Файл: 8.Бюджетно-налоговая политика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В пользу данной концепции свидетельствует, например, такая история.

Франция одно время отставала от Англии по мощи своего военно-морского флота. Чтобы ликвидировать это отставание, французское правительство значительно увеличило свои заказы на суда. Это, в свою очередь, привело к росту спроса на пушки, паруса, продукцию деревообрабатывающей промышленности и т.д. Совокупный спрос увеличивался в соответствии с эффектом мультипликатора, росло и национальное производство. Вдобавок, в относительно короткие сроки Франция стала обладателем самого крупного в мире флота. Но парусного. В Англии в то время уже строились паровые суда.

Примерно о том же говорит и история СССР, который погиб как раз из-за того, что всеобъемлющий государственный контроль над экономикой в конечном счете привел к отставанию от развитых капиталистических стран в области технического прогресса. Много примеров неэффективного расходования государственных средств дает и современная Россия.

Таким образом, в отличие от частных инвесторов, которые не могут заработать, не удовлетворяя действительные общественные потребности, государство зачастую вкладывает средства в проекты, в долговременном аспекте являющиеся лишь пустой тратой денег. Именно поэтому либеральные экономисты полагают решительное сокращение государственных расходов и налогов непременным условием долгосрочного экономического роста.

Последнее вовсе не означает, что государственный бюджет должен в идеале стремиться к нулю. Прежде всего, существуют общественные блага, производство которых может финансироваться только государством либо региональными властями. Очень важны и контрольные функции органов государственной власти. Для переходной экономики актуально создание институтов эффективного рынка. Что касается социальных расходов, то государство ни в коем случае не должно играть роль всеобщего кормильца. Его задача состоит в создании условий, при которых каждый способный и желающий работать человек мог бы обеспечивать себя сам.

Существуют и более частные дискуссионные вопросы относительно эффективности государственной бюджетно-налоговой политики. Так, различают дискреционную и недискреционную бюджетно-налоговую политику. Дискреционная политика означает целенаправленные изменения государственных расходов и налогов в результате специальных правительственных решений. Недискреционная политика проявляется в автоматическом изменении указанных величин вследствие колебаний ВВП.


При проведении дискреционной политики в период экономического спада государство целенаправленно создает дефицит госбюджета, увеличивая свои расходы и сокращая налоги. Напротив, при циклическом подъеме оно столь же целенаправленно создает бюджетный профицит, сокращая расходы и увеличивая налоги.

Критики такой политики обращают внимание прежде всего на возникающие при этом временные лаги. Они бывают внутренними и внешними. Внутренний лаг – это промежуток времени между изменением в экономике и принятием ответных мер экономической политики. Внешний лаг – это промежуток времени между принятием указанных мер и временем, когда они начнут давать результаты.

Для бюджетно-налоговой политики характерны значительные внутренние лаги: если правительство желает изменить расходы либо налоги, ему приходится ждать утверждения парламентом бюджета на следующий финансовый год. Можно внести изменения и принятием специального закона, но он опять-таки должен быть принят парламентом. В то же время внешние лаги бюджетной политики сравнительно невелики: коль скоро решение по налогам или расходам принято, оно довольно быстро сказывается на экономике.

Существование временных лагов подрывает эффективность бюджетно-налоговой политики. Пусть экономика работает с перегрузкой, и государство намечает проведение сдерживающей политики. Но пока соответствующие меры будут утверждены, пока они начнут действовать, экономика вполне может пройти фазу подъема и оказаться в фазе спада, когда надо проводить прямо противоположную политику. В таких условиях ранее принятые меры только усугубят кризис.

Защитники дискреционной политики признают, что из-за существования временных лагов надо быть осторожным при разработке экономических мер. Но из этого, по их мнению, вовсе не следует, что надо вообще отказаться от такой политики, особенно в условиях длительного и глубокого спада.

При недискреционной политике государственные расходы и налоги изменяются автоматически вследствие действия т.н. «встроенных стабилизаторов экономики». Встроенный стабилизатор – экономический механизм, сглаживающий колебания ВВП без принятия специальных решений. Наличие встроенных стабилизаторов позволяет, тем самым, сократить временные лаги.

Примерами встроенных стабилизаторов являются подоходные налоги, государственные социальные выплаты и системы «участия работников в прибылях». Так, во время спада доходы работников снижаются, но одновременно уменьшаются и выплачиваемые ими налоги. При этом при прогрессивной системе налогообложения налоги сокращаются в большей степени, чем падают доходы. С другой стороны, при спаде автоматически возрастают государственные расходы за счет пособий по безработице, по бедности и т.п. Наконец, системы «участия в прибылях» увязывают заработную плату с прибылями фирм. Соответственно при сокращении прибылей уменьшаются и затраты фирм на заработную плату, а значит и их издержки вообще.


