ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

55

Тема 3. Совокупный спрос и совокупное предложение

1. Совокупный спрос и его факторы

2. Совокупное предложение. Потенциальный ВВП

3. Макроэкономическое равновесие

Из курса микроэкономики известно, как формируются и почему изменяются цены на отдельные товары, почему растет или падает их выпуск. Но микроэкономика не объясняет, почему изменяются цены в целом, а также совокупный объем общественного производства. Чтобы ответить на эти вопросы, надо объединить все рынки отдельных благ в единый общий рынок. Это означает объединение всех цен в единый уровень цен, а всех производств – в совокупный объем производства – реальный валовой внутренний продукт (ВВП).

В микроэкономической модели «спрос – предложение» мы откладывали по оси Х количество данного товара в физических единицах, а по оси Y – его цену в рублях. В макроэкономике так поступать нельзя, ибо товары здесь разные. Бессмысленно суммировать, например, литры пива и тонны нефти или цену автомобиля с ценой шоколадки.

Поэтому строя модель «совокупный спрос - совокупное предложение» (модель «AD-AS»), мы откладываем по оси X реальный валовой внутренний продукт в рублях, а по оси Y - общий уровень цен в относительных единицах или индекс цен – дефлятор ВВП. Иными словами, когда мы откладываем по оси Y цифры 1, 2, 3 и т.д., это означает, что цены возрастают в 2, 3 и т.д. раз относительно некоего их уровня, принимаемого за единицу.

1. Совокупный спрос и его факторы

А. Построение кривой совокупного спроса

Совокупный спрос - это величина реального ВВП, который все покупатели хотели бы приобрести в течение данного времени при разных уровнях цен.

Закон совокупного спроса: чем ниже уровень цен в экономике (P), тем больше при прочих неизменных условиях величина спроса всех потребителей на реальный ВВП (Y). Графически это выглядит так (рис. 3-1):

Рис. 3-1. Кривая совокупного спроса

Кривую совокупного спроса можно вывести из уравнения количественной теории денег:

MV=PY,

где M – денежная масса в экономике, V – число оборотов каждой денежной единицы в течение данного времени, P – уровень цен в экономике, Y – реальный ВВП.


Переписав данное уравнение, получаем:

Это и есть уравнение совокупного спроса. Из него видно, что чем выше уровень цен, тем меньше при заданных величинах M и V, количество товаров и услуг, на которые предъявляется спрос. Логически это можно объяснить так: при повышении уровня цен для каждой сделки требуется больше денег; если же денежная масса постоянна, число сделок сократится, т.е. упадет количество приобретаемых товаров и услуг.

Увеличение денег в экономике, равно как и скорости их обращения ведет к тому, что экономические агенты начинают приобретать больше товаров при всех ценах. Следовательно, кривая AD смещается вправо. И наоборот. Таким образом, параметры M и V – неценовые факторы совокупного спроса.

Б. Структура и факторы совокупного спроса

Рассмотрим факторы, обуславливающие сдвиги кривой совокупного спроса, более подробно. Изменение денежной массы в экономике и скорости обращения денег отражается на расходах. Как мы знаем (тема 2, п. 1), это могут быть расходы частных потребителей – домашних хозяйств (С), или валовое накопление – инвестиционные расходы фирм (I), или расходы органов государственного управления (G), или расходы иностранцев – чистый экспорт (XN). С этой точки зрения совокупный спрос (Y) задается уравнением:

Y=C+I+G+XN

Таким образом, повышение любого из этих компонентов совокупного спроса при данном уровне цен увеличивает совокупный спрос, и кривая AD сдвигается вправо. И наоборот (рис. 3-2):

Рис. 3-2. Сдвиги кривой совокупного спроса

Допустим, например, что AD0 - первоначальная кривая совокупного спроса. Тогда увеличение государственных расходов приведет к смещению кривой AD вправо в положение AD1. Если же фирмы при прочих неизменных условиях сократят свои инвестиции, то кривая AD уйдет влево в положение AD2.

