ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.04.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
1.
1.1. Изобретение киноаппарата братьями Люмьер. Луи́ Жа́н Люмье́р (фр. Louis Jean Lumière; 5 октября 1864, Безансон — 6 июня 1948, Бандоль) — изобретатель кинематографа, родоначальник французской киноиндустрии и кинорежиссуры (совместно со своим братом Огюстом), член Парижской академии наук (с 1919 года). В то время как Огюст Люмьер исполнял в основном роль организатора и менеджера, Луи больше занимался технической стороной кинематографа и изобретательством. Окончил промышленную школу, был фотографом, работал на фабрике фотоматериалов, принадлежавшей отцу. В 1895 Луи Жан Люмьер изобрёл киноаппарат для съёмки и проекции «движущихся фотографий», пригодный для коммерческого использования. Аппарат был запатентован и получил название «кинематограф», прибор представлял собой усовершенствование эдисоновского «кинетографа»). Первый публичный платный сеанс состоялся 28 декабря 1895 в подвале «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов в Париже. На первых сеансах братья Люмьер демонстрировали сценки, в основном снятые на натуре: «Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер», «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты», «Завтрак младенца», «Вылавливание красных рыбок», «Вольтижировка», постановочный комедийный скетч «Политый поливальщик» и другие. В 1896 году братья совершили мировое турне со своим изобретением, посетив Лондон, Нью-Йорк, Бомбей. С 1898 Люмьер занимался только производством киноаппаратуры, несколько лет спустя он продал патенты, но продолжал свои опыты в области объёмного и цветного кино. Во Франции существует ежегодная премия имени Луи Люмьера за лучший документальный фильм.
1.2. Долюмьеровский период – изобретатели разных стран. Кинето́граф (кинетоско́п) — (от греческого «кинетос» — движущийся и «скопио» — смотреть) — оптический прибор, позволявший демонстрировать движущиеся картинки с фонограммой, слышимой через наушники, записанной на фонографе.
Этот аппарат изобрёл в 1891 году Томас Эдисон (США). При помощи фотографической камеры на ленте из целлулоида получается ряд снимков движущихся объектов, быстро следующих один за другим (15 кадров в одну секунду); снимки эти затем с такой же последовательностью проецируются на экране и вызывают впечатление движущихся предметов. В процессе показа одну треть сорок шестой части секунды каждый снимок стоит в фокусе «волшебного фонаря». При этом лента со снимками движется с той же средней скоростью, как они получались. Таким образом зритель видит на экране предметы в движении.
Патент на свое изобретение Томас Алва Эдисон получил 31 июля 1891 года. Изобретатель, имевший около 1000 патентов, внёс немалый вклад в создание кинотехники (пленочный формат и покадровый механизм). Однако путь, по которому он пошел, был не очень удачным. Кинетоскоп — это персональный кинотеатр, и чтобы дать возможность смотреть фильмы широкой публике, необходимо было устанавливать несколько таких аппаратов.
Кинетограф так и не получил большого распространения. Иногда иронично замечают, что «любовь Эдисона к кино не была взаимной». Зато возможно, что именно этот аппарат стал прототипом прибора, позднее изобретённого Луи Люмьером и названого им «кинематограф». «Кинематограф» Люмьера стал необычайно популярен.
14 апреля 1894 года Эдисон открыл зал Кинетоскоп Парлор, в котором было десять ящиков, предназначенных для демонстрации фильмов. Один сеанс в таком кинотеатре стоил 25 центов. За полтора года до первой демонстрации фильма на большом экране в парижском Гран-кафе Эдисон уже положил начало кинопрокату. Кинетоскопы быстро стали популярны у публики, но подглядывание в глазок-окуляр не давало эффекта присутствия, приходилось ожидать своей очереди. Все это было неудобно. Поэтому с появлением кинопроектора, дававшего изображение на экране, которое можно было смотреть сразу многим зрителям, кинетоскопы Эдисона не выдержали конкуренции, и их эра быстро закончилась.
В 1899 году Эдисон попытался синхронизировать звук с киноизображением, создав аппарат кинетофон. В этом аппарате общий двигатель вращает фонограф и двигает ленту со снимками с той же средней скоростью, как они получались. Таким образом зритель не только видит на экране предметы в движении, подобно тому как в стробоскопе, но и одновременно слышит соответствующие звуки, например разговор.
1.3. Первые сеансы в декабре 1895 года. Первый в мире общедоступный сеанс кинематографа состоялся 28 декабря 1895 года в Париже, в «Гранд кафе» на бульваре Капуцинов. Первые кинопоказы фильмов братьев Люмьер в России состоялись в мае 1896 года. Они прошли в Петербурге, Москве, на ярмарке в Нижнем Новгороде, а затем и в других российских городах через несколько месяцев после Парижа. Через несколько недель операторами компании Люмьеров были осуществлены первые документальные съёмки (коронация Николая II). Начать собственное кинопроизводство мешало отставание техники — кино- и электроаппаратуры, химикалий, пленки. Вплоть до 1908 года вклад российских предпринимателей в кинематограф ограничивался прокатом импортных фильмов и эпизодическими съёмками документальных короткометражных лент (обычно для местного показа). Исключением были документальные съёмки эпизодов из жизни царской семьи, которые начиная с 1897 года регулярно, делались оператором Болеславом Матушевским, а с 1900 года — А. К. Ягельским, который получил монополию на создание и распространение таких кинолент. 4 мая 1896 года в Петербурге в летнем увеселительном саду «Аквариум» был открыт первый в России коммерческий кинотеатр. В начальный период распространения кинематографа зрителям предлагались фильмы исключительно иностранных кинофирм.
