ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.04.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
Тема 8. Бюджетно-налоговая политика
1. Бюджетная система РФ. Государственный бюджет и его структура
2. Налоги и налоговая система
3. Бюджетно-налоговая политика и макроэкономическое регулирование
1. Бюджетная система рф. Государственный бюджет и его структура
Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления. Формирование и исполнение бюджета в нашей стране регламентируется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом, другими законодательными и нормативными актами. Кроме того, ежегодно принимаются закон о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов Федерации, нормативно-правовые акты местных органов власти по бюджетным вопросам.
Бюджетная система России состоит из бюджетов трех уровней:
- первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;1
- второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации (республиканские бюджеты, бюджеты краев и областей, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- третий уровень – местные бюджеты.
Эти бюджеты функционируют автономно – каждый из них имеет законодательно определенные источники доходов и направления расходования средств. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. перераспределение ресурсов между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов до минимально необходимых величин.
Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты образуют в совокупности консолидированный бюджет России. С его помощью федеральные, региональные и местные органы власти осуществляют распределение и перераспределение ВВП. Величина консолидированного бюджета и особенно его доля в ВВП представляют собой важнейшие показатели, характеризующие степень вмешательства государства в экономику и существенно влияющие на другие макроэкономические параметры.
В процессе исторического развития рыночной экономики ясно видна долговременная тенденция к возрастанию доли государственных расходов в ВВП. Иными словами, все большая доля национального производства покупается государством. Это объясняется, прежде всего, повышением роли общественных благ в экономическом развитии всех стран.
В то же время доли государственных расходов в ВВП существенно различаются в различных странах. Так, в США эта доля составляет менее 40%, в Японии – примерно 35%, в Западной Европе – в основном около 50%, доходя до 65% в Швеции. В России расходы консолидированного бюджета составили, по официальным данным, в 2002 г. 31,1% ВВП. Многие экономисты считают эту цифру заниженной. По их мнению, консолидированный бюджет достигает в нашей стране 40% ВВП, что чрезмерно много для небогатой страны, тормозит ее развитие, подрывая рыночные механизмы.
Построение бюджета основано на теории общественного договора: домашние хозяйства и фирмы платят государству, региональным и местным властям налоги, взамен которых последние обязуются предоставлять обществу определенный набор услуг. Соответственно бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.
Ведущим звеном бюджетной системы является государственный (федеральный) бюджет – основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Федеральный бюджет на следующий финансовый год ежегодно осенью утверждается Государственной Думой по представлению правительства. Доходная часть федерального бюджета формируется за счет налогов и неналоговых платежей. В федеральный бюджет взимаются следующие основные налоги: акцизы, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, частично налог на прибыль и др. К неналоговым доходам относятся в основном доходы от использования государственного имущества и внешнеэкономической деятельности, а также часть прибыли государственных унитарных предприятий. При этом в составе доходной части бюджета не учитываются средства, полученные от внутренних и внешних займов и продажи государственного имущества.
С другой стороны, из федерального бюджета производятся расходы, связанные с производством общественных благ общенационального назначения (финансирование социально-культурного развития и науки, содержание органов государственной власти и управления, охрана правопорядка, оборона и т.д.), финансированием приоритетных отраслей экономики, осуществлением целевых программ, обслуживанием государственного долга и т.п. При этом в проекте бюджета 2004 г. на вооруженные силы и правоохранительные органы планируется потратить примерно в 3,5 раза больше, чем на здравоохранение, образование и науку.
Расходы госбюджета (как и региональных бюджетов) делятся на две основные части: расходы по обслуживанию долга – т.н. «процентные расходы» и прочие расходы – непроцентные расходы.
Следует подчеркнуть, что в расходную часть бюджета включаются только процентные выплаты по государственным займам; расходы же по выплате основной суммы долга в бюджет не включаются, а осуществляются за счет профицита, или накопленных резервов, или дополнительно привлеченных средств.
Превышение государственных расходов над доходами образует дефицит государственного бюджета. В противном случае имеет место его профицит. Если государственные доходы превышают расходы за исключением процентных расходов, образуется первичный профицит государственного бюджета.
Состояние государственного бюджета оказывает существенное воздействие на все макроэкономические показатели, а потому повсеместно является объектом пристального общественного внимания. Например, согласно пакту о финансовой стабильности, заключенному странами европейского валютного союза, размер бюджетного дефицита не может превышать 3% ВВП страны. Дело здесь в том, что большой дефицит негативно сказывается на состоянии экономики.
Последнее обусловлено тем, что дефицит государственного бюджета может быть покрыт тремя способами: выпуск дополнительных денег в обращение, рост государственных займов, увеличение налогов. Первый источник чреват инфляцией, если возрастание денежной массы не будет сопровождаться ростом производства или замедлением скорости обращения денег (тема «Инфляция», п. 2). Со своей стороны, выпуск займов увеличивает спрос на заемные средства, соответственно – процентную ставку, что в свою очередь ведет к сокращению инвестиций. В этом состоит т.н. «эффект вытеснения»: государственные расходы вытесняют частные инвестиции. Разновидностью государственных займов являются неплатежи, когда государство не расплачивается за купленные товары и услуги либо расплачивается с опозданием. Неплатежи подрывают процесс воспроизводства, ведут к росту цен, деформируют структуру экономики.
