ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.04.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
1.,2.Ритуалы и приношения
Хараи — символическое очищение.
Для обряда используется ёмкость или источник с чистой водой и небольшой ковш на деревянной ручке. Верующий сначала ополаскивает из ковша руки, затем наливает из ковша в ладонь воду и ополаскивает рот (сплёвывая воду, естественно, в сторону), после чего наливает из ковша воду в ладонь и омывает ручку ковша, чтобы оставить его для следующего верующего чистым.
Кроме того, существует процедура массового очищения, а также очищения места или предмета. Во время такого обряда священник вращает специальной тростью около очищаемого предмета или людей. Также может использоваться обрызгивание верующих солёной водой и обсыпание их солью.
Синсэн — подношение.
Верующий должен подносить ками подарки для укрепления связи с ками и демонстрации своей приверженности ему. В качестве подношений используются различные, но всегда простые предметы и продукты питания. При индивидуальном домашнем молении приношения раскладываются на камидана, при молении в храме — выкладываются на подносы или тарелки на специальных столах для приношений, откуда священнослужители забирают их. Приношения могут быть съедобными; в таких случаях обычно подносят чистую воду, набранную в источнике, сакэ, очищенный рис, рисовые лепёшки («моти»), реже подносят небольшие порции приготовленных блюд, таких как рыба или готовый рис. Несъедобные приношения могут делаться в виде денег (монеты бросаются в деревянный ящик, стоящий возле алтаря в храме, перед вознесением молитвы, более крупные суммы денег, когда их подносят храму при заказе какой-то церемонии, могут передаваться непосредственно священнику, в этом случае деньги заворачиваются в бумагу), символических растений или веток священного дерева сакаки. Ками, покровительствующему определённым ремёслам, могут жертвоваться предметы производства этих ремёсел, такие как керамические изделия, ткани, даже живые лошади (хотя последнее — большая редкость). В качестве особого пожертвования прихожанин может, как уже упоминалось, пожертвовать храму тории.
Дары прихожан собираются священниками и используются, смотря по их содержимому. Растения и предметы могут применяться для украшения храма, деньги идут на его содержание, съедобные приношения могут частью съедаться семьями священников, частью — войти в состав символической трапезы наораи. Если храму жертвуют особенно много рисовых лепёшек, то они могут раздаваться прихожанам или просто всем желающим.
Норито — ритуальные молитвы.
Норито читаются жрецом, который выступает посредником между человеком и ками. Такие молитвы читаются по торжественным дням, праздникам, а также в случаях, когда, в честь какого-либо события, верующий делает храму подношение и заказывает отдельную церемонию. Церемонии заказываются для того, чтобы почтить ками в лично важный день: перед началом нового рискованного бизнеса, дабы попросить божество о помощи, либо, наоборот, в честь благоприятного события или завершения какого-либо большого и важного дела (рождение первенца, поступление младшего ребёнка в школу, старшего — в университет, удачное завершение большого проекта, выздоровление после тяжёлой и опасной болезни и так далее). В подобных случаях заказчик и сопровождающие его лица, придя в храм, совершают обряд хараи, после чего приглашаются служителем в хайден, где проводится церемония: священник располагается впереди, лицом к алтарю, заказчик церемонии и сопровождающие — за ним. Священник зачитывает вслух ритуальную молитву.
Обычно молитва начинается с восхваления божества, которому она возносится, содержит перечисление всех или наиболее важных присутствующих лиц, описывает, по какому случаю они собрались, излагает просьбу или благодарность присутствующих и в заключении выражает надежду на благорасположение ками.
Наораи — ритуальный пир.
Обряд состоит в совместной трапезе прихожан, съедающих и выпивающих часть съедобных жертвоприношений и таким образом как бы прикасающихся к трапезе ками.
3.Аматэрасу
Аматэрасу Омиками или Тэнсё Дай-дзин (яп. 天照大神, , Аматэрасу О:миками, «великое божество, озаряющее небеса») — богиня-солнце, одно из главенствующих божеств всеяпонского пантеона синто, легендарная прародительница японского императорского рода (считается, что первый император Дзимму был её праправнуком), правительница Небесных полей Такамагахара
Аматэрасу почитают как изобретательницу возделывания риса, технологии получения шёлка и ткацкого станка. происхождении её одна из японских легенд рассказывает следующее. До появления в мире людей существовало много поколений богов. Последним из этих поколений были брат и сестра ИдзанагииИдзанами, которые, вступив в брачный союз, произвели различные острова Японского архипелага и большое количество богов и богинь. После смерти Идзанами её супруг пытался вернуть её из загробного мира, но потерпел неудачу и лишь осквернил себя при этом. Желая очистить себя путём омовения, Идзанаги отправился в юго-западную Японию, и по мере того, как он снимал одежду, из частей его костюма, а равно и тела рождались различные божества. После этого он начал омовение, и из капель воды, которыми он омывал свой левый глаз, родилась Аматэрасу[2].