Чуть ранее, в том же 1895 году, французы Огюст и Луи Люмьер получили патент на изобретенный ими аппарат «Синематограф». 22 марта 1895 года братья устраивают в Париже первый в истории киносеанс. Они показывают — пока только узкому кругу друзей — коротенькую ленту «Выход рабочих с завода Люмьер». Последующая демонстрация «Прибытия поезда на вокзал Ла Сьота» вызвала настоящую панику у зрителей: они вскакивали с мест и убегали из зала, боясь, что приближающийся на экране поезд раздавит их.
2.
1.1. Жорж Мельес и его приход в кино. Жорж Мельес - фактически первый кинорежиссёр, перешедший от простых съёмок кинороликов каких-либо событий, обычных жизненных сцен к постановочным, художественным фильмам. Снял фильмы "Замок дьявола" (1896), "Дело Дрейфуса" (1899), "Путешествие на Луну" (1902), "Гулливер" (1902), "В царстве фей" (1903), "Путешествие через невозможное" (1904), "Четыреста шуток дьявола" (1906) и другие. Жорж Мельес родился в Париже 8 декабря 1861 года в семье владельца фабрики модельной обуви. После окончания лицея и службы в армии, Жорж отправился совершенствовать английский язык в Лондоне (по мнению родителей, это было необходимо для ведения бизнеса). После возвращения в Париж несколько лет проработал на фабрике отца (с 1882 по 1886). Жорж с детства любил рисовать, его карикатуры, подписанные псевдонимом Джек Смайл, охотно публиковал журнал "Ля Грифф". В 1888 году Мельес становится директором и владельцем театра Робер-Уден, в котором демонстрировались различные трюки и фокусы. Обладая богатой фантазией, он с успехом пробует свои силы как постановщик трюков. Между тем, 28 декабря 1895 года в Париже проходит первый киносеанс братьев Люмьер. Мельес сразу понимает, какие богатые возможности открывает кинематограф, и предлагает им 10 тысяч франков за киноаппарат. "Через год о синематографе забудут"- сказал ему Люмьер.-"Так что мы намерены сами получать деньги от нашего изобретения." Однако, получив отказ, Мельес не отказался от своей идеи, и ему повезло - он смог приобрести съемочную камеру в Англии.
1.2. Характеристика творчества Жоржа Мельеса. Первый фильм Мельеса "Игра в карты", как и большинство других его лент 1896 года, - явное подражание Люмьеру. Однако Мельес много работает и настойчиво ищет свой собственный путь. В конце 1896 года случай во время съемок уличной сценки в Париже подсказал Мельесу его первый трюк. Вот как он рассказывает об этом происшествии: "Однажды, когда я снимал площадь Оперы, задержка в аппарате (весьма примитивном, в котором пленка часто рвалась или зацеплялась и застревала) произвела неожиданный эффект. Понадобилась минута, чтобы освободить пленку и вновь пустить в ход аппарат. За эту минуту прохожие, экипажи, омнибусы изменили свои места. Когда я стал проецировать ленту, в том месте, где произошел разрыв, я увидел, как омнибус Мадлен- Бастилия превратился в похоронные дроги, а мужчины — в женщин... Два дня спустя я уже снимал первые превращения мужчин в женщин и внезапные исчезновения, имевшие громадный успех". Так же случайно, как и прием "стоп-камера", им были открыты замедленная и ускоренная съемки. Позднее стали применяться затемнения и наплывы, съемки на черном бархате и другие приемы.
Уже в 1897 году Мельес строит на своей вилле в парижском предместье Монтрэ первую в мире киностудию - стеклянный павильон, в котором были люки, подъемники, тележки для наездов и отъездов съемочной камеры, черные бархатные фоны и прочие приспособления. Киностудия скоро начала приносить баснословный доход.
Всего в 1897 году Жорж Мельес снял 60 кинолент. Он вводит в кино новые жанры: феерии, комедии, сценки с трюками. При помощи актеров режиссер восстанавливал эпизоды греко-турецкой войны ("Взятие Турнавоса", "Казнь шпиона" и "Резня на Крите"), выпустил фильм о восстании индусов против англичан ("Нападение на блокгауз", "Сражение на улицах Индии", "Продажа рабов в гареме", "Танец в гареме"), сделал несколько инсценировок-репортажей о современных событиях.
