Файл: Дидактическая игра как метод обучения (ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
1.1. Сущность и содержание дидактических игр
1.2. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр
Глава 2. Результативность применения методики дидактических игр в педагогическом процессе
2.2. Особенности проведения дидактических игр
Подбор картинок по парам. Самое простое задание - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Затем задание усложняется - нужно объединить картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу (принадлежность к одному роду или виду).
Подбор картинок по общему признаку. Направлены на совершенствование операции классификация: от детей требуется установить связи между предметами, обобщить их. Например: "Что растёт в саду (лесу, огороде)?" - дети отбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания и объединяют картинки по этому признаку. Игра "А что было потом?" предполагает подбор детьми иллюстраций к какой-либо сказке с учётом последовательности развития сюжетных действий [20].
Запоминание состава, количества и расположения картинок. Эти игры проводятся также как и игры с предметами. Дидактические задачи, решаемые в этом виде игр, направлены на развитие памяти, закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счёте, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку и т.д.), развитие умения рассказывать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.
Составление разрезных картинок и кубиков. Дидактическая задача этих игр - учить детей составлять из отдельных частей целый предмет. Они направлены на развитие логического мышления. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, также усложнение содержания, сюжета картинок. В младших группах картинки разрезаются на 2 - 4 части, а в средней и старшей группах целое делят на 8 - 10 частей [21]. Для младших детей используют картинки, на которых изображён один предмет, а для более старших детей - картинки, где изображены сюжеты знакомых детям сказок. Основное требование: предметы, изображённые на картинках должны быть знакомы детям. Наличие аналогичного образца помогает детям использовать приём соотнесения части с целым.
Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений. Дидактическая задача этого вида игр - развитие речи детей, воображения, творчества. Часто играющий, для того, чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, голоса того человека или животного, который изображён на картинке. В младших группах дети изображают, как правило, одного животного. В старших группах дети изображают действие, изображённое на картинке. Эти игры способствуют развитию у ребёнка способности к перевоплощению, к творческому поиску в создании образа [22].
Словесные игры дидактические игры построены на использовании слов играющими в ходе выполнения действий. Дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. от детей требуется использовать приобретённые знания в новых обстоятельствах, в новых связях. Дети самостоятельно решают различные мыслительные задачи; описывают предметы, определяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и т.д. [23].
2.3. Практическое применение дидактических игр
В целях разработки и апробации методики применения дидактических игр способствующих активизации познавательных деятельности в процессе обучения учащихся младшего школьного возраста среди учеников 1-го класса В Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования № 36 г. Тулы" проведен эксперимент, преследовавший следующие основные задачи:
1. Провести диагностику развития познавательной активности учащихся 1-го класса «В»;
2. Разработать и апробировать методику применения дидактических игр в процессе обучения для активизации познавательных процессов у учащихся.
3. Провести сравнительный анализ полученных результатов.
На первом этапе экспериментального исследования учащимся было
предложено выполнить проверочную работу, с целью определения уровня познавательной активности школьников в 1 «А» классе. В эксперименте участвовали 24 ребенка.
Результаты уровня познавательной активности учащихся оценивался по критериям А.К. Марковой, А.Г. Лидерс, Е.А. Яковлевой, которые определяют уровень познавательной активности, согласно критериям, изложенным в таблице 1
Таблица 1.
Уровни познавательной активности учащихся
Обработав данные, полученные при проведении проверочной работы в 1 классе «В» получили следующие результаты: из 24 учащихся: 6 имеют высокий уровень активности, 14 – средний, 4 – низкий.
По итогам анализа работы детей был проведен формирующий эксперимент, цель которого заключалась в создании условий для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики. Для достижения этой цели в 1 классе были созданы условия, соответствующие теоретическим положениям: использование большого количества дидактических игр наряду с групповыми формами работ на уроках; проведение нестандартных уроков; применение заданий нешаблонного характера; включение в уроки заданий с элементами игры.
Формирующий эксперимент продолжался три недели и показал, что с течением времени интерес школьников к учебному процессу стал возрастать .
Игровой метод обучения был использован на всех предметах, изучаемых в данном классе, но для сравнения результатов эксперимента, срезы знаний проводили по предмету математика.
На третьем этапе исследования был проведён второй констатирующий эксперимент, целью которого стало выявление уровня качества знаний, после эффективного использования в процессе обучения дидактических игр.
Эксперимент проводился по методикам, аналогичным первому констатирующему эксперименту, результаты оценивались по тем же критериям.
Задания для контрольного среза соответствовали тем умениям, которыми должны обладать учащиеся 1-го класса на данный период времени.
