ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
1 Вопрос:
Для эффективного управления денежными потоками нужно знать законодательно установленную очередность платежей по обязательствам предприятия. Умение выбрать форму расчетов позволит сэкономить значительные средства, ускорить движение денежных средств, эффективно использовать оборотный капитал. Организации могут открывать в банках счета: расчетные, текущие, валютные, ссудные. Отношения предприятия с банком строятся на основе договора банковского счета. В этом договоре фиксируются взаимные права и обязанности сторон, их ответственность за проведение операций по счету. В договоре банковского счета может быть предусмотрена возможность осуществления платежей и при отсутствии достаточных средств на счете клиента (кредитование счета — овердрафт). За пользование средствами, находящимися на расчетном счете клиента, банк уплачивает проценты. Эти проценты для предприятияклиента являются внереализационным доходом. Для операций с иностранной валютой банки открывают организациям транзитные и валютные счета. Зная механизм операций с иностранной валютой, финансисты смогут избежать нарушений в области валютного регулирования. Денежные расчеты подразделяются на две группы: - расчеты по товарным операциям; - расчеты по нетоварным операциям. Расчеты по товарным операциям осуществляются следующими видами платежей: - платежными поручениями; - плановыми платежами; - платежными требованиями; - аккредитивами; - расчетными чеками; - зачетом взаимных требований; - векселями; - встречным движением товара (товарообменные операции); - расчетами наличными средствами. Формы расчетов устанавливаются сторонами в договоре. Расчеты по нетоварным операциям осуществляются только с помощью платежных поручений. Расчеты наличными средствами регламентируются нормативными документами, Осуществление наличных расчетов контролирует ЦБ России. Он устанавливает предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, В настоящее время предел установлен в размере 60 тыс. руб. по одной сделке. Сделкой считается платеж по одному и тому же договору в рамках одной и той же поставки (работ, услуг). Нарушение нормального денежного оборота в стране вызвало всплеск товарообменных операций. Бартерная сделка — это безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами, оформленный единым договором (контрактом). Широкое распространение получила вексельная форма расчетов. Вексель — это долговое письменное обязательство выплатить указанную в векселе сумму в оговоренный срок. Вексель используется как форма коммерческого кредита и как средство платежа. Это ценная бумага, дающая бесспорное право его владельцу (векселедержателю) требовать с должника уплаты суммы обязательства. Различают два вида векселей: простой (соло) и переводный (тратта). Вексель должен иметь все реквизиты, установленные для этого вида ценных бумаг. Отсутствие в нем хотя бы одного из обязательных реквизитов лишает его силы векселя и он превращается в обычное долговое обязательство. От других ценных бумаг вексель отличается тем, что его можно передать из рук в руки. В этом случае вексель становится средством платежа. Значение векселей как инструмента финансового рынка трудно переоценить. Безусловность векселя как долгового обязательства, строгость взысканий по нему, возможность использования его как средства коммерческого кредита и источника дохода обусловили его широкое применение в России. Банковский вексель может быть использован векселедержателем как средство платежа при расчетах с другими предприятиями, а также продан на вторичном рынке ценных бумаг другому инвестору. Предприятие должно контролировать своевременность и полноту расчетов по своим обязательствам. При наличии достаточного количества платежных средств, предприятие рассчитывается в порядке поступления требований и сроков платежа.
Расчеты по инкассо - это банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.
Расчеты по инкассо производятся на основании платежных требований и инкассовых поручений.
Платежные требования применяются при расчетах за товары (работы, услуги), а также в иных случаях, предусмотренных договором плательщика с его контрагентом.
Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.
Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.
Достоинством акцептной формы расчетов платежными требованиями является то, что она позволяет плательщику контролировать соблюдение поставщиком условий, предусмотренных договорами. Ее недостаток заключается в сравнительно медленном поступлении средств на счет поставщика (5 дней на акцепт и двойной срок почтового пробега).
Расчеты платежными требованиями, оплачиваемыми в безакцептном порядке, производятся, как правило, на основании соответствующих законов. В этом случае получатель должен указать в платежном требовании номер, дату принятия и название соответствующего закона. Как правило, со счетов плательщика без акцепта оплачивают требования за газ, воду, электрическую и тепловую энергию, канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные и некоторые другие услуги.
Аккредитивная форма расчетов
Применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов в соответствии с положениями о поставщиках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.
Особенность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции. Аккредитив - это условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи.