4.Меч,ожер,зеркало
ТРИ СВЯЩЕННЫХ СОКРОВИЩА ЯПОНИИ Местонахождение: Священный меч — святилище Аиута, Нагоя; Священная яшма — императорский дворец, Токио; Священное зеркало — святилище Исе, префектура Мае, Япония.
Японские императорские регалии носят название Священных сокровищ. Эти реликвии, наверное, самые таинственные в мире. Невозможно отыскать ни их фотографий, ни рисунков, а людей, воочию видевших эти реликвии, можно пересчитать по пальцам. Тем не менее вряд ли кто возьмется утверждать, что Священных сокровищ не существует в природе. Другое дело, что о них неизвестно практически ничего достоверного — только легенды... Самые ранние сведения о трех Священных сокровищах можно найти на страницах древних японских хроник «Кодзики» («Записи о деяниях древности») и «Нихон секи» («Анналы Японии»), составленных в VII — VIII веках. Согласно легенде, однажды бог Сусаноо, находясь в царстве богини солнца Аматэрасу, причинил ей много разного рода неприятностей. Разгневанная Аматэрасу удалилась в небесный грот, и вся Равнина Высокого Неба погрузилась во тьму. Встревоженные боги собрались на совет, чтобы придумать, как выманить Аматэрасу из грота. Наконец, богиня Амано Узуме придумала повесить на дерево яшмовое ожерелье, зеркало и белые одежды, после чего боги начали хором звать Аматэрасу, Увидев свое отражение в зеркале, богиня солнца, заинтересовавшись, вышла наружу, и сразу же солнечный свет вернулся в мир. Позже бог Сусаноо, чтобы загладить свою вину, преподнес богине Аматэрасу волшебный меч Кусанаги (Кусанагино Цуруги), «Меч, Секущий Травы». Этот меч, как рассказывает хроника «Кодзики», Сусаноо добыл в стране Идзумо (западная часть японского острова Хонсю). Однажды, спустившись там на землю, он повстречал старика Асинадзути и его жену Тэнадзути, которые горько плакали. На вопрос, в чем причина их несчастья, старики рассказали Сусаноо, что восемь лет назад в этой стране поселился восьмиглавый и восьмихвостый змей, пожирающий молодых девушек. Он уже пожрал семь их дочерей, и вот теперь настал черед отдавать змею последнюю дочь, Кусинаду. Сусаноо взялся помочь старикам. Он взял восемь бочек, наполнил их рисовой водкой-сакэ и выставил их на восьми платформах за забором с восемью воротами. Змей нашёл приманку и, просунув в каждые ворота по голове, осушил все бочки до дна. Опьянев, он уснул. Тогда Сусаноо поочередно отрубил ему все головы, а потом принялся за хвосты. Отрубив четвертый хвост, он обнаружил в теле змея большой меч, который затем подарил богине Аматэрасу. Внук Аматэрасу Ниниги (Нинигино Микото) сошел с Неба на Землю, чтобы стать правителем страны Идзумо (Японии). Он стал японского родоначальником императорского дома. Вместе с ним на Землю спустились пять божеств, от которых произошли главные аристократические кланы Японии. Посылая на Землю своего внука, Аматэрасу вручила ему три Священных сокровища, которыми обладала: зеркало — символ мудрости, меч — символ силы и доблести, и яшмовое ожерелье, символизирующее милосердие. Эти сокровища должны были вечно храниться в императорском дворце; без них власть императора будет считаться нелегитимной. Эти три предмета вплоть до настоящего времени являются символами императорской власти. Как повествует «Кодзики», Ниниги, спустившись на землю, женился на Конохана-сакуя-химэ, дочери О-Ямацуми, божества гор. Их правнук, Дзимму-тэнно, стал первым императором Японии. Согласно традиции, восшествие Дзимму-тэнно на престол произошло в 660 году до н.э., и этот год считается датой основания японского государства. Из-за легендарного происхождения и плотного тумана тайны, окружающей Священные сокровища, до сих пор достоверно не известны ни их подлинная история, ни точное местонахождение. Принято считать, что меч хранится в синтоистском святилище Ацута в Нагое, яшмовое ожерелье — в императорском дворце в Токио, а зеркало — в знаменитом святилище Исэ (префектура Миэ). По традиции, обладание Священными сокровищами обеспечивает легитимность правящему японскому монарху (каждый из императоров считается потомком богини Аматэрасу). С 690 года вручение этих реликвий императору является кульминацией церемонии возведения на престол нового монарха. Эта церемония совершается в одном из синтоистских святилищ, на нее допускается строго ограниченный круг лиц, и при этом не допускаются никакие кино- и фотосъемки, зарисовки и тем более теле-трансляции, так что никакие изображения этой церемонии неизвестны. В то же время сам факт существования этой тайной церемонии, равно как и факт