Рассмотрим теперь, какие факторы обуславливают изменения этих четырех составляющих совокупного спроса.

Потребительский спрос домашних хозяйств (C) зависит, главным образом, от: а) совокупных доходов всех потребителей или национального дохода; б) ожиданий потребителей; в) налогов; г) трансфертов; д) процентной ставки.

Очевидно, что рост доходов, а также государственных трансфертов – безвозмездных платежей домашним хозяйствам (пенсий, пособий и т.д.) – повышает потребительский спрос, а повышение налогов его снижает. Что касается ожиданий, то они могут быть различными. Ожидания повышения цен ведут к тому, что потребители сегодня начинают тратить больше, т.е. совокупный спрос возрастает. Напротив, если потребители ожидают падения своих доходов вследствие экономического спада и роста безработицы, они увеличивают свои сбережения, сокращая текущие расходы (копят «на черный день»). Что касается процентной ставки, то она влияет на потребительский спрос, поскольку часть покупок домашние хозяйства осуществляют в кредит. При снижении процентной ставки потребительский кредит становится более доступным, что стимулирует покупки. И наоборот.


Инвестиции фирм (I) осуществляются, во-первых, для возмещения потребленного капитала, а во-вторых, для его увеличения. Соответственно различают валовые и чистые инвестиции. Чистые инвестиции (IN) получаются путем вычитания амортизационных отчислений (А)1 из валовых инвестиций (I):

IN=I-A

Таким образом, чистые инвестиции отражают прирост физического капитала в экономике. Они могут быть отрицательными, если выбытие оборудования «по старости» превосходит закупки нового оборудования. Тем не менее, при анализе совокупного спроса в расчет принимаются именно валовые инвестиции, т.к. нас интересуют расходы на вновь произведенные станки, машины, оборудование и прочие элементы основного капитала.

Инвестиционный спрос фирм зависит в основном от: а) реальной процентной ставки; б) национального дохода; в) ожидаемых прибылей от инвестиций; г) налогов с предприятий: д) государственных трансфертов – субсидий фирмам.

В этой связи следует различать номинальную и реальную процентную ставку. Номинальная процентная ставка (i) – это ставка, по которой предоставляются заемные средства на финансовых рынках. Напротив, реальная процентная ставка (r) – это изменение покупательной способности процентного дохода. Взаимосвязь номинальной и реальной процентной ставки описывается уравнением:

r = i - 1,

где r - реальная ставка, i - номинальная ставка,  - темп инфляции.

В качестве примера предположим, что кредитный договор заключен на условиях 10% годовых. Это номинальная процентная ставка. Однако в течение года цены растут на 6%. При таких условиях кредитор через год получит сумму денег только на 4% превышающую по своей покупательной способности ту сумму, которую он дал в долг. Эти 4% и составляют реальную процентную ставку.

Если реальная процентная ставка снижается, цена заемных для предприятий, за счет которых последние осуществляют свои инвестиции, падает. Инвестиции, следовательно, растут (рис. 3-3):

Рис. 3-3. Кривая инвестиционного спроса

Предположим, реальная процентная ставка не меняется. Инвестиции, однако, могут возрасти при увеличении национального дохода, поскольку при этом растет спрос на продукцию фирм. Для удовлетворения растущего спроса фирмы увеличивают свои производственные мощности, т.е. осуществляют инвестиции. Кривая инвестиционного спроса на рис. 3-3 смещается при этом вправо. Напротив, при падении национального дохода инвестиции снижаются.


Инвестиции осуществляются в расчете на будущие прибыли и зависят от ожиданий предпринимателей. Если последние полагают деловые перспективы благоприятными, инвестиции будут расти при тех же процентных ставках: кривая инвестиционного спроса сдвигается вправо. Очевидно, что рост налогов на бизнес снижает инвестиции, а повышение субсидий фирмам их увеличивает.

