Файл: Курсовая.Министерство образования и науки РФ..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.04.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки РФ

Елецкий Государственный Университет им.И.А.Бунина

Физико-математический факультет

Кафедра математического анализа и элементарной математики

Курсовая работа по математике

«Вклад Б.В.Гнеденко в развитие теории вероятностей»

Выполнила студентка

группы М-31

Рогачева Анна Юрьевна

Научный руководитель:

доктор педагогических

наук, профессор С.В.

Щербатых

Елец – 2013 Введение

Борис Владимирович Гнеденко – известный математик 20 века, занимавшийся разработками в сфере теории вероятностей и её приложений. Он ученик и соратник А.Н.Колмогорова и А.Я. Хинчина, получивший впоследствии мировую известность благодаря исследованиям по теории суммирования независимых случайных величин. Исследования были оформлены в монографии «Предельные теоремы для сумм независимых случайных величин», которая была издана совместно с А.Н.Колмогоровым.

Б.В.Гнеденко - основатель школы на Украине, а также вероятностной школы В Германской Демократической Республике и московской школы теории массового обслуживания и надежности. Борис Владимирович занимался изучением истории математики, был известен как непосредственный разработчик развития вычислительной техники в Советском Союзе. Десятки тысяч студентов учились и учатся по его учебнику «Курс теории вероятностей».

Б.В. Гнеденко внес неизмеримый вклад в развитие школьного и вузовского образования.

Целью моей курсовой работы стало выявление вклада Б.В. Гнеденко в развитие теории вероятностей. Основное внимание акцентируется на предельных теоремах теории вероятностей, математической статистике, теории надежности, статистических методах управления качеством и теории массового обслуживания.


Содержание

Введение………

  1. §1. Биография и творческий путь б. В. Гнеденко

2 . §2. Суммирование независимых случайных величин

3. §3. Неоценимый вклад б.В.Гнеденко в теорию массового обслуживания

§1. Биография и творческий путь б. В. Гнеденко

«Борис Владимирович Гнеденко родился 1 января (по новому стилю) 1912 года в Симбирске (ныне Ульяновск).

Его дед Василий Ксенофонтович Гнеденко и бабушка Анаста- сья Изотовна (оба по отцовской линии) — крестьяне Полтавской губернии, перебравшиеся в семидесятых годах XIX века в Ка­занскую губернию, где они получили землю в деревне Базарные Матаки. Отец — Владимир Васильевич Гнеденко — закончил зем­лестроительное училище и работал землемером. Мама — Мария Степановна — родилась в Костроме, закончила прогимназию (се­милетнее училище), в которой получила музыкальную специали­зацию (игра на фортепьяно), дававшую право преподавать музыку В 1915 году семья переехала в Казань, где одновременно с ра­ботой землемера Владимир Васильевич с осени 1916 года стал сту­дентом физико-математического факультета университета. Весной 1918 года по ложному доносу одного из коллег Владимир Василье­вич был арестован и полгода провел в концлагере под Казанью. Его здоровье было сильно подорвано, и по возвращении домой осенью 1918 года он был вынужден оставить студенческую скамью.

Этой же осенью 1918 года Борис Владимирович (Б. В.) посту­пил в школу. Как он сам пишет в своих воспоминаниях: «Все бы хорошо, если бы не было арифметики. Я действительно не любил арифметику, хотя складывал, вычитал, умножал и делил совсем неплохо. Я увлекался поэзией».

В связи с состоянием здоровья отца семья в 1923 году пере­езжает в Галич, где Владимир Васильевич работает старшим зем­леустроителем. К приезду семьи в Галич набор в школы был закончен, и этот год с Борей занимается мама. «Мама узнала программу и начала заниматься с нами, чтобы мы не отста­ли. Достали учебник грамматики, арифметику Киселева, учебник географии Иванова. Я с особым удовольствием читал учебник географии и учил правила грамматики русского языка». Летом


  1. года Б. В. зачисляется в школу, в один класс с братом, при этом он перескакивает сразу через два класса. Родители начали задумываться о дальнейшем образовании своих детей, и в апреле

  2. года семья переезжает в Саратов.

