ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.04.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
4. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса
В 1958 г. английский экономист О. Филлипс вывел кривую, отражающую обратную связь между уровнем безработицы и темпами годового прироста номинальной заработной платы в Великобритании (рис. 5-4):
Рис. 5-4. Кривая Филлипса
Позднее для анализа такой взаимосвязи по оси Y стали откладывать темпы инфляции. Это различие не имеет принципиального значения, поскольку темпы роста номинальной заработной платы и инфляции тесно связаны.
Итак, кривая Филлипса говорит о том, что безработицу в коротком периоде можно сократить за счет возрастания темпов инфляции. Нечто подобное мы неоднократно наблюдали в постсоветской истории России в 90-х годах прошлого века, когда увеличение государственных расходов и печатание дополнительных денег временно способствовали росту производства и уменьшению безработицы, подстегивая при этом инфляцию. И, напротив, жесткая бюджетная и денежная политика позволяли замедлить инфляцию, но за это приходилось расплачиваться ростом безработицы.
Теоретически обосновать кривую Филлипса можно, опираясь на восходящую кривую совокупного предложения. Допустим, экономика находится в состоянии краткосрочного равновесия в т. Е0 при ВВП Y0 и уровне цен Р0 (рис. 5-5):
Рис. 5-5. Изменение цен и ВВП
Государство хочет сократить безработицу путем стимулирования совокупного спроса, что ведет к сдвигу кривой AD вправо в положение AD1. В коротком периоде равновесие устанавливается в т. Е1, что означает рост ВВП, сопровождающийся повышением цен. Рост ВВП при заданной производственной функции означает повышение занятости, следовательно – сокращение безработицы. Иными словами, сокращение безработицы сочетается с инфляцией.
Современная трактовка кривой Филлипса утверждает, что рост цен зависит от:
- ожидаемой инфляции;
- отклонения безработицы от ее естественного уровня, т.е. от циклической безработицы;
- шоков предложения (изменения цен на топливно-энергетические ресурсы, изменения государством минимальной заработной платы, введение государственного контроля над ценами и т.п.).
Это можно выразить уравнением:
=e-(u-)+,
где - темп инфляции, e – ожидаемый темп инфляции, - параметр, показывающий чувствительность инфляции к уменьшению безработицы, u – фактический уровень безработицы, - естественный уровень безработицы, - параметр, отражающий воздействие шоков предложения на инфляцию.
Из данного уравнения видно, что темп инфляции будет тем ниже, чем больше превышение безработицы над ее естественным уровнем и наоборот. Иными словами, в коротком периоде можно бороться с безработицей, допуская усиление инфляции путем стимулирования совокупного спроса. Для этого, однако, нужно, чтобы фактический рост цен все время опережал ожидаемую инфляцию. Выполнение такого условия трудно обеспечивать в течение долгого времени, поскольку ожидания приспосабливаются к реальности.
Если же инфляционные ожидания соответствуют действительному повышению цен, уровень безработицы не уменьшается. В модели AD-AS это соответствует ситуации, когда краткосрочная кривая совокупного предложения смещается вверх в той же степени, что и кривая совокупного спроса (рис. 5-6):
Рис. 5-6. Рост цен при неизменном ВВП
Пусть первоначально равновесный ВВП равен потенциальному в т. Е0. Рост совокупного спроса сдвигает кривую AD вправо. Однако работники заранее ждут инфляцию, а потому заблаговременно требуют соответствующего повышения заработной платы. У фирм увеличиваются затраты на единицу производимой продукции, и краткосрочная кривая совокупного предложения смещается вверх одновременно со смещением кривой совокупного спроса. В результате макроэкономическое равновесие переходит из т.Е0 в т. Е1, и мы имеем только повышение цен при прежнем уровне производства и безработицы.
Таким образом, при наличии инфляционных ожиданий кривая Филлипса смещается вправо-вверх (рис. 5-7):
Рис. 5-7. Сдвиг кривой Филлипса
Подобный сдвиг кривой Филлипса означает, что за каждый процент снижения безработицы обществу приходится расплачиваться все более высокими темпами инфляции.
В долгосрочном периоде альтернативы «инфляция – безработица» не существует: безработица возвращается к своему естественному уровню при любых ценах. В то же время многие страны в течение длительного времени сталкиваются с проблемой стагфляции – сочетания высокой безработицы с сильной инфляцией.
Одной из теоретических основ борьбы с ней выступает концепция «экономики предложения». Ее сторонники считают, что государственная экономическая политика должна быть направлена не на поддержание совокупного спроса по кейнсианским рецептам, но на стимулирование совокупного предложения. Мероприятия такой политики включают в себя снижение налогов, поддержание конкуренции, программы переподготовки работников с учетом требований технического прогресса и т.д. В России в дополнение к вышесказанному одними экономистами предлагается поддержка наиболее технологичных и перспективных производств, а другими – дальнейшая либерализация экономики, развитие рыночных механизмов, создание благоприятных условий для инвесторов, как отечественных, так и иностранных.