Вот пример. В 2002 г. экономика Японии переживала спад – ВВП снижался. Для преодоления спада государственная экономическая политика была направлена на стимулирование совокупного спроса в стране посредством увеличения потребительских расходов домашних хозяйств и инвестиций фирм. С этой целью денежные власти Японии понизили реальную процентную ставку до отрицательного уровня: номинальная процентная ставка стала столь незначительной, что не покрывала темпов инфляции. Замысел был очевиден: побудить фирмы и население брать дешевые кредиты и тратить их на продукцию японских предприятий. Тем не менее, желаемый результат был достигнут не сразу. Домашние хозяйства, и фирмы в Японии не хотели увеличивать свои расходы даже при столь низкой процентной ставке, поскольку негативно оценивали перспективы своих будущих доходов и прибылей. Потребовалось известное время для преодоления негативных ожиданий экономических агентов, и японская экономика стала понемногу расти.

Спрос государства – государственные расходы (G) определяется в значительной степени произвольно. Обычно перед выборами расходы государства возрастают. В макроэкономических моделях государственные расходы обычно присутствуют в качестве экзогенного (заранее заданного) параметра.

Спрос иностранцев - чистый экспорт (XN) представляет собой разницу между экспортом данной страны (X) и ее импортом (M):

XN=X-M

Соответственно чистый экспорт тем больше, чем больше экспорт и меньше импорт. Чистый экспорт зависит от трех основных факторов: а) национального дохода в других странах; б) национального дохода в нашей стране; в) валютных курсов.

Связь между размером национального дохода в странах, являющихся нашими торговыми партнерами, и экспортом России в эти страны прямая: чем их национальный доход больше, тем выше наш экспорт в эти страны, следовательно, и наш чистый экспорт.

Предположим, что страны СНГ переживают экономический подъем: доходы населения и фирм растут. Это приведет к тому, что потребители в этих странах начинают приобретать больше всех товаров, в т.ч. и российских, что ведет к росту нашего экспорта. Таким образом, экономический интерес России состоит в том, чтобы дела у наших соседей шли как можно лучше, ибо нищие ничего у нас не купят.


Предположим теперь, что растет национальный доход в России. Теперь уже наши потребители начинают покупать больше разных товаров, в т.ч. и зарубежных. В результате российский импорт начинает расти, т.е. наш чистый экспорт снижается при условии, что экспорт России остается прежним. В этом состоит известный парадокс: экономический рост в стране обычно способствует ухудшению ее торгового баланса (разницы между экспортом и импортом) в условиях, когда все остальные факторы являются неизменными.

Очень важным фактором чистого экспорта выступает динамика обменных курсов. В этой связи надо различать номинальный (NER) и реальный (RER) курс национальной валюты.

Номинальный обменный курс - это цена национальной валюты, выраженная в иностранной валюте. Так номинальный курс рубля сегодня приблизительно равен 1/28 долл.

Реальный обменный курс - это соотношение цен на товары в двух странах. Он исчисляется по формуле:

,

где PH - цена некоторого товара в нашей стране, PF - цена аналогичного товара за рубежом.

Например, товар в России стоит 2800 руб., а аналогичный товар в США - 200 долл. Тогда:

Иными словами, российский товар в нашем условном примере стоит вдвое дешевле американского. Это побуждает американцев покупать данный товар у наших производителей, но совсем не стимулирует россиян приобретать его в США.

Чем ниже, следовательно, реальный курс рубля, тем дешевле наши товары относительно зарубежных, что повышает российский экспорт и сокращает импорт. Можно сказать и так: чистый экспорт нашей страны тем больше, чем меньше номинальный обменный курс рубля, чем ниже цены в России и чем выше цены за рубежом.

Эти теоретические положения имеют самое непосредственное отношение к российской экономике. В начале 90-х гг. прошлого века реальный курс рубля был крайне низок. В результате экспорт из России был неудержим, ибо наши товары стоили значительно дешевле иностранных. На протяжении 90-х гг. номинальный курс рубля продолжал падать, но при этом цены в нашей стране росли примерно вдвое быстрее, чем падал курс. Реальный курс рубля, следовательно, повышался. В результате все новые отрасли российской экономики теряли конкурентоспособность на мировых рынках, что ухудшало условия для нашего экспорта.