ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.04.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИКЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.А. БУНИНА»

Факультет спортивный

Кафедра спортивных дисциплин

Курсовая работа

На тему: «Основные стороны подготовки спортсмена»

Выполнил: студент группы С-41

очного отделения Коровин Павел

Научный руководитель:

степень, звание

Прокофьев А.И.

Елец – 2014

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 3

Глава I. Основные стороны подготовки спортсмена…………………

1.1Техническая подготовка спортсменов………………………………

1.2Физическая подготовка спортсменов……………………………….

1.3Тактическая подготовка спортсменов ……………………………..

1.4Психологическая подготовка…………………………………………

1.5Теоритическая подготовка……………………………………………

1.6Интегральная подготовка……………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ Основные стороны подготовки спортсмена Как и всякое целесообразное обучение, все стороны подготовки спортсмена представляет собой процессы управления формированием знаний, умений и навыков. На нее распространяются общие принципы дидактики и дидактические положения методики физического воспитания. Актуальность работы заключается в рассмотрении степени развитии спортсменом системы подготовки , соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов. Цель работы состоит в изучении основных сторон подготовки спортсмена. Достижение цели предполагает решение ряда исследовательских задач: 1. Определить содержание технической подготовки спортсмена. 2. Рассмотреть направленность и средства общей и специальной технической подготовки. 3. Определить место технической подготовки в микроцикле и многолетнем процессе подготовки. Объектом исследования является специфика спортивной подготовки. Предметом исследования выступает общая и специальная техническая подготовка спортсмена. Степень научной разработанности вопроса. Основой для написания нашей работы послужили труды в области теории физического воспитания Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова, Т. Ю. Круцевич, Ю. Ф. Курамшина, В. И. Попова. Исследования И. С. Барчукова, В. П. Савина посвящены вопросам технической подготовки. В них рассматриваются проблемы общей и специальной технической подготовки, а также различные средства технической подготовки спортсмена. Основными методами нашей работы стали сравнительный и описательный. Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение. Структура работы подчинена логике научного исследования и состоит из введения, теоретической главы, заключения и библиографического списка. Первая глава является теоретической. В ней рассматриваются основы общей и специальной технической подготовки спортсмена


Техническая подготовка спортсменов СПЕЦИФИКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА 1.1. Содержание технической подготовки спортсмена

В системе подготовки спортсмена выделяют: спортивную тренировку, соревнования, внетренировочные и внесоревновательные факторы, повышающие результативность тренировки и соревнований. Основными сторонами подготовки спортсмена являются физическая, техническая, тактическая, психическая и интегративная подготовки. Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства. Спортивная техника ― это «способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей» [6, с. 32]. Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой. 1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика и др.). В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, например, во время отталкивания в беге или в прыжках в длину и высоту, при выполнении финального усилия в метании копья, диска и т. д. 2. Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт и др.). Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена. 3. Виды спорта, в основе которых лежит искусство движений (гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений. 4. Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы [6, с. 34]. Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий. Достаточно высокий уровень технической подготовленности называют техническим мастерством. Критериями технического мастерства являются:

