ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 358

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Конфликтология

Учебное пособие

Составители: Гасиев в. И., Скяева и. В., Тотоев а. Г.

Владикавказ 2013

Цели и задачи дисциплины

Место дисциплины в структуре ооп

Требования к результатам освоения дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Тема 1. Конфликтология в системе научного

2. Направления в разработке теории конфликта

3. Методология и методы конфликтологии

Вопросы для проверки знаний

Литература

Тема 2. Конфликт как социальный феномен

2. Субъекты и участники конфликта

3. Объект конфликта

4. Классификация социальных конфликтов

5. Основные стадии развития конфликта

Вопросы для проверки знаний

Литература

Тема 3. Внутриличностные конфликты

2. Способы разрешения внутриличностных конфликтов

3. Последствия внутриличностного конфликта

Вопросы для проверки знаний

Литература

2. Предупреждение межличностных конфликтов

3. Разрешение межличностных конфликтов

Вопросы для проверки знаний

2. Предотвращение супружеских конфликтов

3. Разрешение супружеских конфликтов

Вопросы для проверки знаний

Литература

Тема 6. Группа и конфликты

2. Характеристика и виды групповых конфликтов

3. Причины возникновения групповых конфликтов

4. Межгрупповые конфликты и их последствия

Вопросы для проверки знаний

Литература

Тема 7. Конфликт в организации

2. Последствия конфликта в организации

3. Предупреждение и регулирование конфликтов

Вопросы для проверки знаний

Литература

2. Причины возникновения этнических конфликтов

3. Особенности развития межэтнических конфликтов

4. Способы урегулирования межэтнических конфликтов

Вопросы для проверки знаний

Литература

Тема 9. Политические конфликты

2. Типология политических конфликтов

3. Регулирование и разрешение политических конфликтов

Вопросы для проверки знаний

Литература

Итоговый тест для проверки знаний

Вопросы к зачету

Содержание

2. Направления в разработке теории конфликта

В изучении конфликтов можно выделить два основных направления.

1. Концепции Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Н. Смелзера, где преимущественное внимание уделяется проблеме стабильности и устойчивости (функционализм).

2. Теории К. Маркса, М. Вебера, Р. Дарендорфа, где проблематика конфликта занимает доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений (структурализм).

По мнению Т. Парсонса, каждое общество относительно устойчивая, хорошо интегрированная и стабильная структура; каждый элемент общества имеет определенную функцию, т. е. вкладывает нечто в поддержание устойчивости системы; функционирование социальной структуры основывается на ценностном консенсусе членов общества, обеспечивающем стабильность и интеграцию. Парсонс формулирует ряд «функциональных предпосылок» стабильности общества, обеспечение которых позволяет сохранить социальную систему в рамках сложившихся норм и ценностных ориентации, избежать социальных конфликтов и потрясений. Это, во-первых, удовлетворение основных биологических и психологических потребностей значительной части членов данного общества. Во-вторых, эффективная деятельность органов «социального контроля», воспитывающих индивидов в соответствии с господствующими в данном обществе нормами. В-третьих, совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками, в связи с чем индивиды выполняют предписанные им обществом функции и задачи.

Р. Дарендорф полагает, что каждое общество изменяется в каждой своей точке, что социальные изменения вездесущи; каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом, социальный конфликт вездесущ; каждый элемента обществе вносит свой вклад в его дезинтеграцию и изменение; каждое общество основано на том, что одни члены общества принуждают к подчинению других. По мнению Дарендорфа, «кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, тот берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность, получает ритм себе в противники». С его точки зрения, социальный конфликт – результат сопротивления существующим во всяком обществе отношениям господства и подчинения. Подавление конфликта ведет к его обострению, а «рациональная регуляция» – к «контролируемой эволюции».

Видный американский специалист по общей теории систем К. Э. Боулдинг попытался создать общую модель конфликта, зафиксировать ее с помощью формализованного аппарата таким образом, чтобы она была пригодна для каждого отдельного случая. По мнению Боулдинга, конфликты знаменуют собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов. Иными словами, конфликт – «это ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости их потенциальных позиций или состояний и стремятся завладеть позицией, исключающей намерения другой стороны».


Отмеченное разделение концепции интеграции и конфликта определено в одной из последних работ известного современного социолога А. Турена «Возвращение актора. Социальная теория в индустриальном обществе» (1988). Автор говорит о «разных социологиях»: одна из них включает дисциплины, ориентированные на изучение «социального порядка», т. е. совокупности институтов и отношений, обеспечивающих стабильность данной системы. Другая – «социология действия», напротив, интересуется прежде всего изменениями, рассматривает социальные действия как цепь конфликтов.


