозу

и неизбежную угрозу

безопасности граждан

или конституционному строю РФ

Чрезвычайные

происшествия

криминального

характера

Чрезвычайная ситуации - обстановка на определенной территории (акватории), сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Чрезвычайные ситуации могут быть вызваны также применением возможным противником современных средств поражения.

Чрезвычайные обстоятельства - это условия функционирования органов государственной власти и управления, предприятий, организаций, учреждений, а также жизнедеятельности людей в период локализации и ликвидации процессов и явлений в социальной и техногенной сферах, природной среде, существенно влияющих на нормальный ритм жизни общества и требующих принятия специальных мер защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, среды обитания, материальных и иных ценностей от уничтожения, повреждения, хищения, и вызывающие необходимость восстановления нормальной работы объектов жизнеобеспечения.

Чрезвычайным происшествием - это исключительное по своей важности событие, нарушившее обычный ход вещей. Оно может быть криминального и некриминального свойства, а также иметь социальный, природный и техногенный характер. Отметим, что чрезвычайное происшествие криминального характера может выражаться в совершении отдельного тяжкого преступления, уг­рожающего жизни, здоровью, чести и достоинству людей, любым формам собственности и требовать проведения специальных ме­роприятий.

Явления социального характера принято разделять на явления криминального и некриминального свойства.

К первым относятся массовые беспорядки, захват государственных и других важных объектов, блокирование транспортных коммуникаций, групповые и вооруженные побеги преступников из мест лишения свободы и при конвоировании,
захват заложников, захват и угон воздушного судна, водного транспорта и железнодорожного подвижного состава, террористические акты и др.

Ко второй группе относятся массовые политические, спор­тивные, культурные, религиозные и иные мероприятия.

Явления техногенного характера включают аварии и катастрофы (крупная авария на объекте народного хозяйства или на транспорте, повлекшая за собой человеческие жертвы или ущерб здоровью людей, либо разрушение или уничтожение материальных ценностей в значительных размерах) на транспорте, промышленных объектах, как без заражения окружающей среды, так и с угрозой выброса или выбросом хими­чески и биологически опасных, а также радиоактивных веществ. Это могут быть также аварии на взрывоопасных промышленных объектах, в системах жизнеобеспечения населения, водохозяйст­венные катастрофы.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

Нормативные акты, регулирующие деятельность государст­венных органов, в том числе органов и подразделений МВД Рос­сии, в особых условиях, различны по юридической природе, вре­мени и сферам действия и субъектам, их применяю­щим, характеру, содержанию, направленности. Они образуют систему и с учетом иерархии правовых актов, образующих эту систему, следует выделить следующие их блоки:

- Конституция Российской Федерации;

- блок федеральных законов, регламентирующих деятельность органов государственной власти в особых условиях;

- указы Президента России, которые регламентируют деятельность органов внутренних дел в особых условиях;

- законные и подзаконные акты органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

- межведомственные и ведомственные нормативные акты (ведомственные и межведомственные приказы, распоряжения, инструкции).

Вопрос № 2. Основы организации управления органами внутренних дел в особых условиях

  • Главными отличительными особенностями организации управления органами внутренних дел в особых условиях являются:
  • - особый правовой режим (режим ЧС, режим ЧП);
  • - создание новых структурных образова­ний, системы управления и связи (оперативные штабы, специальные пункты управле­ния, специальный сводный отряд, специальные груп­пы (функциональные));
  • - привлечение дополни­тельных сил и средств;
  • - проведение в ряде случаев специальных операций.
  • Территориальная оборона (ТрО) - это специфическая форма вооруженной борьбы, представляющая собой совокупность согласованных и взаимосвязанных действий специально выделенных сил и средств различных министерств и ведомств в целях защиты населения, объектов и коммуникаций от действий противника, диверсионных или террористических актов, а также введения и поддержания режимов военного или чрезвычайного положения. В связи с этим возникает закономерная необходимость формирования ТрО как самостоятельной системы, действующей в угрожаемый период или в случае агрессии против России.

  • Фазы управления процессом ликвидации чрезвычайной си­туацией со стороны лица, принимающего управленческие реше­ния, включают:
  • - анализ оперативной обста­новки, постоянный контроль за ее изменениями для принятия согласованных управленческих ре­шений;
  • - анализ состояния сил и средств на момент чрезвычайной ситуации , проведение расчета сил и средств;
  • - получение соответствующих указаний вышестоящих орга­нов управления и постановку задач личному составу;
  • - постоянный контроль исполнения принятых решений, обмен информацией с взаимодействующими службами;
  • - корректировку расстановки сил и средств в зависимости от складывающейся обстановки.

Этапы ликвидации чрезвычайной ситуации.
  • Этап реагирования на сообщение о чрезвычайной ситуации

  • (с момента поступления первичной информации в дежурную часть ОВД).

    2. Этап оценки обстановки, сложившейся в результате происшествия.

    3. Этап принятия решения:

    -направление сил и средств ОВД в зону ЧС

    -оказание пострадавшим необходимой помощи

    -обеспечение необходимым материальным

    и продуктовым довольствием

    4. Этап реализации принятого решения

    (руководитель ОВД организует выполнение перечисленных мероприятий).

    5. Эвакуационный этап (решение о выводе населения за пределы зоны чрезвычайной ситуации).

    6. Заключительный этап (охрана общественного порядка и безопасности в посткризисный период.

- усиление охраны обществен­ного порядка,

- усиление охраны и обороны особо важных объек­тов,

- разъединение противоборствующих сторон в межнациональ­ных конфликтах, организация и проведение аварийно-спасательных работ,

- организация локализации и тушения пожа­ров,

- разоружение незакон­ных вооруженных формирований,

- силовые, режимно-заградительные, оперативно-поисковые действия,

- деблокирование объекта или отдельной местности,

- эвакуация населения и сопровож­дение пострадавших,

- документирование противоправных дейст­вий.

Вопрос № 3. Задачи и функции оперативных штабов органов внутренних дел в особых условиях и чрезвычайных ситуациях