1. Объем техники ― общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен. 2. Разносторонность техники ― степень разнообразия технических приемов. Так, в спортивных играх это ― соотношение частоты использования разных игровых приемов. Данные показатели технического мастерства являются особенно значимыми в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических действий, ― спортивные игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание. Эффективность владения спортивной техникой характеризуется степенью близости техники спортивного действия к индивидуально оптимальному варианту. Под технической подготовкой следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов. Основной задачей технической подготовки спортсмена является обучения его основам техники соревновательной деятельности или упражнений, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных для предмета состязания форм спортивной техники. В процессе спортивно-технической подготовки необходимо добиться от спортсмена, чтобы его техника отвечала следующим требованиям: 1. Результативность техники обусловливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информативностью для соперника. 2. Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатам, соответствием уровню физической, технической, психической подготовленности. 3. Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий, функционального состояния спортсмена. Современная тренировочная и особенно соревновательная деятельность характеризуются большим количеством сбивающих факторов. К ним относятся активное противодействие соперников, прогрессирующее утомление, непривычная манера судейства, непривычное место соревнований, оборудование, недоброжелательное поведение болельщиков и др. Способность спортсмена к выполнению эффективных приемов и действий в сложных условиях является основным показателем стабильности и во многом определяет уровень технической подготовленности в целом. 4. Вариативность техники определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Опыт показывает, что стремление спортсменов сохранить временные, динамические и пространственные характеристики движений в любых условиях соревновательной борьбы к успеху не приводит. Например, в циклических видах спорта стремление сохранить стабильные характеристики движений до конца дистанции приводит к значительному снижению скорости. Вместе с тем компенсаторные изменения спортивной техники, вызванные прогрессирующим утомлением, позволяют спортсменам сохранить или даже несколько увеличить скорость на финише [12, с. 133]. Еще большее значение вариативность техники имеет в видах спорта с постоянно меняющимися ситуациями, острым лимитом времени для выполнения двигательных действий, активным противодействием соперников и т. п. (единоборства, игры, парусный спорт и др.). 5. Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При прочих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энергозатратами, наименьшим напряжением психических возможностей спортсмена. В спортивных играх, единоборствах, сложно-координационных видах спорта важным показателем экономичности является способность спортсменов к выполнению эффективных действий при их небольшой амплитуде и минимальном времени, необходимом для выполнения. 6. Минимальная тактическая информативность техники для соперников является важным показателем результативности в спортивных играх и единоборствах. Совершенной здесь может быть только та техника, которая позволяет маскировать тактические замыслы и действовать неожиданно. Поэтому высокий уровень технической подготовленности предусматривает наличие способности спортсмена к выполнению таких движений, которые, с одной стороны, достаточно эффективны для достижения цели, а с другой - не имеют четко выраженных информативных деталей, демаскирующих тактический замысел спортсмена [12, с. 135]. Условно различают общую техническую и специальную спортивно-техническую подготовку. Задачи общей технической подготовки заключаются в расширении фонда двигательных умений и навыков (школы движений), а также в воспитании двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническому совершенствованию в избранном виде спорта. Основной задачей в специальной спортивно-технической подготовке является формирование таких умений и навыков выполнения соревновательных действий, которые позволяют спортсмену с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в соревнованиях и обеспечивают прогресс технического мастерства в процессе занятий спортом. Итак, техническая подготовка направлена на обучение спортсмена системе движений соответствующей особенностям данного вида спорта. 