ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.04.2024
Просмотров: 188
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Виды подчинительной связи слов в словосочетании.
Классификация словосочетаний по характеру главного слова. Простые и сложные словосочетания.
Словосочетания свободные и синтаксически связанные
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое неосложненное и осложненное.
Составное глагольное сказуемое.
Дополнение, его виды и способы выражения. Дополнения в действительных и страдательных оборотах.
Обстоятельство, его виды и способы выражения.
Способы разграничения второстепенных членов предложения.
Полные и неполные предложения. Типы неполных предложений и их употребление в речи.
Обобщенно-личными называются односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом 2-го лица единственного числа (настоящего и будущего времени), причем обозначаемое глаголом действие в таких предложениях в равной мере относится к любому лицу, т.е. субъект действия мыслится обобщенно. Основное назначение обобщенно-личных предложений - образное выражение общих суждений, больших обобщений, поэтому они так широко представлены в народных пословицах: Из песни слова не выкинешь; С кем поведешься, от того и наберешься; Что посеешь, то и пожнешь; Без труда не вынешь и рыбку из пруда; Что написано пером, не вырубишь топором; Любишь кататься - люби и саночки возить; Шила в мешке не утаишь; Скажешь слово - не воротишь.
Понятие о синтаксически нечленимых предложениях. Типы синтаксически нечленимых предложений, их значение и употребление.
Среди простых предложений выделяется группа предложений, выраженных одним словом или неразложимым сочетанием частиц. Такие предложения обозначают простое утверждение или отрицание, выражают согласие или несогласие, дают эмоциональную оценку предшествующему высказыванию или содержат побуждение к действию. Слова-предложения представляют собой особый структурный тип и не могут быть отнесены ни к двусоставным предложениям, ни к односоставным. Они не имеют отдельных членов предложения и не выполняют номинативной функции, так как ничего не называют.
Слова-предложения употребляются в диалогической речи. Они свойственны только разговорному языку.
297.
Типы слов-предложений
Слова-предложения делятся на несколько групп в зависимости от их функции в речи.
Утвердительные слова-предложения:
- Серой пахнет. Это так нужно?
- Да (Ч.).
- Становитесь по местам. Пора. Луна восходит?
- Точно так (Ч.).
- Правда, правда... - подумал Посудин. - И как я этого раньше не знал! (Ч.).
- Нy, хорошо, хорошо, - продолжал он, не глядя на мужиков, - я прикажу - хорошо, ступайте. (Мужики не поднимались.) - Ну, да ведь сказал вам... хорошо. Ступайте же (Т.).
- А преконфузно, однако же, должно быть, если откажут.
- Еще бы! (Г.).
- Прощай, Сергей... Случится тебе быть на Волге - может, заглянешь?.. Симбирского уезда деревня Мазло, Николо-Лыковской волости...
- Ладно, - сказал Сережка (М. Г.).
- Вам бы надо побриться, Глеб Иванович.
- Конечно, я сейчас (Закр.).
Отрицательные слова-предложения:
- Вас бы проводил кто-нибудь, моя крошка.
- О, нет, нет! (Ч.).
- Вы спите?
- Нет, - ответил гость (Ч.).
- Не люблю, когда на меня глядят.
- Неправда, любите (Б. Пол.).
Слово-предложение может представлять собой ответ, неопределенный по содержанию, значение его - промежуточное между утверждением и отрицанием:
- Вот увидишь, Савватеич, после тебе стыдно будет.
- Ничего, Федор Григорьевич, голый разбоя не боится (Б. Пол.).
Вопросительные слова-предложения:
- Петруша!
- А? (Ч.).
- Евгений Николаевич!
- Спит, - вздохнул седоватый офицер.
- Евгений Николаевич!
- Ну? - Листницкий свесил ноги (Шол.).
- Ну-с, Тетушка, - сказал хозяин, - сначала мы с вами споем, а потом попляшем. Хорошо? (Ч.).
- Да ведь Шипиловка только что числится за тем, как бишь его, за Пенкиным-то; ведь не он ей владеет: Сафрон владеет.
- Неужто? (Ч.).
- Он хотел доставить тебе удовольствие.
- Да? (Ч.).
Междометные эмоционально-оценочные предложения (выраженные эмоциональными междометиями):
Я ответил, что она [Маша] осталась в крепости на руках у попадьи. - Ай, ай, ай! - заметил генерал (П.).
- Батюшки! - изумился тонкий, - Миша! Друг детства! Откуда ты взялся? (Ч.).
- Боже мой, окунь! Ах, ах... Скорей! Сорвался! (Ч.).
- Тьфу! - удивилась Раиса, пожимая плечами и крестясь (Ч.).
- Пока что, мне кажется, мы говорим здесь лишь об одном проекте инженера Бершадского? - спросил Капанадзе, насторожившись.
- Увы, Лазо Ильич (Б. Пол.).
Междометные побудительные предложения (выраженные императивными междометиями):
- Бедная, плачет теперь где-нибудь в потемках, - думал он. - А извозчик на нее: цыц! цыц! (Ч.).
...Незнакомец вдруг схватил себя за голову, изобразил на своем лице ужас и закричал: - Караул! (Ч.).
