ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
Музыкальный диктант
Литература :
Алексеев Б. К вопросу о методике записи муз. диктанта // Воспитание муз. слуха. М., 1985. Вып. 2.
Блюм Д. Роль диктанта в развитии профессионального муз. слуха. М., 1977.
Вахромеев В. Диктант музыкальный // Муз. энциклопедия. М., 1974.Т. 2.
Давыдова Е. Методика преподавания муз. диктанта. М., 1962.
Мюллер Т. О значении муз. диктанта в курсе сольфеджио // Воспитание муз. слуха. М., 1985. Вып. 2.
План ответа
1. Что такое музыкальный диктант
2. Цели и задачи диктанта
3. Материал диктанта и алгоритм записи диктанта
4. Формы диктанта
1.Музыкальный диктант - запись по слуху одно-, двух-, трёх- и четырёхголосных музыкальных построений. Запись диктанта может происходить по памяти (запись известной знакомой мелодии), во время слушания и в условиях специальных занятий в курсе сольфеджио.
{По замечанию Е. Иоффе, диктант является “кульминацией” в оценке уровня развития полноценного музыкального слуха.
Ведущий теоретик - сольфеджист Е. В. Давыдова отмечала, что диктант, как и слуховой анализ, является итогом знаний и умений, определяющим уровень музыкально-слухового развития ученика.
(Сладков) - это запись музыки по слуху, выявляющая индивидуальный уровень и качество музыкального восприятия.}
Долгое время в истории развития сольфеджио единственными, а затем и ведущими, формами работы были пение по нотам и интонационные упражнения. Диктант и специальные аналитические упражнения и (как способы реализации полученных в совокупности навыков) стали внедряться в учебный процесс довольно поздно.
Музыкальный диктант является наиболее важной и весьма ответственной формой работы на занятиях сольфеджио на всех ступенях музыкального обучения (начиная с ДМШ и заканчивая высшим, профессиональным образованием). В процессе записи диктанта участвуют самые разные стороны слуха и разные свойства психологической деятельности:
-
мышление, обеспечивающее осознание слышимого;
-
память, дающая возможность припоминания, уточнять слышимое;
-
внутренний слух,
-
способность мысленно слышать и представлять себе звуки,
-
ритм и другие элементы.
Запись музыки воспитывает чувство стиля, формирует необходимый запас музыкальных элементов, оборотов (музыкальный лексикон).
2. Цели и задачи музыкального диктанта
Целью музыкального диктанта является воспитание навыков перевода воспринимаемых музыкальных образов в четкие слуховые представления и быстрого закрепления их в нотной записи.
Основными задачами музыкального диктанта являются:
- формирование и закрепление связи видимого и слышимого
- развитие и тренировка музыкальной памяти и внутреннего слуха
- способ проверки индивидуальных возможностей каждого ученика
- служить как средство закрепления теоретических и практических навыков
3. Материал музыкального диктанта
Материал для диктанта оказывает существенное влияние на его запоминание. В качестве примеров для диктантов используются как художественные образцы музыки, так и образцы инструктивного плана.
Преобладание инструктивного, нехудожественного материала резко снижает эффективность запоминания. Его стилистическое однообразие обедняет слуховой опыт учащегося, может привести к стандартности (шаблонности) мышления (особенно если примеры часто сочиняются педагогом). В качестве упражнений инструктивный материал вполне целесообразен, но в умеренных рамках.
При восприятии же образца художественной музыки слуховое сознание получает поддержку мощного фактора – художественной эмоции. Положительные эмоции порождают заинтересованность учащихся в работе над диктантом, активизируют процесс запоминания.
Алгоритм записи диктанта (Островский):
-
общее впечатление
-
анализ-детализация
-
цельный, но уже четко осознанный образ
При записи диктанта могут быть применены основные и вспомогательные формы работы.
Подготовка:
– переписывание нотного текста
– автодиктант (подбор знакомой мелодии – ее запись)
– письменное транспонирование подобранных мелодий
– графическая фиксация линии мелодии
– устный диктант
– ритмическое оформление записанных на доске нот
– диктанты-вариации (игра педагога записанной на доске мелодии в измененном варианте)
– диктант «с ошибками» (ученики ищут ошибки на доске)
4. Формы диктантов:
1. показательный (цель – показать процесс записи)
2. диктант с предварительным анализом
3. эскизный (например, сначала запись только каденций)
4. по памяти
5. диктант – стенография (не обращен к внутреннему слуху, муз. памяти, а, значит, его нельзя делать основным видом работы)
6. с настройкой в произвольной тональности (или без определения тональности)
7. устный
8. автодиктант или самодиктант (запись по памяти знакомых мелодий, возможен в качестве домашней работы)
9. ритмический.