существования Священных сокровищ, не вызывает сомнений. Так, американский историк Дональд Миллер сообщает о том, что последние дни Второй мировой войны японский император Хирохито был в большей степени озабочен эвакуацией в безопасное место зеркала, меча и яшмового ожерелья, чем судьбой всей страны. Сохранились документы, датированные 25 и 31 июля 1945 года, из которых следует, что император настойчиво требовал от своих ближайших помощников «любой ценой» уберечь священные императорские регалии. Для современных ученых истинное происхождение и возраст Священных сокровищ остаются под вопросом. По одной из версий, они могут быть связаны с буддийской культурой (активное проникновение буддизма в Японию началось в VI в. н. э.). Согласно другому предположению, эти предметы созданы в Китае или в Корее еще в эпоху бронзы и были принесены в Японию из-за моря. На сегодняшний день по крайней мере одно (или больше) из трех Священных сокровищ не является аутентичным и представляет собой более позднюю копию. Наиболее древний возраст из всех трех Священных сокровищ имеет, возможно, яшмовое ожерелье — «Ясакамино Магатама». Народная традиция изображает его как набор (в другом варианте — одна-единственная часть) яшмовых (по другой версии — нефритовых) камней своеобразной формы — продолговатых и изогнутых в виде запятой. Обработанные подобным образом каменные бусины («магатама»), изготовленные из нефрита, агата, кварца, талька и яшмы, появились в Японии еще в глубокой древности, в период Дзёмон (VIII — середина I тысячелетия до н.э.). Их часто находят в погребениях того времени. Считается, что эти бусины играли роль вотивных приношений. Японские археологи сегодня практически единодушно считают, что «магатама» зародились на Японских островах в эпоху культуры Дзёмон и позже через Корейский полуостров распространились на азиатском континенте (самая ранняя корейская «магатама» («гогок») датируется началом периода Мумун (850-е гг. до н.э.) и найдена в южной части полуострова, в непосредственной близости к Японии). Ученые других стран смотрят на эту проблему по-иному. Например, известный археолог Чарльз Т. Келли, изучающий японскую культуру периода Кофун (300—600 гг. н.э.), пишет: «Происхождение "магатама" спорно. Эти украшения из жадеита часто встречаются в погребениях периода Кофун, но в то же самое время они были широко распространены и в Корее. Этот факт заставил большинство археологов заключить, что "магатама" происходит из Корей. Однако "магатама" найдены и на памятниках культуры Яёй, неоспоримые находки "магатама" известны также на памятниках культуры Дзёмон в Тохоку, датируемых приблизительно 1000 г. до н.э., т.е. намного раньше того, как "магатама" появились в Корее». «Магатама» продолжали использоваться на Японских островах на протяжении всего периода Кофун. Некоторые исследователи полагают, что «магатама» являлись исключительно императорской принадлежностью, однако в реальности они были широко распространены среди всех социальных слоев тогдашнего японского общества. Предполагается, что «магатама» обычно носили как украшения, однако эти ожерелья имели и некий религиозный смысл. В этом последнем значении их позже в известной степени заменили буддийские четки (в период Нара, 645—794). В современной Японии форма бусины «магатама» — сфера с плавно отходящим от нее «хвостом» — является традиционным символом человеческого духа («хитодама»). Очевидно, что Священное яшмовое ожерелье («Ясакамино Магатама») было создано на заре японской истории — приблизительно в 600—700-х годах н.э. Исследователи предполагают, что первоначальное Священное яшмовое ожерелье было тем или иным способом уничтожено еще в эпоху Средневековья, а позже (в период Хэйян, 794—1185 гг.) было заменено ныне существующим нефритовым ожерельем, хотя нет никаких твердых исторических фактов, подкрепляющих это утверждение. Второе Священное сокровище Японии — бронзовое зеркало «Ятано Кагами». Считается, что оно хранится в святилище Исе и символизирует мудрость или, по другой версии, справедливость. Именно в это зеркало когда-то, согласно древнему преданию, заглянула богиня солнца Аматэрасу. Позже она отдала зеркало вместе с другими реликвиями своему внуку Нинигино-Микото, отправляя его на Землю, в страну Идзумо, чтобы он умиротворил тогдашнюю Японию. От него Священные сокровища перешли во владение японского императорского дома. Легендарный меч «Кусанагино Цуруги» занимает в истории Японии практически то же место, что и меч короля Артура Эскалибур — в