Достижение ожидаемых результатов бюджетно-налоговой политики, также как и экономической политики вообще, в значительной степени зависит от того, насколько люди верят, что правительство действительно будет реализовывать обещанные им мероприятия.

Например, для стимулирования частных инвестиций правительство обещает не увеличивать налоги. Инвесторы могут, однако, опасаться, что, после того как инвестиции будут осуществлены, правительство поддастся соблазну пополнить бюджет за счет налогов. В результате инвестиции останутся незначительными. Другой пример. Выше говорилось, что с 2001г. в России установлена единая 13%-ая ставка подоходного налога, призванная стимулировать полное декларирование полученных доходов. Но последнее будет возможно только при условии, что налогоплательщики поверят в неизменность налоговой ставки, после того как доходы будут раскрыты.

Таким образом, если частные лица убеждены в твердости и последовательности правительственной политики, они соответствующим образом изменяют свое собственное поведение, что многократно усиливает эффективность намеченных государством мер. И наоборот.


Задания для самоподготовки

1. Доходы госбюджета условной страны составляют 1000. При этом непроцентные расходы равны 950, расходы по обслуживанию государственного долга равны 100, а выплаты основной суммы долга составляют 150. Рассчитайте размеры первичного и общего дефицита (профицита) государственного бюджета.

2. Есть данные об экономике и государственном бюджете условной страны в данном году:

ВВП

500

Налоги в государственный бюджет

80

Неналоговые доходы государственного бюджета

10

Расходы на государственное управление

5

Расходы на оборону

15

Непроцентные расходы государственного бюджета

60

Расходы по выплате основной суммы государственного долга

20

Расходы на обслуживание государственного долга

20

Внешние займы

5

Внутренние займы

10

Доходы от приватизации государственного имущества

3

Рассчитайте размеры первичного и общего дефицита (профицита) государственного бюджета в абсолютных цифрах и в процентах от ВВП.

3. Охарактеризуйте основные этапы и направления налоговой реформы в России. Полагаете ли Вы, что реформа сделает налоговую систему более эффективной? Обоснуйте свою точку зрения.

4. Пусть равновесный ВВП в экономике ниже потенциального. Государство увеличивает свои расходы или сокращает налоги. Объясните с помощью графика, как это скажется на экономике. К чему приведет продолжение подобной политики в условиях, когда экономика достигает состояния полной занятости?


5. Пусть предельная склонность к потреблению равна 0,8. На сколько рублей изменится совокупный спрос, если государство увеличит свои расходы на 1000 руб.? Как изменится совокупный спрос, если государство вместо изменения расходов увеличит (сократит) налоги на ту же сумму?

6. Равновесный ВВП в экономике составлял 250. Государство увеличило налоги, взимаемые с частных лиц, на 10, одновременно увеличив на ту же сумму свои расходы. Чему станет равен равновесный ВВП, если предельная склонность к потреблению составляет 0,75? При ответе на этот вопрос следует предположить, что экономика функционирует в условиях недоиспользования имеющихся ресурсов, и краткосрочная кривая совокупного предложения горизонтальна. Объясните, почему важна последняя оговорка.

7. В начале 2006 г. размер стабилизационного фонда в России превысил 1,5 трлн. руб. Очень многие предлагают потратить эти деньги на развитие народного хозяйства, помощь бедным и т.п. Известно, что увеличение государственных расходов через эффект мультипликатора ведет к значительно большему приросту ВВП. Почему, тем не менее, Минфин противится этим планам? К каким результатам использование средств стабфонда на самом деле приведет в современных условиях России?

8. Функция совокупного спроса: Y=240-10P. Краткосрочная функция совокупного предложения: Р=20. Потенциальный ВВП составляет 50. Рассчитайте равновесные уровни цен и ВВП. Будет ли экономика находиться в состоянии долгосрочного равновесия?

Какими станут равновесные уровни цен и ВВП, если государство увеличит свои расходы на 2, а предельная склонность к потреблению равна 0,75? Каким должно быть увеличение государственных расходов, чтобы ВВП достиг своего потенциального уровня?

Проиллюстрируйте решение с помощью графика.

9. Первоначально экономика характеризовалась такими данными:

Экономика функционирует в условиях недоиспользования имеющихся ресурсов, и краткосрочная кривая совокупного предложения горизонтальна. Предельная склонность к потреблению при этом равна 0,8. Инвестиционная функция: I=200-25r, где r – реальная процентная ставка, равная 4%. Равновесный ВВП составляет 10000.

Пытаясь стимулировать экономику, государство увеличивает свои расходы на 100. Увеличение расходов покрывается за счет займов. В результате процентная ставка повышается до 5%. Как изменятся совокупный спрос и ВВП, если цены остаются стабильными? Покажите эффект вытеснения частных инвестиций. Как полученные результаты соотносятся с эффектом мультипликатора?