2 вопрос:
Безналичные расчеты – это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований. Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения. Особенности безналичных расчетов проявляются в следующем: Ø в расчетах наличными деньгами принимают участие плательщик и получатель, передающие наличные средства. В безналичных денежных расчетах участников трое: плательщик, получатель и банк, в котором осуществляются такие расчеты в форме записи по счетам плательщика и получателя; Ø участники безналичных денежных расчетов состоят в кредитных отношениях с банком. Эти отношения проявляются в суммах остатков на счетах участников таких расчетов. Подобные кредитные отношения в налично-денежном обороте отсутствуют; Ø перемещения (перечисления) денег, принадлежащих одному участнику расчетов, в пользу другого производятся путем записей по их счетам, в результате чего изменяются кредитные отношения банка с участниками таких операций. Другими словами, здесь производится кредитная операция, совершаемая с помощью денег. Тем самым оборот наличных денег замещается кредитной операцией. Значение безналичных расчетов велико, так как: Ø безналичные расчеты способствуют концентрации денежных ресурсов в банках. Временно свободные денежные средства предприятий, хранящиеся в банках, являются одним из источников кредитования; Ø безналичные расчеты способствуют нормальному кругообороту средств в различных отраслях экономики; Ø четкое разграничение безналичного и наличного денежного оборотов создает условия, облегчающие планирование денежного обращения и безналичного денежного оборота. Расширение сферы безналичного оборота позволяет более точно определять размеры эмиссии и изъятия наличных денег из обращения.
Наличные расчеты – это расчеты, в которых реально участвуют наличные деньги. Они
производятся путем передачи денежных банкнот и монет одним лицом другому лицу во исполнение
какого-либо гражданско-правового обязательства.
3 Вопрос:
Открытие счетов юридических лиц
Порядок открытия и круг операций, осуществляемых с расчетного или текущего счета, регламентируется Центральным банком России, а механизм функционирования соответствующего счета (возможность овердрафта и т. д.) определяется банком по согласованию с конкретным клиентом и закрепляется договором по расчетно-кассовому обслуживанию.
Для открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) в банк представляются оригиналы документов или их копии, заверенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В банк могут быть представлены копии документов, заверенные клиентом - юридическим лицом, при условии установления банком их соответствия оригиналам документов. Копии документов, заверенные клиентом - юридическим лицом, должны содержать подпись лица, заверившего копию документа, его фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность, а также оттиск печати (при ее отсутствии - штампа) клиента.
На принятой от клиента - юридического лица изготовленной им копии документа должностное лицо банка учиняет надпись «сверено с оригиналом» и проставляет свою подпись с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и должности, а также оттиск печати или штампа банка, установленного для этих целей распорядительным актом банка.
Должностное лицо банка может изготовить и заверить копии с документов, представленных клиентом (его представителем) для открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту), в помещении банка. При этом должностное лицо банка учиняет на изготовленной копии документа надпись «копия верна» и проставляет свою подпись с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и должности, а также оттиск печати или штампа банка, установленного для этих целей распорядительным актом банка. Инструкция ЦБ РФ от 14.09.2006 N 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»
2.1 Перечень документов, предоставляемых клиентом в банк для открытия счета
1. Для открытия расчетного счета юридическому лицу - резиденту в банк представляются:
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
- учредительные документы юридического лица.
Юридические лица, действующие на основе типового устава, утверждаемого Правительством Российской Федерации; действующие на основе типовых положений об организациях и учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, и разрабатываемых на их основе уставов; действующие на основе типового положения и устава, представляют указанные документы.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления представляют законодательные и иные нормативные правовые акты, принимаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об их создании и правовом статусе.
Дипломатические и приравненные к ним представительства иностранных государств (за исключением посольств и консульств) представляют документы, подтверждающие статус представительства.
Международные организации представляют международный договор, устав или иной аналогичный документ, подтверждающий статус организации;
- лицензии (разрешения), выданные юридическому лицу в установленном законодательством Российской Федерации порядке на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, в случае если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор банковского счета соответствующего вида;
- карточка;
- документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете, а в случае когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;
- документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Переоформление счетов юридических лиц
При переоформлении счета в связи с реорганизацией (слияние, присоединение и т. д.) в банк представляются те же документы, что и при открытии счета. При изменении наименования или подчиненности необходимо не позднее месяца со дня переименования или изменения подчиненности представить заявление владельца счета о соответствующих изменениях и копию данного решения.
Перечень документов для переоформления банковского счета:
1. При изменении наименования юридического лица:
- Заявление-анкета о переоформлении счетов юридического лица, филиала/представительства юридического лица (на бланке Банка).
- Решение (протокол) высшего органа управления о внесении изменений в учредительные документы.