ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 367

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Конфликтология

Учебное пособие

Составители: Гасиев в. И., Скяева и. В., Тотоев а. Г.

Владикавказ 2013

Цели и задачи дисциплины

Место дисциплины в структуре ооп

Требования к результатам освоения дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Тема 1. Конфликтология в системе научного

2. Направления в разработке теории конфликта

3. Методология и методы конфликтологии

Вопросы для проверки знаний

Литература

Тема 2. Конфликт как социальный феномен

2. Субъекты и участники конфликта

3. Объект конфликта

4. Классификация социальных конфликтов

5. Основные стадии развития конфликта

Вопросы для проверки знаний

Литература

Тема 3. Внутриличностные конфликты

2. Способы разрешения внутриличностных конфликтов

3. Последствия внутриличностного конфликта

Вопросы для проверки знаний

Литература

2. Предупреждение межличностных конфликтов

3. Разрешение межличностных конфликтов

Вопросы для проверки знаний

2. Предотвращение супружеских конфликтов

3. Разрешение супружеских конфликтов

Вопросы для проверки знаний

Литература

Тема 6. Группа и конфликты

2. Характеристика и виды групповых конфликтов

3. Причины возникновения групповых конфликтов

4. Межгрупповые конфликты и их последствия

Вопросы для проверки знаний

Литература

Тема 7. Конфликт в организации

2. Последствия конфликта в организации

3. Предупреждение и регулирование конфликтов

Вопросы для проверки знаний

Литература

2. Причины возникновения этнических конфликтов

3. Особенности развития межэтнических конфликтов

4. Способы урегулирования межэтнических конфликтов

Вопросы для проверки знаний

Литература

Тема 9. Политические конфликты

2. Типология политических конфликтов

3. Регулирование и разрешение политических конфликтов

Вопросы для проверки знаний

Литература

Итоговый тест для проверки знаний

Вопросы к зачету

Содержание

Итак, социальный конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

2. Субъекты и участники конфликта

Понятия «субъект» и «участник» конфликта не всегда тождественны. Субъект – это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Участник конфликта может сознательно (или не вполне сознавая цели и задачи противостояния) принять участие в конфликте, а может случайно или помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт. В ходе развития конфликта статусы участников и субъектов могут меняться местами.

Также необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта. Последние представляют определенные силы, преследующие в чужом конфликте свои интересы.

Косвенные участники могут:

а) провоцировать конфликт и способствовать его развитию;

б) содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению;

в) поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно. Косвенные участники конфликта составляют определенную часть окружающей социальной среды, в которой протекают конфликты. Поэтому социальная среда может выступать либо катализатором, либо сдерживающим или нейтральным фактором развития конфликта.

В социологии конфликта часто используется понятие «сторона конфликта», предполагающее включение как прямых, так и косвенных участников конфликта. Иногда косвенных участников называют третьей стороной или третьим участником. Субъекты и участники социального конфликта могут иметь различные ранги, статусы и обладать определенной силой.

Ранг в переводе с немецкого – звание, чин, разряд, категория. В социальной конфликтологии он определяется по принципу высший – низший и предполагает позицию, занимаемую одним из субъектов конфликта по отношению к противоборствующей стороне. В конфликтологии предложен следующий способ определения рангов оппонентов (субъектов конфликта):

  1. Оппонент первого ранга – человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий свои собственные интересы.

  2. Оппонент второго ранга – отдельные индивиды, защищающие групповые интересы.

  3. Оппонент третьего ранга – структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп.

  4. Высший ранг – государственные структуры, выступающие от имени закона.


В реальном конфликте каждая из сторон стремится понизить ранг противника и повысить свой собственный. Например, прокурор, имеющий высокий ранг государственного обвинителя, уличенный во взятках, может перейти в ранг частного лица, преследующего свои интересы. А обвиняемый прокурором индивид – стать одной из многих жертв недобросовестного обвинителя и тем самым значительно повысить свой ранг в юридическом конфликте. Некоторые исследователи (А. В. Дмитриев, В. Н. Кудрявцев, С.В. Кудрявцев) считают, что введение в конфликтологию понятия ранги оппонентов непродуктивно. Такое мнение не вполне обосновано, так как на уровне подсознания, в своих субъективных оценках, на уровне общественного мнения участники конфликта «наделяются» определенными рангами, хотя с юридической точки зрения для этого и нет оснований.

Социальный статус – это общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Статус может оказывать значительное влияние на положение (позицию) того или иного субъекта и участника в реальном конфликте. Например, статус депутата Государственной Думы или Совета Федерации гарантирует депутатскую неприкосновенность. Статус беженца предполагает определенные политические, экономические и другие льготы. Статус матери может быть учтен при определении меры наказания за правонарушения и т. д.