1.2. Направленность и средства общей и специальной технической подготовки При подготовке спортсменов высокой квалификации недостаточно ориентироваться только на высокий уровень их физической и психологической подготовленности. Необходимо вести поиск путей повышения результатов за счет рационального использования технического мастерства на базе высокой тактической подготовки спортсменов, так как она играет большую роль в достижении победы над соперником. Она позволяет более рационально распределять силы в процессе соревнования, схватки и на более качественной основе выполнять свои приемы, что, в конечном счете, дает возможность правильно решать задачи достижения высоких спортивных результатов. Техническая подготовка спортсмена ― «процесс обучения его основам техники соревновательных действий, или действий, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных форм спортивной техники» [7, с. 68]. Как и всякое целесообразное обучение, техническая подготовка спортсмена представляет собой процесс управления формированием знаний, умений и навыков (в данном случае, относящихся к технике двигательных действий). На нее распространяются общие принципы дидактики и дидактические положения методики физического воспитания. Центральная задача в технической подготовке ― сформировать такие навыки выполнения соревновательных действий, которые позволили бы спортсмену с наибольшей эффективностью использовать его возможности в состязаниях, и обеспечить не­уклонное совершенствование технического мастерства в процессе многолетних занятий спортом. Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности. Общая техническая подготовка заключается, прежде всего, в пополнении фонда двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой формирования технических навыков в спортивных единоборствах. В ней широко используется эффект положительного переноса навыков: навыки, формируемые в процессе общей подготовки, входят ― обычно в преобразованном виде ― в состав возникающих на их основе специфических навыков и содействуют их совершенствованию. Кроме того, расширение фонда двигательных умений и навыков способствует проявлению экстраполяции ― возможности выполнять движения «с листа», без предварительной подготовки. Общая техническая подготовка спортсмена включает также обучение технике упражнений, избираемых в качестве дополнительных средств физической подготовки (понятно, что раньше, чем использовать то или иное упражнение как средство воспитания физических качеств, нужно научиться технически правильно его выполнять). Кроме освоения навыков существенной стороной этого раздела подготовки должно быть воспитание координационных способностей, от которых в решающей мере зависит степень технического совершенствования. Задачи в процессе общей технической подготовки решаются следующие: 1. Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта. 2. Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП [7, с. 71]. Специальная техническая подготовка направлена на овладение техникой движений в избранном виде спорта. Она обеспечивает решение следующих задач: 1. Сформировать знания о технике спортивных действий. 2. Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможностям спортсмена. 3. Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях. 4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования). 5. Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее. Специальная техническая подготовка направлена на формирование специфических для данного вида спорта двигательных навыков, на отработку индивидуальных особенностей техники спортсмена. Для спортсменов разной квалификации существуют достаточно точные критерии оценки специальной технической подготовленности. В процессе технической подготовки используется комплекс средств и методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы: средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. К ним относятся: А) беседы, объяснения, рассказ, описание и др.; Б) показ техники изучаемого движения; В) демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей; Г) использование предметных и других ориентиров; Д) звуко - и светолидирование;


