Файл: Основы программирования на языке Pascal (Подготовка к работе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

begin

readln (b);

if not 5=4 then b:=b+1 else b:=b-1;

write (b);

end.

Условие 5=4 неверно, следовательно, будет выполняться первое действие. 

• or (или) – логический оператор для условия из нескольких частей. Основное действие будет выполняться, если верно хотя бы одно условие;

program Usloviya;

var d:integer;

begin

readln (d);

if (5=4+1) or (5=4) then d:=d+1 else d:=d-1;

write(d);

end. 

Одно из условий верно, поэтому программа перейдет к основному действию. Тоже повторится, если верными будут все условия. Если же ни одно условие не будет верно, то выполниться альтернативное действие. 

• xor – с этим оператором основное действие выполняется, если верно только одно условие. Если верны несколько условий, или же ни одного, то выполнится альтернативное действие.

program Usloviya;

var n:integer;

begin

readln(n);

if (6=4) xor (3=5-2) then n:=n+1 else n:=n-1;

write (n);

end.

Не стоит забывать что приоритет логических операций выше чем математических, поэтому, если одни совмещаются с другими, то желательно выделять математические операции скобками, чтобы не возникало ошибок при выполнении программы.

1.7 Процедуры и функции для управления программой

Поговорим о упомянутой раньше метке. Эта процедура очень легка в использовании и позволяет при надобности перейти в любую часть программы, «перескочив» одну из следующих частей, или же наоборот, вернуться в предыдущую часть.

Прописывается метка очень просто: сперва описываем метку в разделе меток, а затем указывается место перехода, а нужный оператор помечается меткой.

program Metka;

label 1,2;

var A, B:integer;

begin

readln (A);

2: if A=5 then goto 1; {2: — действие после перехода на соответствующую метку,}

A:=A+1; {goto — переход на метку}
goto 2;

1: write (A);

end.

На данном примере, программа увеличивает на 1 введенное число, пока оно не станет равным пяти. Тут мы и можем проследить действие метки.

•Delay(время) – остановка программы с задержкой, время в кавычках указывается в миллисекундах.

•Readkey – остановка программы до нажатия клавиши, значение функции – код нажатой клавиши.

•Exit – досрочное завершение процедуры.

Следует заметить, что для работы delay, readkey, и exit необходимо подключить модуль crt (uses crt).


ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА ЯЗЫКЕ PASCAL

2.1 Входная информация и принятые обозначения

Процедура подготовки и решения задачи на ЭВМ – достаточно сложный и трудоемкий процесс, состоящий из следующих этапов:

1. Постановка задачи (задача, которую предстоит решать на ЭВМ, формулируется пользователем или получается в виде задания). Задача формулируется на уровне понятий проблемной области, к которой она относится, и должна быть понятна исполнителю (пользователю).

2. Математическая формулировка задачи (формализация задачи). Формализация задачи фактически представляет разработку математической модели решаемой задачи и включает в себя:

1) описание задачи с помощью формул;

2) определение перечней исходных данных и получаемых результатов;

3) задание начальных условий и точности вычислений.

3. Выбор (поиск) метода решения задачи. В ряде случаев одна и та же задача может быть решена с помощью различных методов.

4. Разработка алгоритма решения задачи. На данном этапе устанавливается необходимая логическая последовательность вычислений с учетом выбранного метода решения задачи и других действий, с помощью которых будут получены результаты.

5. Написание программы на одном из имеющихся языков программирования (в нашем случае – на языке Паскаль).

В курсовой работе необходимо определить тип запись, задать массив из элементов типа определенного ранее, заполнить массив данными, предусмотреть обработку и выборку данных в соответствии с полученным заданием: «Магазин игрушек».

Необходимо ввести информацию об ассортименте магазина игрушек: номер по порядку, наименование игрушки, цена, количество, возрастные границы и вывести всю информацию на экран (5 записей).

Дополнительно: вывести стоимость самой дорогой игрушки и ее наименование.

2.2 Описание алгоритма

Создать тип запись с именем Magazin, содержащий поля: порядковый номер (n), Наименование (Naimenowanie), цена (bakss), количество на складе (shtuk), возрастная категория(let).

Объявить массив с элементами типа Magazin (5 элементов)

Заполнить массив 5-ю записями.

Вывести всю информацию на экран


Просмотреть весь массив и сделав сравнение вывести на экран самую дорогостоящую игрушку.

Анализ программы:

2 строка – подключение стандартного модуля crt «Отдельная таблица»;

3-9 строка – создание типа Magazin c полями – порядковый номер (n), Наименование (Naimenowanie), цена (bakss), количество на складе (shtuk), возрастная категория(let).

9-11 строка объявление переменных, А – массив 5 элементов типа Magazin, i, k и stoimost – переменные счетчика.

