ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.05.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
Министерство Культуры и Массовых Коммуникаций
Российской Федерации
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Кемеровский Государственный Университет Культуры и Искусств
Институт хореографии
Кафедра балетмейстерского творчества
Профессиональный и оздоровительный Stretching
Кемерово 2008
Содержание
Введение
Стретчинг в хореографии
Отличие профессионального стретчинга от оздоровительного
Два основных вида стретчинга и их основные принципы
Тест на гибкость тела
Введение
Гибкостью называется способность суставов совершать движения максимально возможной для них амплитуды. Это качество в первую очередь зависит от эластичности примыкающих к суставам мышц и их фасций (оболочек). Если мышцы и окружающие их ткани обладают высокой степенью эластичности, соответствующие им суставы способны совершать движения максимальной амплитуды. Если мышцы закрепощены, амплитуда движения суставов сокращается. Хотя мышцы обычно достаточно длинны, чтобы совершать движения максимальной амплитуды, эластичность их ограничена условным миотатическим рефлексом.
Для чего же нам нужна растяжка? Наверняка, почти все из нас когда-либо задумывались над этим вопросом. Занятия стретчингом очень полезны для организма человека, улучшают самочувствие, его внешний вид и здоровье в целом. Многие заблуждаются, думая, что растяжка нужно только спортсменам в спорте высоких достижений. Это не так! Часто занимающиеся растягиваются, даже не задумываясь, зачем это надо, а ведь стретчинг может решить многие проблемы.
Хорошая растяжка — это хорошая осанка! Естественно, все хотят выглядеть красиво, никто не хочет быть сутулым, а с красивой осанкой вы всегда будете выглядеть на миллион долларов. Высокая подвижность позвоночника снизит вероятность болей в спине. Так же растяжка способствует улучшению координации движений и профилактике травматизма. Так же в результате систематических занятий растяжкой можно научиться расслаблению.
Занятия растяжкой способствуют повышению общей двигательной активности, способствуя профилактике преждевременного «старения» суставов и хрупкости костей. Однако, самый главный эффект от занятий растяжкой – это психологический. Занятия приводят к улучшению настроения, повышают самооценку, создают спокойствие и ощущение психологического комфорта!
Для того чтобы начать заниматься растяжкой, не обязательно обладать совершенным телом. Оно меняется по мере практики. Не нужно кардинально менять свой образ жизни, так как сама практика стретчинга способствует тому, что человек освобождается от разрушающих его пристрастий и привычек. Современный человек вполне может использовать стретчинг как метод облагораживания своего внутреннего мира и своего тела.
Стретчинг а хореографии
Английское слово STRETCH ( растягивать ) известно как обозначение направления в оздоровительной гимнастике. Это направление базовых упражнений, которые дают возможность с помощью растягивания мышц различных частей тела хорошего мышечного тонуса и, следовательно, достичь определенного оздоровительного эффекта. Уже само слово «стретчинг» (потягивание, вытяжение) говорит о характере упражнений: все мышцы различных частей тела подвергаются растягиванию, несколько секунд остаются в таком положении и затем возвращаются к норме.
Для усиления кровообращения стретчинг не подходит, все движения слишком медленные, но есть и свои плюсы:
• Благодаря растяжению мышцы расслабляются и становятся эластичными.
• Суставы приобретают большую подвижность, в результате увеличивается гибкость.
• Сосредоточенное, глубокое дыхание благотворно влияет на головной мозг.
Существует огромное количество пособий, в которых приводятся целые комплексы упражнений, заимствованных из йоги. Они предназначены для обычных людей, просты и доступны каждому.
Однако существует направление профессиональной деятельности, где растяжка являются профессиональным требованием. Это искусство ТАНЦА. Существует даже термин «ШАГ», который обозначает высоту, на которую исполнитель может поднять ногу. И конечно, в системе подготовки профессиональных исполнителей существует раздел растяжки в положении «нога на станке». Но не все педагоги и не на каждом уроке дают этот раздел. Подразумевается, что исполнители должны этим заниматься самостоятельно. Однако далеко не каждый учащийся может тянуться самостоятельно, во-первых, в связи с ограниченным набором упражнений, во-вторых, в силу возможности получения различных травм.
В 1992 году в Ярославле состоялся первый семинар современного танца, на который приехали американские и европейские педагоги. Среди них был и бельгийский педагог и хореограф Он представил собственную технику стретчинга. Создание собственной системы подготовки было вызвано тем, что он занялся танцем очень поздно, в 16 лет, и он не обладал возможностями профессионального исполнителя, такими как, например, выворотность. Ему было очень трудно развивать своё тело, но он всё же смог достичь невероятных результатов с помощью специального, разработанного им самим комплекса упражнений. О его успехе говорит то, что он стал ведущим исполнителем в труппе Мориса Бежара. Именно опыт педагога показал, что использование сгретчинга в профессиональной подготовки очень индивидуально, и существует зависимость от природных данных исполнителя.
Исследования показали, что подвижность в суставах лучше всего поддаётся развитию в 9-13 лет, она развивается почти в 2,5 раза эффективнее, чем у старших школьников. Если у ребенка от природы развит тазобедренный сустав, длинное ахиллессово сухожилие, структура мышц продольная - то этот ребёнок более перспективен для танца и не нуждается в дополнительных занятиях стретчингом. Однако природные данные не идеальны, и вот тут возможны корректирующие упражнения, которые могут исправить природные недостатки. Практический опыт показывает, что даже в более позднем возрасте, 18-20 лет, есть peaльная возможность растянуть мышцы и приобрести необходимые профессиональные данные. Это зависит, прежде всего от анатомических возможностей человека и во многом, от его трудолюбия.
В техниках современного танца (джаз-танец, танец модерн) существует большое количество упражнений, направленных на развитие выворотности тазобедренного сустава и растяжение мышц. Однако они не всегда являются вспомогательными и далеко не все педагоги используют их в уроке. Но, несомненно, стретчинг это необходимая часть урока в современном танце, как для любителей, так и для профессионалов.
Отличие профессионального стретчинга от оздоровительного
Рассмотрим основные отличия профессионального стретчинга от оздоровительного. Главная цель оздоровительного стретчинга - НЕ НАВРЕДИ. Он предназначен для любого возраста и включает в себя даже некоторые упражнения из йоги, проверенные веками. Задачи оздоровительного стретчинга:
• развитие гибкости ВСЕГО тела (в профессиональном стретчинге основная нагрузка падает на растяжение мышц ног, ахилла и паховых мышц),
• ослабление напряженности и скованности,
• улучшение реакции мышц,
• улучшение координации и кровообращения,
• более быстрое удаление шлаков, понижение нагрузки на хрящи суставов и межпозвоночных дисков, в результате чего происходит улучшение общего состояния всего организма.
Все эти задачи сохраняются и при профессиональном стретчинге, однако, изменяются цели. Цель профессионального стретчинга - выработка необходимых для профессиональной деятельности качеств как, например, для танца. Естественно «шаг» и выворотность - это еще не показатель профессиональности исполнителя. Но эти качества являются одними из самых важных в профессиональной деятельности. В оздоровительном стретчинге основная работа направлена на все группы мышц. В профессиональном стретчинге много упражнений, которые растягивают сухожилия и развивают подвижность суставов. В оздоровительном стретчинге занимающийся ни в коем случае не должен испытывать какие либо неприятные ощущения. В профессиональном стретчинге очень часто исполнение тех или иных упражнений требует больших волевых усилий, поскольку они достаточно болезненны. В профессиональном стретчинге используются специальные комбинации на растяжку, а в оздоровительном только отдельные позы.