истории Британии. Судя по скупым сведениям различных источников, древних и современных, этот меч изготовлен в стиле бронзового века — он обоюдоострый, короткий и прямой, и сильно отличается от более позднего японского меча-катаны. Более раннее его название — «Ама-но Муракумоно Цуруги», «Меч, Собирающий Облака». Согласно преданию, в правление двенадцатого японского императора, Кейко, одна из жриц святилища Исе отдала меч своему племяннику, великому воину Ямато Такеру, чтобы защитить его от грозящей ему опасности. Этот подарок действительно пригодился Ямато Такеру, когда во время охоты один из его недоброжелателей заманил его в ловушку. Его слуги убили под Ямато Такеру лошадь, другие начали пускать горящие стрелы в заросли сухой травы, где укрывался Такеру. На воина двинулась стена огня. В отчаянии Ямато Такеру выхватил меч и начал рубить им траву, чтобы пламя не подобралось к нему, и с удивлением увидел, что волшебный меч не только легко срезает траву, но и способен управлять ветром, меняя его направление. Воспользовавшись этим, Такеру погнал пламя в сторону своих врагов. Избавившись таким образом от напасти, он переименовал меч в «Кусанагино Цуруги» — «Секущий Траву». Современные исследователи согласны в том, что эта популярная легенда, объясняющая происхождение легендарного меча, от начала и до конца выдумана. В старо-японском языке «куса» означает «меч», а «наги» — «змею», и таким образом название меча переводится как «змеиный меч». Хотя под этим названием меч впервые упоминается в хронике «Кодзики», эта книга представляет собой сборник японских мифов и не считается историческим документом. Первое достоверное упоминание о мече можно найти в «Нихон секи». Хотя эта хроника также содержит множество исторически недостоверных легенд, в ней содержатся записи некоторых событий, современных или близких по времени к дате ее создания, и эта часть хроники считается вполне надежным источником. Согласно «Нихон секи» меч Кусанаги хранился в императорском дворце и был удален из него в 688 году после того, как в нем усмотрели причину болезни императора Тэмму. С тех пор и до сего дня меч хранится в святилище Ацута, хотя он не доступен для публичного осмотра, и потому его существование не может быть подтверждено. В период Эдо (1615—1868) один синтоистский священнослужитель оставил записки, в которых утверждает, что видел меч, и приводит его описание. Согласно этому описанию меч достигал в длину около 84 см, имел форму листа аира и находился в хорошем состоянии. Хотя некий меч действительно может сегодня храниться в святилище Ацута, это вряд ли будет легендарный Кусанаги. Дело в том, что настоящий меч, по-видимому, был уничтожен еще в XII столетии. На это недвусмысленно указывает «Повесть о Хэйке», собрание устных преданий, записанных в 1371 году. Эти предания рассказывают об эпохе длительных междоусобных войн, которые вели в конце XII века могущественные кланы Тайра (в китайском прочтении Хэйке) и Ми-намото. Оба клана поочередно захватывали японский трон, то и дело меняя императоров. К исходу этой войны, когда войскам Тайра пришлось оставить столицу, они увезли с собой малолетнего императора Антоку, который принадлежал к роду Тайра. Естественно, они взяли с собой и Священные сокровища. Минамото захватили столицу, возвели на престол своего императора, но без Священных сокровищ его власть не могла считаться законной. Следовало срочно вернуть святыни. Преследуемые врагами, Тайра вынуждены были погрузиться на корабли и покинуть берега Японии. На борту флагманского корабля находились император и Священные сокровища. Флот Минамото преследовал их. Корабли противников сошлись в Симоносекском проливе, закипел бой. Воины Минамото взяли на абордаж флагманский корабль. Тогда Киёмори, бабушка 8-летнего императора Антоку, вынудила его самого и его окружение совершить самоубийство. По преданию, она сама опоясалась Священным мечом, взяла в руки ларец со Священным зеркалом и отдала шкатулку со Священной яшмой своей верной служанке, после чего, взяв за руку императора, бросилась вместе с ним в море. Однако кто-то из воинов Минамото успел подцепить императрицу багром и вытащить ее из воды. Служанка же просто не успела последовать за своей госпожой. Таким образом, Минамото смогли спасти Священную яшму и ларец со Священным зеркалом. Что касается меча, то он отвязался от пояса императрицы и пошел на дно... «Повесть о Хэйке», хотя и рассказывает о реальных исторических событиях, тем не менее является всего лишь сборником эпической поэзии, долгое время передававшейся из уст в уста и записанной спустя почти 200 лет после описываемых событий, так что их надежность как исторического источника весьма сомнительна. Между тем, согласно некоторым хроникам, уже десятый японский император, Судзин, приказал изготовить точную копию меча Кусанаги после того, как стало известно, что настоящий меч... украден! Позже императорские чиновники утверждали, что на самом деле украдена точная копия меча, а сам меч цел и невредим, однако это следует расценивать как попытку поставить все с ног на голову. Более вероятно, что копия была сделана после того, как стало ясно, что меч утрачен навсегда. Правда, следует отметить, что историки считают императора Судзин легендарной личностью, так как в точности неизвестен ни исторический период, в который он правил, ни события его правления. Согласно другим сообщениям, меч Кусанаги был украден (повторно?) в VI столетии неким китайским монахом. Однако судно, на котором монах возвращался на континент, затонуло, и в результате море выбросило Священный меч прямо на берег в Исе, где его нашли служители местного святилища. Учитывая несколько фантастическую природу этой истории, ее историческая достоверность сомнительна. Как бы то ни было, из-за категорического отказа жрецов святилища Ацута показать меч широкой публике и упорных слухов о том, что подлинный меч утрачен еще как минимум восемь-девять столетий назад, следует признать, что меч Кусанаги — наиболее спорный объект в числе трех Священных сокровищ Японии. Это обстоятельство, однако, лишь добавляет таинственности к истории Священных сокровищ, о которых слышали многие, но не видел никто, за исключением горстки избранных.
5.Япн.Боги и духи
семь богов счастья
Бог богатства – Дайкоку, считается покровителем крестьян, дарителем пропитания и хранителем кухни. Статуэтки и рисунки Дайкоку имеют общие особенности: на них всех он изображен в крестьянском капюшоне, сидящим на двух мешках с рисом, а его левая рука держит за плечом котомку, в которой находятся сокровища (терпение, мудрость и, конечно,рис
Бисямон или, как его еще называют, Тамонтэн является покровителем войны и воинов. Само собой, изображают его в металлическом шлеме, в латах, вооруженного мечом. Буддийские храмы защищаются четырьмя богами и бог Бисямон – один из них
Существует в японской мифологии и бог, помогающий людям, работающим по различным профессиям. Зовут его Эбису. Жители сельской местности знают его как покровителя рисовых полей, обитатели рыбацких деревень – как божественного помощника рыболовам.
Еще один значимый персонаж – Фукурокудзю. Он считается китайским отшельником, а к благодетелям отнесен, потому что способен совершать чудеса. Его седая борода поражает своей длиной, учитывая то, что старик отличается маленьким ростом, высоким лбом и отсутствием растительности на голове. В руках он носит свиток, в котором, по преданию, записаны мудрости всего мира
бог удачи, довольства и счастья – Хотэй. У него есть мешок, из которого он может достать что угодно, тем самым помочь бедным и нуждающимся, причем, сколько и чего бы он не доставал – мешок не опустеет никогда
богиня Бэндзайтэн, так же известная как Сарасвати или Бэнтен. Она является своего рода музой, покровительницей артистов, олицетворяющей собой литературу, рисование, музыку, красноречие и, конечно, добродетель и мудрость. Изображают ее с музыкальным инструментом на руках, аналогом лютни, который на востоке называется – бива. В спутниках у нее иногда присутствует змея.
Манеки Неко - это статуэтка сидящей кошки, передняя лапка которой поднята вверх. Такие статуэтки, поставленные в Вашем доме, офисе или магазине, привлекают удачу, везение и/или покупателей.
Аматэрасу или, как еще её называют – Аматэрасу Омиками, считается богиней солнца, кроме того, японцы считают, что она является прародительницей всех великих императоров, поэтому она стоит во главе пантеона богов синтоистской религии
Идзанаги и Идзанами – одни из главных божеств пантеона синтоистской религии. К сожалению, их имена до сих пор не расшифрованы, но есть версия, что они звучат как – «первая женщина» и «первый мужчина». В мифологии Японии они были последними, кто родились парой, как и предыдущие, пять поколений. Они были первыми способными рождать других, себе подобных богов. Высшие боги, которые появились при разделении земли и неба, поручили им привести землю в порядок. До них земля находилась в жидком состоянии, и им было поручено создать условия для появления людей.