Сила в социальном конфликте – это возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию противника (оппонента). Она включает всю совокупность средств и ресурсов, как непосредственно задействованных в противоборстве, так и потенциальных. Пока конфликт находится в стадии зарождения, его потенциальные субъекты имеют лишь примерное представление о реальной силе противоположной стороны и о возможной реакции окружающей среды на предполагаемый конфликт. Только с началом конфликта и в ходе его развития информация о силе сторон становится более полной.

Окружающая среда – один из элементов в структуре социального конфликта. Она состоит из физической среды (географических, климатических, экологических и других факторов) и социальной среды (определенных социальных условий, в которых развивается конфликт).


3. Объект конфликта

Одним из непременных элементов конфликта является объект, т. е. конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Все объекты подразделяются на три вида:

  1. Объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-либо невозможно.

  2. Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта.

  3. Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно. Это ситуация «мнимого конфликта».

Определить объект в конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к противоборству. Например, в политической борьбе объектом конфликта является реальная власть в обществе, но каждый из субъектов политического противоборства старается доказать, что основной мотив его конфликтной активности – стремление добиться максимально возможных благ для своих избирателей.

Манипуляция объектом способна принести значительные выгоды одной из сторон и существенно осложнить положение другой. Например, человек, совершивший убийство, может быть оправдан судом, если защита докажет, что ее подзащитный вынужден был применить оружие в целях самообороны. Трудности в нахождении действительного объекта конфликта возникают в сложных конфликтах, когда одни противоречия накладываются на другие, или одни причины конфликта подменяются другими. Иногда и сам субъект конфликта не в полной мере осознает реальные мотивы противоборства. Например, в конфликте между руководителем и подчиненным может сложиться ситуация:

  1. Руководитель обвиняет подчиненного в нежелании работать с необходимой отдачей;

  2. Подчиненный обвиняет руководителя в предвзятом отношении к нему лично;

  3. Реальная причина конфликта, возможно, заключается в том, что подчиненный не обладает необходимым объемом знаний и умений для выполнения поставленных перед ним задач.

Выявление основного объекта – непременное условие успешного решения любого конфликта. В противном случае он или не будет решен в принципе (тупиковая ситуация), или будет решен не в полной мере, и во взаимодействии субъектов останутся тлеющие угли для новых столкновений.


4. Классификация социальных конфликтов

По проблемам классификации социальных конфликтов среди исследователей нет единой точки зрения. Если за основание берутся особенности сторон, то можно выделить конфликты: межличностные, между личностью и группой, внутригрупповые, между малыми и большими социальными общностями, межэтнические и межгосударственные. Если за основание классификации берутся сферы общественной жизни, то можно говорить о политических, экономических, идеологических, социальных, юридических, семейно-бытовых, социокультурных и т. д. конфликтах.

В зависимости от мотивации конфликта, исследователи выделяют три блока социальных конфликтов:

1) возникающих в связи с распределением властных полномочий и позиций;

  1. по поводу материальных ресурсов;

  2. по поводу ценностей важнейших жизненных установок.

Один и тот же вид конфликта может вовлекать в противоборство самые различные уровни сторон. Например, конфликты по поводу властных полномочий, материальных ресурсов или ценностных ориентации могут возникать на уровне и межличностного, и межгруппового, и межгосударственного взаимодействия людей. В процессе возникновения и развития один вид конфликта может накладываться на другой, образуя сложные конфликты, состоящие сразу из нескольких видов.

Существуют также сложные конфликты, в которых одновременно взаимодействуют (содействуют, противодействуют) интересы разных сторон и разных типов конфликтов. При этом одна сторона может быть в содружестве с другой стороной, в коалиции с третьей, в жестком конфликте с четвертой, в нейтралитете с пятой, в антагонизме с шестой, а шестая в антагонизме со второй и т. д.

Социальные конфликты в зависимости от форм, методов и интенсивности противодействия, подразделяют на насильственные и ненасильственные, более интенсивные и менее интенсивные, открытые и закрытые (латентные). В зависимости от времени протекания – затяжные и быстротечные. В зависимости от масштабов распространения – локальные и широкомасштабные.

С учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий ситуации выделяют виды конфликтов:

  1. Ложный конфликт – субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин нет;

  2. Потенциальный конфликт – существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе в силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную;

  3. Истинный конфликт – реальное столкновение между сторонами. В свою очередь, истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:


  • конструктивный возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий;

  • случайный возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств;

  • смещенный – возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта. Например, студент, недовольный низкой оценкой своих знаний, ищет любой повод, чтобы вступить в конфронтацию с экзаменующим преподавателем;

  • неверно приписанный конфликт – это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта, находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношение. Например, человека обвиняют в преступлении, которое он не совершал.

Если за основание классификации берется психическое состояние сторон и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делят на рациональные и эмоциональные. В зависимости от целей конфликта и его последствий, конфликты подразделяют на позитивные и негативные, конструктивные и деструктивные.