Файл: Назначение и структура системы защиты информации коммерческого предприятия (Понятие «информационная безопасность», проблемы, задачи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2. Изучение роли информационных технологий и информационных систем в деятельности конкретного предприятия

2.1. Общая характеристика предприятия, организационная структура предприятия

ООО «СтройМонолитДом» является коммерческой организацией, которая преследует в качестве основной цели своей предпринимательской деятельности извлечение прибыли.

ООО «СМП-Строй» обладает полной хозяйственной самостоятельностью, имеет обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, отвечает по обязательствам этим имуществом, также от своего имени самостоятельно выступает участником гражданского оборота, приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности.

Органами управления ООО «СтройМонолитДом» является единоличный исполнительный орган общества – Генеральный директор.

Учредительными документами ООО «СтройМонолитДом» является учредительный договор и устав общества. Учредительным договор определяет состав участников общества, размер уставного капитала общества, размер и состав вкладов и т.д. Устав общества содержит полное и сокращенное фирменное наименование общества, сведения о местонахождении компании, сведения о размере уставного капитала и т.д.

По виду деятельности ООО «СтройМонолитДом» является оптово-розничной организацией по производству и продаже цемента, сухих смесей, блоков (пескобетон, газосиликат).

В организационно-управленческую структуру ООО «СтройМонолитДом» входит офис генерального директора, бухгалтерия, отдел кадров, отдел АСУ, цех по производству, отдел реализации и склад (рис.1).

Рисунок 1. Организационно-управленческая структура ООО «СтройМонолитДом»


2.2. Характеристика подразделения предприятия: функции, задачи, виды используемых информационных технологий

Работа отдела кадров ведется в соответствии с законодательством Российской Федерации (РФ) и коллективным договором, принятым на предприятии ООО «СтройМонолитДом». Круг обязанностей и прав, установление взаимоотношений, должностные обязанности сотрудников предприятия и квалификационные требования к ним закреплены и регламентированы должностными инструкциями. Все это позволяет равномерно распределить обязанности и установить подчиненность сотрудников.

Специалистом, курирующим документирование трудовых правоотношений, является специалист по персоналу. В своей работе специалист по персоналу руководствуется трудовым законодательством РФ, приказами и распоряжениями по предприятию ООО «СтройМонолитДом».

Выделим основные функции отдела кадров:

  1. Прием на работу новых сотрудников;
  2. Увольнение сотрудников;
  3. Кадровое перемещение (изменение должности/специальности, изменение графика работы);
  4. Оформление отпусков;
  5. Ведение штатного расписания;
  6. Отчетность (перед бухгалтерией, Пенсионным фондом, статистическими органами, руководством).

Входными потоками данных как для подразделения в целом, так и для сотрудника по персоналу являются:

  • Справочная информация (справочник должностей, справочник отделов/подразделений и т.д.);
  • Штатное расписание;
  • Информация о сотрудниках (ФИО, паспортные данные и т.д.);
  • Табель отработанного времени (плановый/фактический).

Выходными потоками данных как для подразделения в целом, так и для сотрудника по персоналу являются:

  • Карточка сотрудника (совокупность сведений о сотруднике предприятия);
  • Трудовой договор (трудовой договор заключается с сотрудником и содержит название должности, ФИО сотрудника, оклад, график работы и т.д.);
  • Отчеты (отчеты для руководства, бухгалтерии и т.д.).

Диаграмма потоков данных представлена на рис.2.

Рисунок. 2. Диаграмма потоков данных

В организации ООО «СтройМонолитДом» для автоматизации основных процессов кадрового учета используется «ИС Кадровый учет», которая разработана программистом отдела АСУ. Данная система полностью учитывает специфику ведения кадрового учета в данной организации. ИС «Кадровый учет» позволяет автоматизировать следующие функции:


  • ведение штатного расписания;
  • прием/перевод/увольнение сотрудников;
  • оформление отпусков;
  • формирование отчетности для руководства и др.;
  • ведение табельного учета;
  • и т.д.

Для работы с программой сотруднику по персоналу достаточно владеть ПК на уровне средне опытного пользователя.

В качестве исходной информации используются следующие данные:

  • сведения о должностях, подразделениях/отделах;
  • сведения о сотрудниках (паспорт, военный билет и т.д.);
  • сведения о штатном расписании;
  • информация о плановом табеле;
  • информация о фактически отработанных часах;
  • информация о планах сотрудников на отпуск.

Ввод информации о должностях, подразделениях/отделах осуществляется на основании соответствующих справочников – справочник должностей, справочник подразделений/отделов.

Ввод информации о сотрудниках осуществляется на основании паспорта, военного билета и других документов, предоставляемых сотрудником.

Ввод информации о штатном расписании и плановом табеле осуществляется на основании данных, предоставленных руководителем и государственном плановом табеле

Ввод информации о фактически отработанных часах осуществляется на основании данных, предоставленных руководителями подразделений/отделов.

Общий алгоритм работы с информацией:

    • ввод/редактирование/удаление данных;
    • поиск и выборка данных;
    • формирование отчетов.