Е) различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации. Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений. В этом случае применяются: А) общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта; Б) специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они направлены на овладение техникой своего вида спорта; В) методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов; Г) равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений [13, с. 116]. Применение данных средств и методов зависит от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки. Средствами технической подготовки являются общеподготовительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения, которые должны отвечать следующим требованиям: 1. Упражнения, направленные на формирование соревновательных действий по частям, не должны отличаться по главным структурным признакам от воспроизводимых частей соревновательного упражнения. 2. Порядок формирования или перестройки фаз соревновательного упражнения зависит как от особенностей структуры, так и от подготовленности спортсмена, в том числе от имеющегося у него двигательного опыта. Чем сложнее соревновательная комбинация и отдельные элементы, которые войдут в нее, тем труднее затем собрать все расчлененные упражнения и сформировать необходимый ритм всего соревновательного действия в целом. В пределах выполняемых фаз необходимо сформировать и уточнить двигательные задачи, положения тела (исходные, конечные), взаиморасположение звеньев тела, а затем способ перехода из начального в конечное положение. 3. Независимо от того, разучивается ли действие преимущественно сразу в целом или по частям, спортсмен должен на первом этапе научиться контролировать и корректировать движения (сначала зрительно, затем без участия зрения), для чего необходимо знать главные «контрольные точки» в каждой фазе (положения и взаимоположения звеньев двигательного аппарата). 4. Закреплять навыки расчлененного выполнения соревновательного упражнения целесообразно, если не возникает серьезных препятствий для объединения частей в целое. Это зависит от того, насколько органически они связаны друг с другом. Например, в гимнастических комбинациях опасность чрезмерного закрепления этих элементов как отдельных навыков сравнительно невелика, а при вычленении фаз прыжков, метаний - гораздо больше. 5. Успешная реализация задач по формированию новой техники соревновательных действий и преобразованию старых навыков на первом этапе (этапе начального разучивания) определяется использованием методических подходов и приемов, облегчающих технически верное выполнение упражнения, особенно когда они отличаются координационной сложностью и связаны с предельными усилиями скоростно-силового характера [13, с. 116]. Кроме приемов расчленения упражнения на части и прямой физической помощи тренера применяются: 1) технические средства: А) средства формирования и уточнения представлений о движениях в сознании занимающихся; Б) средства, вводящие в обстановку обучения (различного рода ориентиры); В) средства срочной и сверхсрочной информации о выполняемых движениях; Г) тренажеры, применяемые для обучения движениям; Д) тренажеры для совершенствования двигательных действий и развития специальных двигательных качеств; Е) средства, обеспечивающие страховку. 2) облегченные тренировочные снаряды и специальное оборудование: подвесные лонжи, подкидные мостики для прыжков, батуты, наклонные дорожки, беговые, гребные и плавательные тредбаны. Применение данных средств и методов зависит от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки. 1.3. Место технической подготовки в микроцикле и многолетнем процессе подготовки Микроцикл ― это «ряд тренировочных занятий (элементарных рабочих циклов)» [3, с. 98]. Элементарный рабочий цикл состоит из двух полуциклов (фаз): первого ― от начала работы (тренировочного занятия) до окончания вследствие исчерпания ресурсов и второго ― от окончания работы до полного восстановления), составляющих относительно законченный повторяющийся фрагмент тренировочного процесса. Минимальное число тренировочных занятий в микроцикле ― два. Основные параметры микроцикла ― количество рабочих (тренировочных, соревновательных) дней и количество тренировочных занятий в них, а также количество дней отдыха. Варианты микроциклов в этом плане выделяют следующие: 6:1;5:1;4:1;3:1;2:1 (шесть тренировочных дней и день отдыха и т. д.). Количество тренировочных занятий в день может быть от одного до трех. Исходя из того, что тренировка и соревнования являются важнейшими компонентами системы подготовки спортсменов, решающее значение имеют тренировочные и соревновательные микроциклы. Определяющими для построения названных микроциклов служат задачи, адекватность главным соревнованиям, количество дней тренировки (соревнований) и отдыха, количество занятий в день тренировки и соревнований, продолжительность этих занятий, содержание занятий, интенсивность нагрузки и характер отдыха, различное сочетание перечисленных компонентов дает широкий диапазон вариантов построения микроциклов и их объединения в более крупные структурные единицы ― блоки (средние циклы). Техническая подготовка в микроцикле ― это выполнение соревновательных упражнений с интенсивностью более 80% от ПМ (реализационный микроцикл). Внешними признаками микроцикла являются: — наличие двух фаз в его структуре — стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстановительной фазы (разгрузка и отдых). При этом равные сочетания (по времени) этих фаз встречаются лишь в тренировке начинающих спортсменов. В подготовительном периоде стимуляционная фаза значительно превышает восстановительную, а в соревновательном их соотношения становятся более вариативными; — часто окончание микроцикла связано с восстановительной фазой, хотя она встречается и в середине его; — регулярная повторяемость в оптимальной последовательности занятий разной направленности, разного объема и разной интенсивности [3, с. 102]. Анализ тренировочного процесса в различных видах спорта позволяет выделить определенное число обобщенных по направлениям тренировочных микроциклов: втягивающих, базовых, контрольно-подготовительных, подводящих, а также соревновательных и восстановительных. В практике отдельных видов спорта встречается от четырех до девяти различных типов микроциклов. Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренировочной работе. Применяются в первом мезоцикле подготовительного периода, а также после болезни.