Если государство пытается увеличить налоговые поступления за счет повышения налоговых ставок, то это ведет к сокращению частных расходов, подрывает стимулы к производственной деятельности. Бывают случаи, когда рост налоговых ставок сопровождается не повышением, но снижением государственных доходов, поскольку сокращается производство, многие виды деятельности уходят в теневую экономику. На возможность такой ситуации обращал внимание американский экономист А. Лаффер. Он построил кривую зависимости налогового сбора от налоговой ставки, выглядящую примерно так (рис. 7-1):
Рис. 7-1. Кривая Лаффера
Логика построения кривой Лаффера такова. Очевидно, что при нулевой ставке налога доход государства также равен нулю. Аналогично при 100%-ной ставке никто не будет работать легально, и государство опять-таки останется без дохода. Существует, следовательно, оптимальная налоговая ставка (t*), при которой доход государства будет максимальным (Tmax.). Ее превышение не только вредит экономике, но и подрывает государственный бюджет.
Проблема получения сбалансированного госбюджета очень актуальна для сегодняшней России. Проблема эта, к сожалению, не нова для нас: все 90-е годы прошлого века государственный бюджет сводился с дефицитом. В первой половине 90-х гг. правительство в основном покрывало дефицит займами в Центральном банке и тем самым решало свои бюджетные проблемы за счет выпуска дополнительных денег в обращение, что вело к высокой инфляции. Логика борьбы с инфляцией заставила правительство перейти к покрытию дефицита путем займов на финансовых рынках. С 1995г. оно отказалось от использования кредитов Центробанка для покрытия бюджетного дефицита.1 Вместо этого на рынок были выпущены разнообразные государственные обязательства, такие как Государственные краткосрочные облигации (ГКО), Облигации федерального займа (ОФЗ), Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) и т.д.
В то же время проблема бюджетного дефицита не только не стала менее острой, но, напротив, существенно возросла. Для покрытия дефицита пришлось резко увеличить размещение облигаций, причем значительная часть выручки от новых выпусков уходила на погашение долгов по прежним сериям. В результате большая часть сбережений населения и фирм через банки оказалась вложена в государственные ценные бумаги, что привело к катастрофической нехватке заемных средств для реального сектора.
Одновременно государственный долг увеличивался очень быстрыми темпами, и к первой половине 1998 г. проблема его погашения достигла критической остроты. Ситуация значительно усугубилась оттоком иностранных капиталов с российского финансового рынка. Несмотря на экстренные меры правительства С. Кириенко, справиться с бюджетным дефицитом и решить проблему погашения государственного долга не удалось. Это и привело в августе 1998 г. к отказу правительства платить по своим обязательствам.
Начавшийся после августовского кризиса экономический рост в сочетании со значительным повышением мировых цен на нефть привели к повышению бюджетных доходов. В результате уже в 1999 г. впервые за многие годы был достигнут первичный профицит федерального бюджета при его незначительном общем дефиците. В 2000-2003 гг. бюджетная ситуация продолжала улучшаться: федеральный бюджет сводился с профицитом. В частности, в 2002 г. исполнение бюджета России выглядело так (табл. 7-1):
Таблица 7-1. Доходы и расходы федерального бюджета РФ в 2002 г.
(в % ВВП)
ДОХОДЫ |
|
Налог на прибыль |
1,6 |
Подоходный налог с физических лиц |
0,0 |
Налоги на товары и услуги, в т.ч.: |
8,9 |
- НДС |
6,9 |
- акцизы |
2,0 |
Платежи за использование природных ресурсов |
2,0 |
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции |
3,0 |
Прочие налоги, сборы и пошлины |
0,2 |
Итого налогов и платежей |
15,5 |
Неналоговые доходы |
1,4 |
Единый социальный налог |
3,1 |
Всего доходов |
20,1 |
РАСХОДЫ |
|
Государственное управление |
0,51 |
Судебная власть |
0,18 |
Международная деятельность |
0,29 |
Национальная оборона |
2,70 |
Правоохранительная деятельность |
1,74 |
Фундаментальные исследования и содействие техническому прогрессу |
0,28 |
Государственные услуги народному хозяйству |
1,30 |
Социальные услуги, в т.ч. |
3,03 |
- образование |
0,91 |
- культура и искусство |
0,10 |
- средства массовой информации |
0,10 |
- здравоохранение и физкультура |
0,35 |
- социальная политика |
1,57 |
Трансферты пенсионному фонду за счет единого социального налога |
3,1 |
Обслуживание государственного долга |
2,04 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
2,91 |
Расходы целевых бюджетных фондов |
0,14 |
Прочие расходы |
0,48 |
Всего расходов |
18,7 |
Профицит бюджета |
1,4 |