13 строка – вывод на экран подсказки о необходимости ввода 5 элементов массива.

14-26 строка – ввод 5 элементов массива;

27 строка – процедура очистки экрана;

28 строка – на экран выводится строка рамки (верхняя граница будущей таблицы);

29 строка – вывод на экран заголовков будущей таблицы;

30 строка – переход курсора на новую строку;

31-37 строка – с помощью цикла выводится на экран содержимое массива (причем вывод форматированный, на каждый элемент массива отводится определенное число позиций, для того чтобы соответствующие элементы находились друг под другом);

38 строка – нижняя граница таблицы;

39 строка – вывод на экран подсказки о необходимости ввода массива;

40 строка - действие, которое должен выполнить оператор;

42 строка - очистка экрана;

43 строка – верхней границы таблицы;

44 строка - вывод на экран заголовков будущей таблицы;

49-51 строка – сравнивание массива цены с переменной счетчика;

52 строка - записи наибольшего массива;

55 строка - вывод с пояснением, на индивидуальный элемент массива исходя из дополнительного задания

56 строка – нижней границы таблицы;

2.3 Распечатка программы

Листинг программы:

1 program Primer;

2 uses crt;

3 type Magazin=record /Тип названия записать /

4 n:integer; /запасать как целое число/

5 Naimenowanie:string;/ Записать как строковый/

6 bakss:real; / не целое /

7 shtuk:string;

8 Let:string;

9 end;

10 var/Переменная для файла/

mas:array [1..5] of Magazin; /переменная для типизированного файла/

i,k:integer;

11 stoimost:real;

12 begin/начало/

13 writeln(' Ассортимент магазина игрушек');

14 for i:=1 to 5 do/ для «» увеличить «» выполнить/

15 begin

16 writeln(' Введите порядковый номер ');

17 readln(mas[i].n);

18 writeln(' Наименование игрушки ' );

19 readln(mas[i].Naimenowanie);

20 writeln(' Цена ');

21 readln(mas[i].bakss);

22 writeln(' Количество на складе ');

23 readln(mas[i].shtuk);

24 writeln(' Возрастная категория ');

25 readln(mas[i].let);

26 end;

27 clrscr;/очистка экрана/


28 writeln(>+< < >+< >+< >+< >+< >+< >+< >+< >+< >+< >+< );

29 write(№ наименование товара, Цена, Кол-во на складе, Возрастная категория);

30 writeln;

31 k:=0;

32 for i:=1 to 5 do

33 begin

34 k:=k+1;

35 write(k,mas[i].Naimenowanie:11,mas[i].bakss:18:2,'Руб',

mas[i].shtuk:13,'Шт.', mas[i].let:14);

36 writeln;

37 end;

38 writeln(>+< >+< >+< >+< >+< >+< >+< >+< >+< >+< >+< );

39 writeln(Продолжим!!!!);

40 writeln(Ведите ввод);

41 readln;

42 clrscr;

43 writeln('********************************************');

44 write(Наименование товара Стоимость игрушки);

45 writeln;

46 stoimost:=0;

47 for i:=1 to 5 do

48 begin

49 if mas[i].bakss>stoimost then

50 begin

51 stoimost:=mas[i].bakss;

52 k:=i;

53 end;

54 end;

55 writeln(Самая дорогая игрушка, mas[k].Naimenowanie:15,

mas[k].bakss:28:2,'Руб');

56 writeln('**************************************');

57 end

2.4 Распечатка контрольных примеров, демонстрирующих работу программы

Результат программы:

Рисунок 1. - Вывод на экран всех элементов массива

После очистки экрана выводиться на экран «Самая дорогая игрушка» среди всех пяти массивов (рисунок 2).

Рисунок 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения курсовой работы были закреплены теоретические знания и приобретение практических навыков разработки программ. Pascal – это отличный язык для начала программирования. Со всем уважением к Pascal можно сказать лишь одно – Паскаль устарел.

В системном программировании его опережает с большим разрывом многие программы. Паскаль имеет более простой синтаксис, нежели другие языки программирования.

Но язык Паскаль больше всего близок к идеальной алгоритмически процедурному языку. Поскольку он полностью реализует принципы структурного программирования. Короче говоря, Pascal проще в изучении, чем другие языки.

Считаю одним из достоинств Pascal это наличие компилятора во многих операционных системах.

Прямая работа с памятью компьютера. Использование понятных английских слов таких как begin, end, program и т. д хотя и не помешал бы и русский интерфейс команд.

В данной курсовой научились пользоваться и записывать алгоритм на языке программирования Паскаль, позволяющих некоторому исполнителю чисто «механически» (т. е. совершенно не вникая в смысл совершаемых им действий) решать любую конкретную задачу из некоторого класса однотипных задач.