Успешная политика по стимулированию совокупного предложения повышает производственный потенциал экономики со сдвигом долгосрочной кривой AS вправо. Это, в свою очередь, стимулирует занятость без повышения цен или при умеренном их росте. Проблемы инфляции и безработицы решаются, тем самым, одновременно.
5. Инфляция и антиинфляционная политика в России
Одна из весьма распространенных легенд гласит: демократы-реформаторы – Е.Гайдар, А.Чубайс и иже с ними – ограбили народ, введя свободные рыночные цены и не позаботившись о насыщении рынка необходимыми товарами. В результате резко выросшие цены очень быстро «съели» многолетние сбережения народных масс.
Условная обвинительная речь примерно такова: «Вот у меня на счете в сберегательной кассе было 20 тысяч рублей, и я мог на них купить две легковые автомашины плюс мебельный гарнитур. А гайдаровская ценовая реформа привела к тому, что теперь (в 1996-97 гг.) на эти деньги и килограмма мяса не купишь»!
Здесь самое время спросить такого обвинителя: Если ты мог купить, то чего же не покупал? Ведь дата начала реформы – 2 января 1992 г. – была объявлена заранее, и о грядущем росте цен всем было известно».
Ответ прост: ни машин, ни гарнитуров, ничего подобного на самом деле купить на свои сбережения люди не могли задолго до прихода Е.Гайдара и его команды в правительство, ибо этих товаров в требуемых количествах в советской торговле просто не было. Можно привести такой условный пример: есть 10 человек, у каждого из которых в кармане 1000 руб., интересующий всех товар стоит столько же, и каждый думает, что может этот товар купить. Но это лишь иллюзия, поскольку произведен только один такой товар и на всех его никак не хватит. Е.Гайдар, таким образом, ни у кого ничего не отнял, его свободные цены просто сделали явным то, что фактически давно уже существовало.
В советской экономике дисбаланс между денежной и товарной массой при государственных ценах начал возрастать примерно с 60-х годов прошлого века. В 70-е годы он стал значительным, в 80-е – очень значительным, а горбачевские реформы конца 80-х-начала 90-х годов сделали его настолько большим, что он стал угрожать самому существованию экономики. Таким образом, государственный контроль над основной массой цен вел к тому, что инфляция в основном носила скрытый характер, проявляясь, прежде всего, во все возрастающих дефицитах.
Важно иметь в виду, что принятие радикальной гайдаровской реформы стало возможно только в условиях, когда провалились все попытки предыдущих советских правительств преодолеть скрытую инфляцию, насытив рынок необходимыми товарами. К середине 1991 г. экономика СССР стала фактически неуправляемой и находилась в состоянии свободного падения без каких-либо признаков стабилизации. Машина административного управления сломалась, а рыночные механизмы не были запущены.
Первый шаг реформы – либерализация цен в январе 1992 г. – был, по сути, шагом отчаяния не имевшего выбора правительства, ибо главная, ведущая к параличу экономики, угроза заключалась в тот момент во всеобщей бартеризации обмена. Предприятия не хотели ничего продавать по государственным ценам. Необходимо было вернуть деньгам их покупательную силу и, тем самым, получить возможность управлять экономикой.
Наличие гигантского «денежного навеса» над экономикой в условиях либерализация цен закономерно привело к их единовременному скачку: розничные цены в январе 1992 г. выросли в 3,5 раза, оптовые – в 5 раз.
Таким образом, корни российской инфляции были обусловлены двумя глубокими экономическими диспропорциями. Первая – диспропорция между денежной и товарной массой, унаследованная с советских времен, о которой уже говорилось. Вторая – диспропорция между сложившейся в условиях советской нерыночной системы структурой производства и потребностями общества в новых условиях рынка. При переходе к рынку обнаруживается, что значительная часть продукции, к выпуску которой приспособлено народное хозяйство, больше никому не нужна, а весь платежеспособный спрос направлен на другую продукцию, которой, естественно, не хватает и цены на которую поэтому растут.
Помимо этого инфляция зависит от экономической политики правительства. Успешная антиинфляционная политика предполагает устранение всех трех непосредственных причин, вызывающих инфляцию: повышение совокупного спроса, возрастание затрат производителей и формирование инфляционных ожиданий. Таким образом, выбор конкретных методов антиинфляционного регулирования определяется видом и уровнем инфляции. Следует при этом учитывать, что уменьшение инфляции может сопровождаться возникновением других серьезных макроэкономических проблем – падением ВВП, ростом безработицы и др. Тем не менее, при высокой инфляции, типа той, что имела место в России в первой половине 90-х годов прошлого века, а также после кризиса 1998 г., антиинфляционная политика объективно становится приоритетной. Такая инфляция сама по себе является фактором производственного спада и безработицы.
Основными направлениями антиинфляционной политики являются:
1. Контроль над совокупным спросом. Здесь, прежде всего, представляется важным ограничение государственных расходов – жесткая бюджетная политика. Последняя должна сопровождаться соответствующей монетарной политикой, направленной на ограничение денежной массы и проводимой Центральным банком.