В результате обработки данных может быть получена следующая информация:

  • штатное расписание;
  • список сотрудников по отделам;
  • плановый табель;
  • табель фактически отработанного времени;
  • план отпусков на следующий год;
  • и т.д.

Все отчеты, формируемые программой, при необходимости можно вывести на печать.

Отметим, что использование систем автоматизации кадрового учета в организации значительно повышает эффективность работы специалиста по персоналу и позволяет упростить выполнение множества рутинных операций, сократить время обработки данных, уменьшить количество возникающих ошибок и т.д.

Для функционирования установленного в подразделении программного комплекса «ИС Кадровый учет» используется следующее программное обеспечение:

  • операционная система семейства Windows версии не ниже XP;
  • офисный пакет MS Office версии 2003 и выше, а именно, система управления базами данных MS Access версии 2003 и выше.


2.3. Характеристика отдела АСУ: структура, используемые ИТ для проектирования, разработки и сопровождения ИС

Отдел АСУ представлен следующими сотрудниками:

  • администратор компьютерных сетей и баз данных;
  • программист.

Для проектирования и разработки ИС в подразделении применяются следующие средства:

  • CASE-средство BPWin (проектирование бизнес-процессов);
  • CASE-средство ERWin (проектирование модели данных);
  • система управления базами данных (СУБД) MS SQL Server 2008;
  • система программирования Borland Delphi 7.0 (разработка пользовательского интерфейса).

BPwin  предназначен для поддержки процесса создания информационных систем. Относится к категории CASE-средств верхнего уровня. BPwin является достаточно развитым средством моделирования, позволяющим проводить анализ, документирование и улучшение бизнес-процессов. С его помощью можно моделировать действия в процессах, определять их порядок и необходимые ресурсы. Модели BPwin создают структуру, необходимую для понимания бизнес процессов, выявления управляющих событий и порядка взаимодействия элементов процесса между собой.

ERWin  CASE-средство для проектирования и документирования БД, которое позволяет создавать, документировать и сопровождать БД, хранилища и витрины данных. Модели данных помогают визуализировать структуру данных, обеспечивая эффективный процесс организации, управления и администрирования таких аспектов деятельности предприятия, как уровень сложности данных, технологий баз данных и среды развертывания.

Microsoft SQL Server 2008 – это одна из наиболее мощных СУБД архитектуры «клиент-сервер». Эта СУБД позволяет удовлетворять такие требования, предъявляемые к системам распределенной обработке данных, как тиражирование данных, параллельная обработка, поддержка больших баз данных на относительно не дорогих аппаратных платформах при сохранении несмежного управления. СУБД MS SQL Server не предназначена непосредственно для разработки пользовательских приложений, а выполняет функции управления базой данных. Для пользовательского приложения SQL Server является мощным источником генерации и управления нужными данными.

Среда Delphi 7 представляет собой интегрированную оболочку разработчика, в которую входит набор специализированных программ, ответственных за разные этапы создания готового приложения. Delphi – язык и среда программирования, относящаяся к классу RAD-средств. Мощность и гибкость языка программирования Delphi – это важное достоинство языка, выгодно отличающее эту систему программирования от других инструментов RAD. Ядром языка Delphi является язык Паскаль.


Компьютеры в ООО «СтройМонолитДом» не объединены в локальную вычислительную сеть (ЛВС), но подключены к сети Интернет. Обмен данными между различными компьютерами осуществляется посредством электронной почты.

В организации ООО «СтройМонолитДом» для автоматизации основных процессов кадрового учета используется «ИС Кадровый учет», которая разработана отделом АСУ организации. Данная система полностью учитывает специфику ведения кадрового учета в данной организации.

Отметим, что использование систем автоматизации кадрового учета в организации значительно повышает эффективность работы специалиста по персоналу и позволяет упростить выполнение множества рутинных операций, сократить время обработки данных, уменьшить количество возникающих ошибок и т.д.

В настоящее время разрабатывается ИС «Заявка», которая позволит автоматизировать процесс регистрации и обработки заявок на производство.

Уровень развития ИТ в организации достаточно низкий, используется достаточно «устаревшее» программное обеспечение, автоматизация бизнес-процессов находится на самом начальном уровне своего развития (внедрена только одна ИС).

3. Практическая часть

3.1. Постановка задания

Изучить и практически освоить используемые на предприятии системы защиты от воздействия вредоносного программного обеспечения, сформулировать предложения по повышению эффективности их использования в условиях конкретного предприятия.

3.2. Выполнение задания

Вредоносное программное обеспечение (ПО) и, прежде всего, компьютерные вирусы представляют очень серьезную опасность для ИС. Недооценка этой опасности может иметь серьезные последствия для информации пользователей. В то же время чрезмерное преувеличение угрозы вирусов негативно влияет на использование всех возможностей компьютерной сети. Знание механизмов действия вредоносного ПО, методов и средств борьбы с ними позволяет эффективно организовать противодействие вирусам, свести к минимуму вероятность заражения и нанесения вреда машинам и информации.

О наличии вредоносного ПО в системе пользователь может судить по следующим признакам: