Файл: Понятие и сущность государства (Понятие и сущность государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема курсовой работы «Понятие и признаки государства». Актуальность работы заключается в том, что в ней с учетом современных научных подходов рассматриваются важнейшие составляющие государства как одного из самых значимых в истории человечеств явления, которое сопровождает его на всем историческом пути развития.

Целью работы было рассмотреть государство как фактор, в максимальной степени, влияющие на организацию общества, отметить их роль в развитии нашей страны.

Достижение цели осуществлено автором путем последовательного решения исследовательских задач, включающих в себя:

- определение понятия государства и его признаков и составляющих;

- выявление сущности государства;

- анализ и синтез полученных в ходе исследования данных теории и практики о государстве как политической организации общества.

Объектом исследования курсовой работы является современное человеческое общество и его организация на основе государства.

Предметом исследования является современное состояние государства и его значение, роль и функции в Российской Федерации.

Методы исследования. При комплексном изучении темы автором были использованы такие методы, как: анализ и синтез срав­нение, сопоставление, обобщение.

Основой работы над темой стало изучение имеющейся литературы и источников по исследуемой проблеме. Это Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, конкретные законы, которые отражают сферы деятельности государства.

Практическая значимость работы состоит в создании научно-достоверной картины роли государства в развитии современного мира. В работе рассмотрены предпосылки к более глубокому пониманию тех обстоятельств, которые имеют отноше­ние к возможностям выявить закономерности отношений государства в Российской Федерации

Структура курсовой работы соответствует её целям и задачам, работа состоит из двух разделов, раскрывающих тему исследования, введения заключения, списка использованных источников и литературы.

1. Понятие и сущность государства

1.1. Понятие государства и его признаки

В течение всего пути становления и развития государства, сформировалось множество научных школ и правовых теорий и доктрин, приверженцы которых по своему трактовали понятие государства, в результате чего на сегодняшний день нет единого подхода к определению данного термина.


Определение государства находится во взаимосвязи с двумя крайне важными критериями:

1. Государство – результат какого-либо вида деятельности (или её совокупности) людей, социума.

2. Суть государства является динамичной и не может находится в неизменном состоянии тысячи лет. Оно, как и человек, переживает цикличные стадии своего существования: формирование (рождение), развитие, упадок и прекращение существования («смерть»)[1].

Философами античности государство понималось как политическая общность людей (Цицерон, Г. Гроций, И. Кант, Фома Аквинский)[2]. По мнению И. Канта, государство представляло собой общество людей, способных самостоятельно распоряжаться и управлять собой[3].

В силу того, что государство – это сложное явление степень изученность темы весьма высока. Сама теория государства берет свои истоки из периода античности. Это идеи Платона, Сократа, Аристотеля, Цицерона. С давних пор люди пытаются дать понятие государства, Аристотель писал «там, где отсутствует власть закона, нет места и форме государственного строя». Цицерон, Фома Аквинский и другие толковали государство как политическая общность, объединение, союз людей.

Платон выделял три правильные формы государства - законную монархию, аристократию, то есть законную власть немногих и демократию, власть демоса (народа), опирающуюся на закон. И три неправильные: тиранию (незаконную власть одного лица), олигархию, и незаконную демократию (власть демоса, не опирающуюся на законы).

Также, Платон считал, что государство должно быть представлено тремя сословиями. Первым сословием, по мнению Платона, обладавшим неограниченной властью, должны были быть философы, так как только мудрые люди могут, управляя государством, радеть за всеобщее благополучие. Вторым сословием философ выделял воинов, несших обязанность защищать государство от внешних, а также внутренних угроз. Для них Платон предполагал установить общность имущества и быта. К третьему сословию мыслитель относил ремесленников, дельцов и крестьян, возлагая на них задачи по обеспечению народа и государства в целом всем необходимым[4].

Аристотель, в свою очередь, выступал с резкой критикой к видению концепции государства Платона. В своих работах Аристотель неоднократно указывает, что в своем «коммунизме» Платон уничтожает целый перечень факторов, на котором держится общество.


Государство, по видению Аристотеля, есть политическое сообщество людей, объединившихся для достижения определенного блага. Наравне с Платоном, Аристотель выделял три правильные формы государства, к которым относил те формы правления, при которых преследуется общее благо, независимо от того, кто правит. К таковым он относит монархию, аристократию и политию (свободная от недостатков монархии и аристократии, полития заимствовала у них лучшие стороны).

Также Аристотель выделял три неправильные формы государства, возникавшие из деформации хороших. К неправильным он относит те формы, для которых характерны беззаконие и несоблюдение общих интересов, например, тиранию, олигархию. Интересно отметить, что к группе неправильных форм государства Аристотель относил и демократию (власть народа), так как, по мнению философа, народ неграмотный и необразованный не имеет возможности управлять государством. В тоже время, именно демократию Аристотель называет наиболее предпочтительной из неправильных форм.

По мнению Аристотеля «идеальному государству» соответствует обеспечение максимально благополучной и благодатной жизни для рабовладельцев.[5]

Н. Макиавелли в сочинении «Государь» видит сущность государства в том, чтобы оно под властью правителя обеспечивало защиту имущества и безопасность для каждого гражданина, не позволяя государству доминировать над личностью.