Устный диктант способствует тренировке памяти, развитию умения воссоздать «графический», интонационный и ритмический облик мелодии. Запоминанию способствует анализ, направленный на осознание формы, характерных интонационных, ладовых, ритмических, регистровых и жанровых особенностей музыки. Проверка – игра на инструменте, сольфеджирование этой мелодии; транспонирование в другую тональность, задание на дом для записи проработанной мелодии либо возвращение к ней на следующем уроке.
Вариант этого задания – запоминание музыки, глядя в нотный текст с последующей записью (с опорой на внутренний слух, а не на зрительную память). Затем – сольфеджио, транспонирование. Домашнее задание: сочинение подобных мелодий с последующим коллективным разбором и критикой на уроке.
Наиболее важным во время устного диктанта является процесс расчленения слышимого, выяснения композиционной логики; во время записи по возможности необходимо удерживать в памяти все фазы музыкальной структуры, сравнивая их в отношении повторности, видоизменения, контраста. В связи с этим, наиболее существенным является условие использования адаптированного материала.
Выделяется 4 этапа в процессе устного диктанта:
– формирование представления о стилистической принадлежности музыкального отрывка (с установкой на определенные выразительные средства)
– синтаксическое расчленение фрагмента
– анализ музыкального построения в отношении интонационных оборотов
– сравнение и сопоставление построений.
По фактурному признаку различаются 1-голосные, 2-голосные и многоголосные диктанты.
При работе над 1-голосием следует:
1.уяснить структуру мелодии, количество построений, фраз, характер заключительных оборотов, ощущение опоры на устойчивые звуки тональности
2.определить ладофункциональное значение отдельных оборотов и частей
3.умение записывать отдельные интонационные обороты, осознавая линию движения мелодии. Выверяя расстояние между отдельными ступенями, нельзя терять перспективу целого; ориентирование на интервал при проверке больших скачков, линий скрытого 2-голосия и при записи мелодий с отклонениями и модуляциями
4.нельзя отделять звуковысотные и метроритмические соотношения: в процессе записи следует одновременно оформлять и высоту и ритм. Нужно приучить, определив размер и темп, продирижировать мелодию, затем, мысленно вспоминая, слегка простучать ритм.
Двухголосные диктанты нужно начинать писать тогда, когда уже выработаны навыки записи 1-голосной мелодии. В педагогической практике существуют разные точки зрения на то, как следует писать 2-голосие:
-
фиксировать каждый голос, опираясь на горизонтальное слышание
-
записывать созвучиями, опираясь на вертикальное слышание
Первый способ разработан Ладухиным в пособии "1000 примеров музыкального диктанта" (однако этот метод не способствует развитию гармонического слуха учащихся).
Островский предлагает сначала записывать диктант цифровкой интервалов (без нот), но в этом случае внимание не направлено на слышание мелодии и нарушается целостность впечатления.
Удобными для перехода от 1-голосия к 2-голосию являются примеры подголосочного склада: здесь фокусируется умение записывать ведущую мелодию и слышание вертикали. В местах появления 2-голосия рекомендуется подписывать интервал.
Многоголосие. На первом этапе желательно подбирать примеры строго хорального склада, ясные в отношении гармонии. В дальнейшем - в полифонических примерах - основой будет горизонтальное слышание.
В группах вокалистов, духовиков, народников возможна схематическая запись многоголосия:
а) тональный план, функции и ритм;
б) ритмически оформленные крайние голоса + функции.
Методика записи многоголосия во многом зависит от тембра: если тембры однородные - лучше воспринимать вертикаль, если неоднородные - горизонталь.
Полифонические примеры могут записываться следующим образом:
- запись только темы и ответа в предварительно размеченных тактах
- запись каждого из голосов по горизонтали
- запись только противосложений к заранее выписанным педагогом проведениям темы.
Диктант – интересная и плодотворная форма занятий по развитию музыкального слуха. Следовательно, преподавателю сольфеджио нужно подходить к работе со знанием психологии учащихся, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности и интересы, планировать урок так, чтобы музыкальному диктанту постоянно уделялось самое пристальное внимание.