В Саратове братья были зачислены в школу № 3, бывшее ре­альное училище. Выяснилось, что они серьезно отстали по химии и математике, и на осень им были назначены переэкзаменовки по этим предметам. Это оказалось очень полезным. «Мы сумели продумать весь материал по математике и по химии, прорешать по многу десятков задач, и осенью, благодаря этому, переэкза­меновка прошла благополучно. Более того, химия и математика стали восприниматься совершенно свободно, задачи не вызывали никаких трудностей, и я начал решать задачи сразу в уме, как толь­ко узнавал условие. По математике и химии я выдвинулся в число первых учеников класса. Одноклассники стали обращаться ко мне за помощью. Математика стала мне нравиться... Мне нравилось учиться, дополнительно читать книги, решать нестандартные зада­чи... Я достал сборник конкурсных задач, предлагавшихся на всту­пительных экзаменах в Петроградский институт инженеров путей сообщения. Ни одна задача из этого сборника не вызвала у меня затруднений... Я отдавал себе отчет в том, что хочу учиться дальше и буду добиваться этого права. Я тщательно изучил правила приема в вузы страны и повсюду наталкивался на одно требование, ко­торому я не удовлетворял, — поступающему должно исполниться 17 лет, мне же было только 15... Брат хотел стать или инженером, или физиком, а я мечтал о кораблестроении. Я даже послал в Ле­нинградский кораблестроительный институт письмо с просьбой допустить меня к вступительным экзаменам в мои пятнадцать лет».

Из города на Неве на это письмо Б. В. получил отказ. Тогда он посылает письмо народному комиссару просвещения А. В. Лу­начарскому с просьбой разрешить ему поступать в Саратовский университет. К началу вступительных экзаменов разрешение было получено. С осени 1927 года Б. В. — студент физико-математиче­ского факультета Саратовского университета. «В мае 1930 года нам объявили, что мы будем заниматься все лето, с тем чтобы в сен­тябре разъехаться по местам работы. Было решено организовать ускоренный выпуск... Экзамены были сданы, и в середине августа нам были выданы документы об окончании Саратовского универ­ситета. Я не испытывал от этого ни радости, ни удовлетворения. Я понимал, что получено ущербное образование и нужно прило­жить много собственных усилий, чтобы исправить положение дел».


Один из университетских преподавателей Б. В. — профессор Георгий Петрович Боев — в это время был приглашен заведовать кафедрой математики в организуемый в Иваново-Вознесенске Тек­стильный институт и, в свою очередь, пригласил Б. В. на должность ассистента этой кафедры. В Иваново-Вознесенске Б. В. препода­вал и занимался вопросами применения математических методов в текстильном деле. Здесь им были написаны его первые работы по теории массового обслуживания, здесь Б. В. увлекся теори­ей вероятностей. Этот период деятельности сыграл огромную роль в его формировании как ученого и педагога.

Понимая необходимость углубления сво­их математических знаний, Б. В. в 1934 го­ду поступает в аспирантуру механико-мате­матического факультета МГУ. Его научны­ми руководителями становятся А. Я. Хин­чин и А. Н. Колмогоров. В аспирантуре Б. В. увлекся предельными теоремами для сумм независимых случайных величин. 16 июня 1937 года он защитил кандидатскую диссер­тацию на тему «О некоторых результатах по теории безгранично делимых распреде­лений», и с 1 сентября этого же года он — младший научный сотрудник Института ма­тематики МГУ.