Базовые микроциклы (общеподготовительные) характеризуются большим суммарным объемом нагрузок. Их основные цели — стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физической, волевой, специальной психической подготовки. В силу этого базовые микроциклы составляют основное содержание подготовительного периода. Контрольно-подготовительные микроциклы делятся на специально подготовительные и модельные.

Специально подготовительные микроциклы, характеризующиеся средним объемом тренировочной нагрузки и высокой соревновательной или околосоревновательной интенсивностью, направлены на достижение необходимого уровня специальной работоспособности в соревнованиях, шлифовку технико-тактических навыков и умений, специальную психическую подготовленность. Модельные микроциклы связаны с моделированием соревновательного регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повышение способностей к реализации накопленного двигательного потенциала спортсмена. Общий уровень нагрузки в нем может быть более высоким, чем в предстоящем соревновании (правило превышающего воздействия). Эти два вида контрольно-подготовительных микроциклов используются на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периода. В отдельных микроциклах должна планироваться как работа разной направленности, обеспечивающая по возможности совершенствование различных сторон подготовленности, так и работа более или менее выраженной преимущественной направленности в соответствии с закономерностями построения тренировки на конкретных этапах годичной и многолетней подготовки. Многолетний процесс технической подготовки спортсмена можно разделить на две основные стадии: 1. Стадию «базовой» технической подготовки (постановка «школы»). 2. Стадию углубленного технического совершенствования («доводка»). При формировании нового двигательного навыка можно выделить несколько этапов: 1. Разучивание технического приема в расчлененном виде, то есть выполнение упражнения по частям, 2. Выполнение приема целиком, но в упрощенных условиях (например: на скальном стенде, на скалах с использованием верхней страховки). 3. Закрепление или стабилизация навыка. Это достигается многократным повторением упражнения в различных вариантах [5, с. 117]. Выполнение приема в реальных и в усложненных условиях (например, при лимите времени, в плохих погодных условиях, с повышенным риском, в состоянии утомления, и т. п.). Это способствует формированию такого важного для технической подготовки качества, как «помехоустойчивость». Окончательное формирование навыка происходит после закрепления этого двигательного действия в соревновательных условиях. Особое внимание в технической подготовке необходимо уделять устранению ошибок. Нередко спортсмен с первой же попытки неправильно выполнив действие, вновь и вновь пытается его повторить стараясь, устранить ошибку. Но вновь и вновь выполняет его неправильно, и тем самым закрепляет эту ошибку, создавая неправильный динамический стереотип. Поэтому необходимо сначала найти ошибку, устранить ее и только потом, многократно повторяя движение, закреплять его. Для нахождения ошибки необходимо научиться выполнять это движение по частям, лучше со зрительным контролем (перед зеркалом). Также необходимо научиться выполнять технический прием мысленно, этот метод подготовки называется «идеомоторной тренировкой». Как правило, перед выходом на сложный участок маршрута, спортсмен проходит его мысленно («идеомоторно»), причем старается воспроизвести не только технику прохождения, но и эмоциональные переживания. Значительную роль в процессе многолетней тренировки играет установление факторной структуры физической и технической подготовленности спортсменов различного возраста, начиная с 11 лет, знание которой позволит повысить эффективность тренировки и подготовки высококвалифицированных спортсменов в системе многолетней тренировки. Выявлений тенденции изменения значимости факторов в зависимости от возраста позволит на научной основе целенаправленно подбирать средства и методы тренировки в каждом возрастной периоде, правильно вводить соотношение их объемов для различных видов подготовки, эффективно использовать тренажеры для тренировки техники спорта. Процесс овладения техникой и обучение навыков можно условно разделить на три основные части: 1. Создание представления о движении. 2. Изучение движения. 3. Закрепление и совершенствование [5, с. 119]. В процессе многолетней подготовки необходимо согласовывать педагогическое воздействие согласно закономерностям физического развития двигательных способностей детей и подростков. Конечно, тренер строит тренировочный процесс согласно общим рекомендациям и положениям физического воспитания, единственное отличие ― это специфика вида спорта.