Заслуга создания философских основ теории государства принадлежит И. Канту. Философ Кант понимал государство как общество людей, которое само распоряжается и управляет собой. Он обращал пристальное внимание на необходимость государства опираться на право и руководствоваться им в своей деятельности. Значительно развил идеи о правовом характере государстве в своей работе «Философия права» Г.В.Ф. Гегель. Он считал, что совершенное государство свою деятельность должно осуществлять на правовой основе, реализуя свободу человека. Гегель обращал внимание на то, что взаимоотношения государства и личности должны строиться в соответствии с предписаниями норм права, они должны быть связаны между собой правом. Он предлагает ослабить внеправовые принудительные функции государства. В результате развития идей государства этими мыслителями был сформулирован важный признак - связанность государства и личности правом.

В XIX веке идеи государства разрабатываются и в России: они заняли значительное место в трудах ученых-юристов России В.М. Гессена, Н.М. Коркунова, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, Г.Ф. Шершеневича, Л.И. Петражицкого, Б.Н. Чичерина, А.И. Елистратова, Л.И. Тарановского и других.


На современном этапе теория государства у нас в стране разрабатывается такими известными учеными, как С.С. Алексеев, Б.М. Лазарев, В.В. Лазарев, Р.З. Лившиц, М.Н. Марченко, М.И. Матузов, В.С. Нерсесянц, В.А. Четвернин и другие. Из зарубежных авторов, пишущих на эту тему, можно выделить А. Гроссе и А. Менюдье, Э.В. Беккенферде, У.Л. Брауна, Р. Вассермана, Д. Леттера, У. Пройса и других.

Как считал Л. Дюги, под государством следовало понимать любой человеческий социум, содержащий в себе политическое разграничение между правящим классом и управляемыми, т.е. ему присуще политическая власть[6]. Подобное понимание государства сводилось, по сути дела, к характеристике не государства, а политического общества.

Некоторые авторы определяют государство посредством характеристики его роли и места в жизни социума и своего населения. С этой точки зрения назначение государства состоит в обеспечении безопасности для своего общества, управления общественными отношениями, обеспечении правопорядка на своей территории.

Так, по мнению Л. Гумпловича, под государством надобно понимать возникшую естественным путем организацию власти и управления, цель которой заключается в охране правопорядка[7]. Несмотря на тот факт, что данное определение не совсем точно, однако недалеко от истины.

В российском праве, первым из отечественных ученых понятие государства дал Г.Ф. Шершеневич, с точки зрения которого под государством понималась ассоциация людей, проживающих на одной территории и подчиняющихся одной власти[8].

Иное определение было предложено советским, а далее и российским ученым С.С. Алексеевым, по мнению которого государство представляет собой политическую организацию общества, благодаря деятельности которого на территории государства обеспечивается его единство и целостность, осуществляется публичная власть посредством реализации механизма государственного управления, что в результате наделяет существующее право признаком общеобязательности, гарантируются права и свободы граждан, обеспечивается законность и правопорядок в обществе»[9].

Несмотря на различные подходы к понимаю государства, большинство авторов рассматривает государство через его признаки, к которым относятся три наиболее существенных: народ (нация, общество), территория, власть. В дальнейшем, помимо трех основных признаков, были разработаны иные существенные признаки, к которым относятся: наличие государственной власти, имеющей публичный характер, обособленной от общества и выражающей интересы политических сил; публичная власть осуществляется посредством специального механизма управления, состоящего из чиновников; наличие аппарата государственного принуждения (правоохранительные органы), на который опирается публичная власть; налогообложение; административно-территориальное устройство.


Государство – это политическая организация общества, выполняющее актуально нужные для общества функции, обеспечивающая его единство и целостность. Оно воплощает в жизнь с помощью государственной установки управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательный смысл, гарантирующая права, свободы людей, законность и правопорядок.[10]

Термин «государство» можно раскрыть в узком и широком смысле. В широком смысле под этим термином подразумевается страна, граждане, расположенные на одной территории, представляемыми органами высшей власти. Так, например, в XVI-XVII веках определение государства трактовалось именно так и не отделялось от общества, которое оно представляет.

Макиавелли является первым человеком, который различил узкое и широкое понятие государству. До него для этого термина использовались самые разные и точные понятия: королевство, республика и т.д.

В узком смысле государство представляет собой организацию, обладающую верховной властью на определенной территории. Вопрос о государстве и его роли в общественной жизни является самым спорным вопросом в разных сферах науки.

В разные эпохи и в разных странах давались самые разнообразные понятие государству. Их нельзя оспорить, ведь государство является очень сложным явлением, которое со временем менялось.[11]

Всем государствам присущи одинаковые признаки, которые отличают государство от: политических партий или клубов, ассоциаций и т.д. Ведь государство представляет общую территориальную организацию, которая действует в рамках всей страны.

Территория – это земля, на которую распространяется суверенитет государства. Государство не может существовать без территории. Со временем территория может изменяться уменьшаться или увеличиваться, например, за счет войн. На территории каждого государства живет население, которое подчиняется законам своего государства. Население и народ являются разными понятиями.

Народ (нация) – это социальная группа, население определенной страны или государства, имеющие общие черты культуры. В государстве могут жить люди одной нации (моноэтническое государство) или разных наций (многонациональное государство). Принадлежность человека к той или иной территории выражается в таких терминах как: гражданин, иностранец, подданный, лицо без гражданства. Для того чтобы отделить одно государство от другого существуют государственные границы. Они показывают на какой территории осуществляется власть того или иного государства.[12] Поэтому можно сказать, что государственные границы – это воображаемая линия, которая показывает пределы границ, на которые распространяется верховенство государства.