В работах А. Я. Хинчина и Г. М. Бавли было установлено, что класс возмож­ных предельных распределений для сумм независимых случайных величин совпада­ет с классом безгранично делимых рас­пределений. Оставалось выяснить условия существования предельных распределений и условия сходимости к каждому возмож­ному предельному распределению. Заслуга постановки и решения этих задач принад­лежит Б. В. Гнеденко. Б. В. предложил оригинальный метод, полу­чивший название метода сопровождающих безгранично делимых законов (идея метода появилась в октябре 1937 года и опублико­вана в «Докладах АН СССР» в 1938 году). Он позволил единым приемом получить все ранее найденные в этой области результаты, а также и ряд новых.

В ночь с 5-го на 6-е декабря 1937 го­да Борис Владимирович был арестован. Ему предъявили надуманное обвинение в контр­революционной деятельности и участии в контрреволюционной группе, возглавляе­мой профессором А. Н. Колмогоровым. Его водили на допросы, во время одного из ко­торых ему не давали спать в течение восьми суток. Требовали подписать бумаги, содер­жащие ложные обвинения. Борис Владими­рович не подписал ничего, что могло бы быть поставлено в вину ему, А. Н. Колмого­рову или кому-либо другому. В конце мая 1938 года его освободили.

С осени 1938 года Б. В. — доцент кафедры теории вероятностей механико-мате­матического факультета МГУ, ученый сек­ретарь Института математики МГУ. К это­му периоду относятся работы Б. В. Гнеденко, в которых дано решение двух важных задач.


Первая из них касалась построения асимп­тотических распределений максимального члена вариационного ряда, выяснения при­роды предельных распределений и условий сходимости к ним. Вторая задача касалась построения теории поправок к показаниям счетчиков Гейгера-Мюллера, применяемых во многих областях физики и техники. В на­чале июня 1941 года Б. В. защитил докторскую диссертацию, состоящую из двух частей: теории суммирования и теории макси­мального члена вариационного ряда.

В годы Великой Отечественной войны Б. В. принимал актив­ное участие в решении многочисленных задач, связанных с оборо­ной страны.

В феврале 1945 года Борис Владимирович избирается членом-корреспондентом АН УССР и направляется Президиумом АН УССР во Львов для восстановления работы Львовского уни­верситета. Во Львове Б. В. читает разнообразные курсы лекций: математический анализ, вариационное исчисление, теорию анали­тических функций, теорию вероятностей, математическую стати­стику и др., в окончательной формулировке доказывает локальную предельную теорему для независимых, одинаково распределенных решетчатых слагаемых (1948), начинает исследования по непара­метрическим методам статистики. Во Львове им были воспитаны талантливые ученики — Е. Л. Рвачева (Ющенко), Ю. П. Студнев, И. Д. Квит и др.

Курс лекций по теории вероятностей послужил Борису Вла­димировичу основой для написания учебника «Курс теории ве­роятностей» (1949). Эта книга многократно издавалась в разных странах и является одним из основных учебников по теории веро­ятностей и в наши дни. В эти же годы им совместно с А. Н. Колмо­горовым написана монография «Предельные распределения для сумм независимых случайных величин» (1949), за которую авто­ры были удостоены премии АН СССР им. П. Л. Чебышева (1951). Совместно с А. Я. Хинчиным Б. В. пишет «Элементарное введение в теорию вероятностей» (1946), которое, в свою очередь, выдер­жало множество изданий в СССР и за рубежом. Кроме этого Борисом Владимировичем была написана замечательная книга «Очерки по истории математики в России» (1946).

В 1948 году Борис Владимирович избирается академиком АН УССР, и в 1950 году Президиум АН УССР переводит его в Киев. Здесь он возглавляет только что созданный в Институте математики АН УССР отдел теории вероятностей и одновременно заведует кафедрой теории вероятностей и алгебры в Киевском университете. Очень скоро около него образовалась группа моло­дежи, заинтересовавшейся теорией вероятностей и математической статистикой. Первыми киевскими учениками Б. В. были В. С. Ко­ролюк, В. С. Михалевич и А. В. Скороход.