Обработав данные, полученные при проведении анкеты, наблюдения, проверочной работы, были получены следующие результаты: из 24 учащихся 10 имеют высокий уровень, 13 – средний, 1 – низкий.
Указанная динамика подтверждает необходимость использования дидактических игр на уроках для повышения качества знаний. Использование дидактических игр позволило сделать обучение детей интересным, увлекательным. На уроке наблюдается повышенное внимание учащихся, активизируются все виды памяти.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики обучения детей с задержкой психического развития.
Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.
Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты.
Анализ полученных результатов показал, что при использовании игрового метода обучения позволяет увеличить активность познавательной деятельности учащихся младших классов на уроке. Это подтверждает нашу гипотезу исследования.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.
Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Заключение
Под учебной деятельностью понимается, прежде всего, деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий. Результатом учебной деятельности является изменение самого ученика, его развитие.
При этом игра остается очень важной деятельностью. Именно она помогает сформироваться новой ведущей деятельности – учебной. Речь идет, прежде всего, о дидактической игре [24].
Структура такой игры предполагает наличие дидактической цели, игрового правила и действия. Игры с правилами имеют учебную задачу, которую необходимо решить. Объединяет игру с учением и одинаковый способ действия, который использует школьник, например: классификацию, сравнение, анализ и др. Игра с правилами, так же как и учебная деятельность, обязательно дает результат, развивает самоконтроль и самооценку. Таким образом, компоненты учебной деятельности во многом совпадают с компонентами дидактической игры с правилами.
Однако, для того чтобы игра стала методом обучения, необходимо соблюдение следующих условий.
- Учебная задача должна совпадать с игровой.
- Учебная задача не должна «задавить» игровую задачу, важно сохранить игровую ситуацию.
- Одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постоянно усложняющейся учебной задачей.
Иными словами, дидактическая игра становится методом обучения, обеспечивающим полноту реализации возможностей проживаемого ребенком возраста и формирование у младшего школьника учебной деятельности.
Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме.
Не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе [25].
В результате проведенного анализа литературы можно выделить основные механизмы воздействия дейктических игр на процесс обучения, которые заключатся в стимулировании интереса обучающихся детей к излагаемому материалу, задействовании в целях обучения естественных, выработанных в процессе эволюции механизмов обучения и передачи опыта.
В результате выполнения работы выработки ряда рекомендаций по использованию дидактических игр в качестве инструмента обучения на примере учащихся 1 класса «В» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования № 36 г. Тулы".
Таким образом, дидактическая игра – это игра только для детей. Для учителя – это эффективный способ обучения, воспитания и развития. Она создаёт «зону ближайшего развития» для каждого ученика, совершенствует его познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение и т. д.), формирует произвольность в поведении, адаптирует интеллектуально- пассивных детей в учебной деятельности, даёт ощущение свободы и раскованности слабым и неуверенным в себе детям. Не стоит забывать и релаксирующее значение игры - возможность ученику передохнуть, снять чувство давящей напряжённости.
Список использованной литературы
1. Атаманчук Г.В. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Г.В. Атаманчук. - М.: «РАГС», 2017. - 172 с.
2. Афанасьев М.Н. Методика воспитания/ М.Н. Афанасьев. – М.: «МОНФ», 2016. – 117 с.
3. Щукина Г.И. Учебное пособие / Г.И. Щукина. - М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2014. – 86 с.
4. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!/ Ш.А. Амонашвили; М.: «Русский язык», 2017. – 112 с.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры./ Э. Берн С-Пб.: «Лениздат», 2016- 159 с.
5. Бую Т.А. Игра в эстетическом воспитании младшего школьника /Т.А. Бую. - М.: Изд - во «РАГС», 2015. - 96 с
7. Гобова Е.С. Зачем ходить в школу?/Е.С. Гобова; - М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2016. - 268 с
8. Буравлев Ю.М. Психолого-педагогические особенности младших школьников // Педагогика. - 2014. - № 7. - С. 24-29.
9. Васильева Е.И. Инноационные методы обучения в младшей школе // Научный вестник Уральской академии государственной службы. - 2017. - №2. – С. 78-90.
10. Аникеева Н.П., Воспитание игрой/Н.П. Аникеева. М., 2016.-150 с.
11. Бондаренко А.К., Дидактическая игра в детском саду/А.К. Бондаренко. М., 2015 - 205 с.
12. Жикалкина П.К., Игровые и занимательные задания по математике/П.К. Жилкина. М., 2018 – 115 с.
13. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. / В.Г. Коваленко. М., 1990 - 98 с.
14. Вачугов Д.Д. Основы педагогики/ Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, А.И. Кислякова. М.: Высшая школа, 2015. – 376 с.
15. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 3 / В.И.Даль. – М.: Русский язык, 2015. – С. 512.