3. Методология и методы конфликтологии

Методологическую основу конфликтологии как теоретико-прикладной дисциплины составляет комплекс философских, социологических и политологических идей, аккумулируемых в теории конфликта. Коренной вопрос той или иной методологии – вопрос о природе конфликта. Функционалисты исходят из социальной структуры общества, считая, что она не фиксирует постоянные и четкие классовые различия, а характеризуется высоким уровнем, социальной мобильности. Политической же системе принадлежит иная роль - формирование и функционирование полиархии. Последняя означает признание существования многих политически активных, соперничающих в борьбе за власть групп. Следовательно, анализ конфликтов здесь не увязывается с социальной структурой, взаимодействием больших социальных групп.

Структуралисты увязывают анализ конфликтов прежде всего с социальной структурой и ее изменением. Р. Дарендорф, например, пишет: «Социальные конфликты вырастают из структуры обществ, являющихся союзами господства и имеющих тенденцию к постоянно кристаллизуемым столкновениям между организованными сторонами».

Важнейшая проблема методологии теории конфликта – это проблема объективности. Она решается на пути сочетания современных концепций в конфликтологии, включая концепцию согласия, интеграции, с одной стороны, и конфликтную модель общества – с другой. Ведь и конфликт и равновесие, интеграция, выражающаяся в парадигме согласия, – две стороны, два взаимосвязанных момента одного и того же общественного процесса. Ничто не абсолютно: ни конфликт, ни согласие; все относительно и взаимообусловлено.

Объективный и субъективный методы методы в конфликтологии, по сути своей таковы же, как в исторической и политологической науках. В первом случае предполагается рассмотрение конфликта как естественного явления в обществе, безотносительно к оценке его познающим субъектом и противоборствующими сторонами. Во втором – рассмотрение конфликта с точки зрения позиций, с учетом оценки конфликта познающим субъектом и противоположными агентами. И тот и другой познавательные процессы имеют место в действительности. Для объяснения данного конфликта и выработки способов его разрешения важно знание безоценочное и оценочное, необходимы описания конфликта, каков он есть в реальности и каково его восприятие, нужна также оценка противоборствующими сторонами и обществом в лице исследователя. Как объективный, так и субъективный метод только в единстве дают знание о конфликтной реальности, позволяют понять объективную и субъективную стороны конфликта и связанного с ним поведения.


Конфликты любого уровня и вида в обществе – комплексное явление. В конфликтных ситуациях и действиях сплетаются социально-психологические, социальные, экономические, политические, духовные, а также индивидуальные и общественные элементы. Поэтому и методы их изучения многообразные, комплексные. Приоритетность того или иного метода в каждом конкретном случае определяется видом конфликта. Если, например, предметом изучения является межличностный конфликт, то доминирующими методами будут социально-психологические. При анализе конфликтов между крупными социальными группами на первый план выходят социологические и политологические приемы исследования.

В литературе выделяют три уровня изучения конфликтов: фундаментальный теоретический, с позиции теории среднего уровня и эмпирический уровень, подчиненный непосредственно практическим управленческим целям. Соответственно следует различать и функции конфликтологии: теоретико-познавательная, аналитическая и прогностическо-управленческая. Разработка фундаментальных теоретических проблем конфликтологии вносит вклад в развитие социальных наук. Исследования с позиций теории среднего уровня обогащают социологические и политологические знания о механизмах общественных процессов. Изучение конфликта на эмпирическом уровне, в сочетании с теорией, позволяет разрабатывать прогностические модели конфликтного действия общественных субъектов и метода управления им. Анализ конкретных конфликтов – необходимое условие их регулирования и разрешения.


Вопросы для проверки знаний

1. Что такое конфликт?

2. Какие направления в разработке теории конфликтов Вы знаете?

3. Назовите основные методы конфликтологии.

4. Назовите основные функции конфликтологии.

Литература

1. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1995.

2. Конфликтология: учеб. для студ. вузов. Под ред. Проф. В. П. Ратникова. – 2-е изд., перер. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2008.

3. Лукин Ю. Ф. Конфликтология: управление конфликтами: management of conflicts: учеб. для вузов. М.: Академический Проект; Трикста, 2007.

4. Кильмашкина Т. Н. Конфликтология: социальные конфликты: уч. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2004

5. Козер Л. А. Функции социального конфликта. Социальный конфликт: современные исследования. 1991.

Тема 2. Конфликт как социальный феномен

ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

1. Понятие социального конфликта

2. Субъекты и участники конфликта

3. Объект конфликта

4. Классификация социальных конфликтов

5. Основные стадии развития конфликта

Текст лекции

1. Понятие социального конфликта

Конфликт (от латинского – confliktus) означает столкновение сторон, мнений, сил. Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые различия в социальной структуре, личностные (эмоционально-психологические) различия и т. д. Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. е. действия, направленные друг против друга.

В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.