Файл: Колористическая, цветовая_ и _тональная организаций живописного произведения Клода Моне «Кувшинки».pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Произведение Клода Моне «Кувшинки» по сей день вызывает интерес не только у критиков и специалистов в области импрессионизм, но и у повседневных зрителей. Актуальность выбранной темы объясняется недостаточным изучением позднего творчества Клода Моне в российском искусствознании.
Целью курсовой работы является анализ произведения Клода Моне «Кувшинки». Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи, как изучение поздней биографии и работ Клода Моне, анализирование техник позднего Моне, изучить особенности построения пространства в позднем творчестве, классификация серии «Кувшинки» по цвету. Для достижения поставленной цели, необходимо подробно изучить биографию Клода Моне, выявить, какие факторы повлияли на изменения в работах, проанализировать отличия между ранним и поздним творчеством, рассмотреть работы «Кувшинки» в различных ракурсах, поделить на несколько аспектов, таких как цветовые решения, техники, используемые в работе, предмет интереса художника.
Предметом исследования является особенности техники в поздних работах Клода Моне, объектом исследования выступает произведение Клода Моне «Кувшинки».
Методом исследования является изучение и анализ литературы, сравнительный анализ ранних и поздних работ импрессиониста.
Структура курсовой работы состоит из изучения творческого пути Клода Моне, предпосылок эволюции творчества Моне, особенности творческой эволюции, анализирования позднего творчества от его начала, а также подробное рассмотрение и изучение цикла «Кувшинки».
ГЛАВА 1 ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ КЛОДА МОНЕ
Семьдесят шесть лет непрерывного поиска – такую характеристику зачастую получает творческий путь Оскара Клода Моне. Клод Моне является ключевой фигурой в импрессионизме. Художник провел огромное количество времени в поисках способа отражения на холсте уникального момента реальности. Клод Моне стремился передать цвета, тени и светотени такими, какими он видел их сам[1]. Именно поэтому принято считать, что живопись Моне – это реальность, дошедшая до зрителей через призму восприятия самого мастера.
ГЛАВА 1.1 ПРЕДПОСЫЛКИ ЭВОЛЮЦИИ ТВОРЧЕСТВА МОНЕ, ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННИКОВ
Когда Моне, вместе с другими художниками, только представил новую технику живописи – импрессионизм, на выставке разразился скандал. Художники нового подхода к живописи были осмеяны критиками и абсолютно непонятны для зрителей, привыкшим к академическим работам, ставшими образцами должных навыков и умений.
Название «импрессионизм» появилось, как бы то ни было иронично, благодаря критики. Репортер, известный в то время, и работающий в «Шаривари» Луи Леруа, презрительно обозвал молодых художников импрессионистами. Таким образом, он окрестил целое направление, перевернувшее историю живописи.
Тем временем, художники, чувствовавшие, что после появления фотографии академическая живопись не сможет соответствовать потребностям публики, часто встречались в кафе и обсуждали новые формы живописи. Они понимали необходимость новых подходов и техник. Именно тогда импрессионисты стали выходить на планэр, покидая студии, где до этого писали пейзажи. Это событие стало нонсенсом для жителей Прованса. Молодые люди в серой холщовой одежде, полностью измазанной краской, несущий тяжелый мольберт на спине, блуждал по окрестностям и искал живописное место. Молодых художников называли чудаками и смеялись над ними, а если кто-то из них просился в крестьянскую хижину, чтобы сделать эскиз поварихи или прачки, на это событие сбегалась вся деревня.
Инициатором такого странного, чудаковатого из-за своей новизны и неповторимости объединения стал именно Клод Моне. Именно он призвал художников выставляться в Салоне в 1874-ом году. Проблема заключалась в том, что в такой манере молодые художники писали уже около десяти лет, и все их работы отвергались. Моне же решил, что работы отвергались, т.к. художники действовали по одиночке. Моне осмелился составить оппозицию мастерам классической живописи, создав «Анонимное общество живописцев, художников, граверов». Таким образом Моне добился своего, и в период с 1876-ого по 1886-ого года было проведено около десяти выставок, участниками которых заслуженно стали импрессионисты.
Моне как никто другой понимал молодых художников. Он начал писать карикатуры еще в юности, продавая их за гроши, выставляясь в художественной лавке. Из-за образа жизни Моне, большинство родных отвернулись от него. Только его тетя не теряла веры в него, хотя и не поддерживала его технику, называя его работы мазней, удивляясь его восторгу.
Но Моне продолжал творить в новом жанре, поставим перед собой задачу забыть академическую живопись, которой он учился много времени.
Моне во многом отличался от окружавших его художников. В 1865 году он встретил Камиллу Донсье, которая на последующие четырнадцать лет стала его любимой моделью, а спустя пять лет после знакомства – его женой, родившей двух сыновей, которые также часто изображались на работах художника. Моне, в отличие от своих современников, был счастлив в любви, а когда его жена скончалась, Клод пережил тяжелые времена, что отразилось на его полотнах темными палитрами.
Моне отказывался от структуры изображения, которая имела традиционную основу, и выдвигает новый взгляд на живописное изображение, при этом оставаясь в рамках реалистической традиции. Но если в своем раннем творчестве он остается верным традиционным приемам и не выходит за рамки привычных, принятых художниками того времени норм, в его более поздних работах, например, работах 1870-х годов уже прослеживается отказ от детализации и намечается поиск способа воплотить целостность первого впечатления.
Работа Моне заметно меняются, как и техники мастера. В конечном итоге, творчество Моне претерпевает эволюцию. Это касается как выбора тем, так и принципа понимая пространства, цвета, фактуры. В 1880-е годы художник представляет цикл картин, на которых изображен один объект, но при разном освещении[2]. К этим картинам можно отнести «Вокзал Сен-Лазар», «Руанский собор», «Стога» и «Кувшинки», являющиеся самой обширной работой из этой серии.
Последние тридцать семь лет можно назвать поздним творчеством Клода Моне. При этом чаще всего эксперты делят этот временной промежуток на отдельные периоды.
В конце XIX века Клод Моне переезжает в свой дом в Живерни (Рис.1), где и создается его знаменитый сад. Стоит отметить, что в этом доме мастер остается до самой смерти. Именно в это время Моне обращает внимание на кувшинки или, как он часто называл их, нимфеи, и делает их основным предметом изображения[3]. В этот период картины Моне обретают расплывчатость очертаний, формы начинают растворяться в сгущающейся дымке. Современниками принято считать, что подобные изменения в работах мастера являются отражением упадка и плодами навязчивой идеи. Несмотря на различные мнения, Моне продолжает эксперименты. В первое время работы Моне не воспринимались всерьез, и потребовалось много лет для того, чтобы публика по достоинству оценила произведения, которые стали визитной карточкой Клода Моне, что доказало инертность вкусов публики.
Рисунок 1 – Сад Клода Моне в Живерни
Большой вклад в исследование поздних работ Клода Моне представляют тексты, посвященные импрессионизму в целом. К примеру, работу Джона Ревалда «История импрессионизма» на сегодняшний день принято считать одним из самых серьезных исследований истории импрессионизма. Также важно отметить книгу Фьореллы Никозии «Моне. Сокровищница мировых шедевров», где последовательно описываются все периоды творчества мастера, подробно рассматривается биография художника, а также подробно описывается работа Моне над серией картин «Кувшинки».
В целом, исследования жизни и творчества Клода Моне можно найти в литературе, рассматривающей известных художников прошлого. Но стоит отметить, что англоязычная литература гораздо богаче чем та, что доступна на русском языке. К примеру, Саймон Келли в своей работе «Водяные лилии Моне: Триптих» акцентирует внимание на конкретной работе мастера, анализирует биографию художника, и описывает исследования красочного слоя работ, проведенные ультрафиолетовым, рентгеновским и инфракрасным излучением. Несмотря на огромное количество источников, подавляющее большинство авторов не включают в круг своих интересов импрессионизм после 1886-ого года. Многие из них обозначают творчество Моне в Живерни как упадок, а не эволюцию творчества. «Его полотна открыли дорогу фовизму, экспрессионизму и даже абстрактному экспрессионизму Джексона Поллока. В Живерни начинают приезжать американские художники. Американский художник Джон Митчел даже жил в нескольких шагах от его дома[4]».
ГЛАВА 1.2 ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ
Моне можно отнести к тем художникам, чей путь в творчестве являет целую эпоху в истории искусств. Моне начинал во время актуальности академических салонов, а завершение его творческого пути совпало с возникновением авангардной живописи.
Серию «Кувшинки» Клод Моне писал с 1899 по 1926 года, и анализируя полотна, можно заметить многие черты, присущие экспрессионизму – упрощение сюжета, замена формы цветом, отказ от глубины и перспективы[5]. Принято считать, что серия «Кувшинки» определила конечный этап развития творческой карьеры Клода Моне, длившейся семьдесят лет.
Разумеется, творчество Моне не могло не развиваться без влияния людей и мест. Современники, такие как Писсаро, первый учитель – Эжен Буден, все они оставили определенный след в становлении творчества и характерного художественного языка Клода Моне.
Эволюция творчества включает в себя путь от традиционных пейзажей до декоративных, плоскостных композиций. Моне изменил и метод – запечатление действительности сменилось отображением впечатлительности.
Стоит отметить любовь Моне к путешествиям. Существуют серии картин, написанных Моне в момент его пребывания в Париже, Англии (Рис.2) Нидерландах.
В каждом новом месте Моне пытался и весьма успешно справлялся с поставленной задачей изобразить не просто схожесть места путем точного изображения местности, окружающей среды, но и через краски передать атмосферу этого места. Моне буквально преследовал идею передачи атмосферы мира через свои картины. Это становится понятно, достаточно взглянуть на его городские пейзажи.
Рисунок 2 – Картина Моне, написанная в Лондоне во время его путешествия
Картины, написанные в Париже, веют солнечной погодой и романтизмом (Рисунок 3), а те, на которых изображена Англия, в частности Лондон, навевают мысли о сырости, дожде, тумане, что свойственно этой стране.
Это удивительная особенность Моне – передавать погоду через свои картины, которая была свойственная далеко не каждому художнику, и, тем более, далеко не каждый справлялся с этой задачей так, как это делал Моне.
Рисунок 3 – Картина Моне, написанная во Франция во время его путешествия
В конце 1860-х годов Моне серьезно заинтересовался японским стилем и искусством в целом, а также исследованиями в области физиологии зрения, что не могло не сказаться на его собственном стиле. Моне интересовался не только искусством, но и наукой. К примеру, он обращал внимание на работы химика Эжена Шевраля, который выдвинул предположение, что соседство основных цветов цветового круга смягчает гамму, в то время как использование дополнительных цветов позволяет добиться максимальной контрастности изображения. Шеврель считал, что цвет – это лишь форма смешения отраженного света, а не свойство предметов.
Благодаря интересу, проявленному художником к науке, Моне начинает использовать законы физики, в частности открытия о сочетаниях основных и дополнительных цветах, как средство художественной выразительности. Этот принцип можно заметить в его работе «Впечатление. Восход солнца», где проявляется новые взгляды художника в вопросах объема и глубины.