Такой подход можно считать достаточно оправданным, прежде всего на начальном этапе подготовки, поскольку он обеспечивает разностороннюю подготовку и гармоничное развитие. Если рассматривать методическую особенность всего процесса обучения, она заключается в последовательности целей и задач всех этапов подготовки, учитывая способность к усвоению и накоплению будущего спортивного потенциала. Если в занятии не содержится целей, то содержании занятий затрудняется управление тренировочным процессом или вообще отсутствует. Многолетний тренировочный процесс состоит из нескольких этапов, которые имеют определенную последовательность: ― начальная спортивная подготовка; ― начальная специализация; ― углубленная подготовка; ― спортивное совершенствование [13, с. 122]. Если кратко охарактеризовать все этапы подготовки, то нужно отметить, что на 1-м этапе средства подготовки должны охватывать самый широкий круг упражнений и игр. Подготовка исключает специфическое воздействие на одно из многих необходимых качеств. На 2-м и 3-м этапах обучения происходит формирование спортивных способностей и потенциала, с разучиванием и закреплением отдельных технических элементов и приемов. Спортсмену необходимо приобрести и закрепить прочные навыки для решения технических и двигательных задач в игре. Задачи 4-го этапа ― совершенствования ― заключаются в обеспечении физическим потенциалом, приобретенным на базе технических и тактических навыков. Совершенствование всех качеств, которые были достигнуты на предыдущих этапах, а также реализацию индивидуальных возможностей спортсменов в игре. В будущем все умения и навыки должны использоваться в более сложных тренировочных условиях и соревновательных играх. Принципы многолетней тренировки во многом определены возрастными границами. Если условно обозначить вышеуказанное по годам, то это примерно будет выглядеть так: 1. Начальная подготовка ― 9―12 лет. 2. Начальная специализация ― 13―14 лет. 3. Углубленная подготовка ― 15―16 лет. 4. Спортивное совершенствование ― 17―18 лет [12, с. 158]. Классификация этапов несколько условна и необходима, чтобы более разобраться в планировании на разных этапах подготовки и, самое главное, увидеть качественное различие целей, чтобы стратегически сориентироваться в многолетнем планировании. Физическая и техническая подготовка связаны тесным единством взаимосвязанным направлением развития. Ведущая роль в этом единстве принадлежит технической подготовке. Такая форма связи типична на начальных этапах подготовки, но далее задачи и цели изменяются. Задачи должны быть грамотными и целевыми, тогда их можно решить. Но если они неконкретны, то их и решить нельзя, и все усилия будут затрачены зря. Ученик должен иметь представление о планах предстоящего учебного года, это только повысит чувство ответственности и уверенности в своих силах. Попытки отдельных тренеров искать современные методы тренировки не дают должных результатов из-за отсутствия научно обоснованных рекомендаций. Процесс многолетней спортивной подготовки юных спортсменов подчинен общим закономерностям обучения и воспитания, и в нем находят свое закономерное отражение общие педагогические принципы. В то же время применительно к юным спортсменам эти принципы видоизменяются, что обусловлено особенностями возрастного развития детей и подростков. 1. Этап предварительной подготовки. Возраст 9-12 лет ― самый благоприятный для развития большинства наиболее значимых для игровых видов спорта физических качеств. На него приходятся периоды наибольшего прироста координационных, скоростных, скоростно-силовых качеств, общей (аэробной) выносливости. Поэтому основное внимание в работе со спортсменами уделяется именно повышению уровня их общей физической подготовленности. Общая техническая подготовка, обучение возможно большему количеству разнообразных умений и навыков как основы для последующего формирования спортивно-технического мастерства также являются приоритетными направлениями учебно-тренировочной работы на этом этапе. 2. Этап начальной спортивной специализации. Отличительная особенность этапа начальной специализации в подготовке спортсменов ― приходящийся на это время пубертатный период, характеризующийся гетерохронностью формирования отдельных систем и органов организма юных спортсменок. Поэтому одним из важнейших разделов учебно-тренировочной работы на этом этапе должна стать общая физическая подготовка, обеспечивающая всестороннее физическое развитие и способствующая снижению утомляемости подростков. В возрасте 12-14 лет происходит дальнейшее совершенствование деятельности нервной системы, в частности «усиление концентрации процессов возбуждения и торможения, совершенствование двигательного и вестибулярного анализаторов, что делает особо эффективным процесс технической подготовки спортсменов» [12, с. 163]. Кроме того, одной из важнейших причин уделения особого внимания технической подготовке, постоянному пополнению объема двигательных умений и навыков, овладению максимальным количеством разнообразных технических приемов на данном этапе является то, что после 14-15 лет происходит замедление темпов совершенствования двигательного анализатора и соответственно ухудшение способности к овладению сложными двигательными навыками. В этом возрасте у спортсменов отмечается развитие произвольного внимания, совершенствование таких его свойств, как распределение и переключение. 3. Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта. Этот этап совпадает по времени с окончанием пубертатного периода, завершением формирования тех функциональных систем юных спортсменов, которые обеспечивают высокий уровень работоспособности организма, его адаптации к напряженной тренировочной работе и повысившимися соревновательным нагрузкам. Основными задачами технической подготовки в этот период должны стать более детальное изучение пространственных, временных и динамических параметров уже изученных элементов техники, ее индивидуализация и развитие умения варьировать ее в зависимости от складывающихся игровых ситуаций и функционального состояния игрока. 4. Этап спортивного совершенствования. К 17-19 годам уровень физического развития юных спортсменов приближается к уровню взрослых игроков. Расширяются возможности адаптации не только к физическим нагрузкам умеренной и большой интенсивности, но и к нагрузкам субмаксимальной мощности, сопровождающимся образованием значительного кислородного долга. Спортсмены этой возрастно-квалификационной группы уже уверенно владеют обширным арсеналом технических приемов. И основными задачами их технической подготовки должны стать максимальное приспособление техники к индивидуальным особенностям игрока (прежде всего, к морфофункциональным параметрам и уровню развития физических качеств), выявление и совершенствование наиболее эффективно выполняемых технических приемов, расширение количества вариантов выполнения изученных технических приемов и совершенствование умения свободно переходить от одним приемов к другим, повышение стабильности и надежности выполнения технических действий. Итак, техническая подготовка ― это процесс обучения спортсмена технике движений и действий, служащих средством ведения игры, а также их совершенствования. Спортивная техника должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с уровнем развития физических качеств. Чем выше уровень физической подготовленности, тем успешнее идет обучение и совершенствование. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства. Спортивная техника ― это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей. Под технической подготовкой следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов. Условно различают общую техническую и специальную спортивно-техническую подготовку. Задачи общей технической подготовки заключаются в расширении фонда двигательных умений и навыков (школы движений), а также в воспитании двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническому совершенствованию в избранном виде спорта. Основной задачей в специальной спортивно-технической подготовке является формирование таких умений и навыков выполнения соревновательных действий, которые позволяют спортсмену с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в соревнованиях и обеспечивают прогресс технического мастерства в процессе занятий спортом. Как и всякое целесообразное обучение, техническая подготовка спортсмена представляет собой процесс управления формированием знаний, умений и навыков (в данном случае, относящихся к технике двигательных действий). На нее распространяются общие принципы дидактики и дидактические положения методики физического воспитания. В процессе технической подготовки используется комплекс средств и методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы: средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. В отдельных микроциклах должна планироваться как работа разной направленности, обеспечивающая по возможности совершенствование различных сторон подготовленности, так и работа более или менее выраженной преимущественной направленности в соответствии с закономерностями построения тренировки на конкретных этапах годичной и многолетней подготовки. Значительную роль в процессе многолетней тренировки играет установление факторной структуры физической и технической подготовленности спортсменов различного возраста, начиная с 11 лет, знание которой позволит повысить эффективность тренировки и подготовки высококвалифицированных спортсменов в системе многолетней тренировки.