- Ау! Константин Гаврилович!.. Ау! (Ч.).
- Не играйте! - замахали старшины музыкантам. - Тс!.. Егор Нилыч спит... (Ч.).
- И баста! - вслух сказал Олесь, останавливая тягостные мысли (Б. Пол.).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Второстепенные члены предложения. Принципы классификации втор. Членов. Разряды втор. Членов. Определение, его виды,способы выражения. Приоложение.
В качестве основных направлений в учении о второстепенных членах предложения выделяются два: рассмотрение второстепенных членов, во-первых, по значению и, во-вторых, по виду синтаксической связи с другими словами. И в том и в другом случае выделяются в качестве второстепенных членов определения, дополнения и обстоятельства, но основания для такого выделения принимаются разные, и потому один и тот же член предложения при разных подходах к классификации определяется по-разному. Например: в словосочетании дом отца слово отца является определением, если оно рассматривается по значению или по функции, которую оно выполняет по отношению к слову дом, и дополнением, если учитывается лишь характер синтаксической связи со словом дом (вид связи - управление).
Эти два направления в учении о второстепенных членах предложения получили названия формального (классификация по характеру синтаксической связи) и логического (классификация по значению).
По характеру синтаксической связи определения с определяемым словом все определения делятся на согласованные и несогласованные.
Определения согласованные выражаются теми частями речи, которые, относясь к определяемому слову, способны уподобляться ему в числе и падеже, а в единственном числе - и в роде. Они могут быть выражены прилагательными: Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо (А.К. Т.); причастием: Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе (Т.); местоименным прилагательным: Крепость наша стояла на высоком месте (Л.); порядковым числительным: У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные (Т.); За третьими воротами ждал экипаж (Наб.); количественным числительным один: Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть (Л.).
Определением нельзя считать прилагательное, входящее в устойчивое фразеологическое сочетание: Черное море, железная дорога, грудная жаба, белый гриб, носовой платок и т.д.
Определения несогласованные, в отличие от согласованных, связываются с определяемым словом по способу управления (стихи поэта, лодка с парусами) или примыкания (езда шагом, желание учиться). Они могут быть выражены существительными без предлогов (в родительном и творительном падежах) и с предлогами (во всех косвенных падежах): Легкий порыв ветра разбудил меня (Т.); О створку форточки трется мокрое, шерстисто-серое небо (Паст.); Он носил рабочий комбинезон, сменил усы колечком на усы кисточкой (Фед.); Дело о наследстве задерживает меня еще надолго (А.Н. Т.); На нем была пестрая ситцевая рубашка с желтой каемкой (Т.); А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края? (М. Г.); Рядом с ним шагал Федюшка в отцовском картузе (Ч.); личным местоимением в родительном падеже (в притяжательном значении): В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира (М. Г.); сравнительной степенью прилагательного: События крупнее и важнее не было в истории человечества (А.Н. Т.); наречием: Бывают, однако, невероятные случаи, когда получаются стеариновые свечи и сапоги всмятку (Г. Усп.); неопределенной формой глагола: Шагом поехал он направо и послал адъютанта к драгунам с приказанием атаковать французов (Л. Т.).
Приложение - это определение, выраженное именем существительным, стоящим в том же падеже, что и определяемое слово. Характеризуя предмет, приложение дает ему другое название и утверждает наличие у него какого-либо дополнительного признака. Приложения могут относиться к любому члену предложения, выраженному именем существительным, личным местоимением, субстантивированным причастием и прилагательным, а также числительным. Например: Так и жил Михаил Власов, слесарь, волосатый, угрюмый, с маленькими глазками (М. Г.); Это была она, петергофская незнакомка (Пауст.); Первому, старшему из всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать (Т.); Мать ехала с отцом со станции Сиверской, а мы, дети, выехали им навстречу (Наб.).
Приложения могут характеризовать предмет в отношении возраста, родства, профессии, специальности, рода занятий, национальной и социальной принадлежности и т.д.: Нам, рабочим, надо учиться (М. Г.); Вот наша Зоечка, официантка в столовой (Гран.); А денежки отдал на сохранение русалке, вещей дочери моей (П.); В годы войны строитель-бетонщик стал солдатом-сапером (Б. Пол.); могут являться названием предмета: А пароход «Тургенев» считался уже и по тому времени судном, порядочно устаревшим (Кат.); могут служить обозначением качества, свойства предмета: И дань души своей влюбленной несут Байкалу с давних лет рыбак, и труженик-ученый, и живописец, и поэт (Твард.); А наш водолаз-силач за пять - семь минут с трудом делал по грунту несколько шагов (Пауст.).
Приложения могут быть выражены существительными, в контексте утратившими свое конкретное значение и превратившимися в указательные слова (человек, люди, народ, женщина, дело и др.). При них обязательно должны быть поясняющие слова, в которых и заключается характеристика предмета. Например: Иногда вместо Наташи являлся из города Николай Иванович, человек в очках, с маленькой светлой бородкой, уроженец какой-то далекой губернии (М. Г.); Через деревню проезжал иногда на беговых дрожках или в коляске инженер Кучеров - строитель моста, полный, плечистый, бородатый мужчина в мягкой помятой фуражке (Ч.).