Жорж Мельес пытается даже перейти от черно-белого кино к цветному, применяя метод раскраски фильмов кисточкой от руки. Принимая во внимание, что длина фильмов не превышала тогда 15-20 метров, этот весьма кропотливый способ оправдывал себя, особенно при производстве волшебных сказок. В 1899 году Мельес поставил два больших фильма: инсценированную хронику "Дело Дрейфуса" (240 м) и первую свою феерию — "Золушка" (140 м). Эксперимент оказался удачным. Теперь режиссер мог отбросить стандартную длину в 20 метров и выпускать 2-3 фильма в год длиной до 300 метров, проекция которых длилась бы больше четверти часа. В 1900-1902 годах Мельес выпускает феерии "Жанна д'Арк", "Рождественский сон", "Красная шапочка", "Синяя борода", "Гулливер" и "Робинзон Крузо".
В 1902 г. выходит один из лучших его фильмов - "Путешествие на луну". В этом фильме Мельес применил причудливые эффекты, сочетая кинотрюки с использованием макетов и театральной машинерии. В нём Мельес соединил легкий наивный юмор театральной буффонады и загадочную фантастическую сказку, рассказывающую о приключениях нескольких чудаков-астрономов, отправившихся в пушечном снаряде на луну. В основе сценария — эпизоды романов "От земли до луны" Жюля Верна и "Первые люди на луне" Уэллса. Из первого Мельес заимствовал гигантскую пушку, ядро, клуб безумцев. Из второго — большую часть лунных эпизодов: снежную бурю, спуск в лунный кратер и на дно океана, битву с селенитами.
Триумф "Путешествия на луну", "Гулливера" и "Коронации Эдуарда VII" сделал 1902 год самым значительным в творчестве Мельеса. Для того чтобы избежать подделок, он ввел торговую марку — звезду (от названия его фирмы "Старфилм").
Киноработы Мельеса выделялись четкостью, выразительностью и темпом. В 1903 году Мельес выпускает знаменитую феерию "В царстве фей". После банкротства американского филиала "Старфилма" Мельес прекращает работу в кино. С началом войны закрывается и театр Робер-Уден. В 1914 году Мельес преобразовал свою студию в театр Варьете артистик. Однако решением суда у него отобрали не только студию, но и красивую виллу. Вклад Мельеса в киноискусство огромен. Волшебник и маг, он первым понял силу зрелищности кинематографа, его бесконечные возможности. Он первым стал экранизировать литературные сюжеты, его считают родоначальником многих кинематографических жанров. Творческая деятельность Мельеса сочеталась с большой общественной и организационной работой. Он был первым президентом французского кинематографического синдиката, председателем первых международных кинематографических конгрессов. Именно ему кинематография обязана введением стандартных перфораций на кинопленке.
Многие фильмы Мельеса сняты как театральные постановки со спецэффектами. Мельес сам писал сценарии, разрабатывал декорации и ставил мизансцены. Для его кинопостановок характерны минимальная «глубина кадра» (всё действие разворачивается на сцене) и неподвижная камера.
1.3. Жорж Мельес – основоположник кинотрюков. Первый фильм Мельеса "Игра в карты", как и большинство других его лент 1896 года, - явное подражание Люмьеру. Однако Мельес много работает и настойчиво ищет свой собственный путь. В конце 1896 года случай во время съемок уличной сценки в Париже подсказал Мельесу его первый трюк. Вот как он рассказывает об этом происшествии: "Однажды, когда я снимал площадь Оперы, задержка в аппарате (весьма примитивном, в котором пленка часто рвалась или зацеплялась и застревала) произвела неожиданный эффект. Понадобилась минута, чтобы освободить пленку и вновь пустить в ход аппарат. За эту минуту прохожие, экипажи, омнибусы изменили свои места. Когда я стал проецировать ленту, в том месте, где произошел разрыв, я увидел, как омнибус Мадлен- Бастилия превратился в похоронные дроги, а мужчины — в женщин... Два дня спустя я уже снимал первые превращения мужчин в женщин и внезапные исчезновения, имевшие громадный успех". Так же случайно, как и прием "стоп-камера", им были открыты замедленная и ускоренная съемки. Позднее стали применяться затемнения и наплывы, съемки на черном бархате и другие приемы.
3.
1.1. Развитие киножанров французского кино. Ж.Мельес со своей фирмой «Фильм д’Ар» изобрел один из первых киножанров – «трюковое кино». Он же сделал второй шаг в развитии французского кино: его компания стала приглашать для съемок звезд театра, известных музыкантов, драматургов. И теперь, зрители, не имевшие возможности ходить в театр, могли видеть своих кумиров на экране кинотеатра. Кино стало народным. И именно благодаря талантливой игре профессиональных актеров театра к началу двадцатого века кино стало необычайно популярно. Особенной любовью пользовались у зрителей комедии с участием неподражаемого М.Линдера, а также авантюры Л.Фейда, новый, но не менее любимый жанр у французской публики.
Конечно, новое изобретение не могло пройти незамеченным мимо передовых культурных слоев Франции, тем более являющейся законодательницей не только в моде. В кинематографе, как и в любом направлении искусства, зарождаются авангардные направления. Нестандартно мыслящие режиссеры, экспериментируя и преображая кино, находили новые пути и возможности для его выразительности.