Файл: Психологические факторы, влияющие на принятие решения (Выявление психологических проблем).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 1
1.4. Личность руководителя
Важнейшим фактором, влияющим на процесс принятия управленческих решений, является личность руководителя. Семейное происхождение менеджера, его образование и информация могут рассматриваться как основы, составляющие личностный фактор в процессе принятия решений. Однако даже тогда, когда все эти подструктуры почти одинаковы или идентичны, наблюдается, что менеджеры различаются между собой. Это личность лица, принимающего решения, которое имеет значение. На процесс принятия решений влияют когнитивные, моральные и психологические качества людей. Согласно исследованиям, проведенными психологами мира:
-Решение определяется как включающее психические процессы на сознательном уровне, процессы, которые содержат важные логические аспекты, и они предполагают, что решения должны быть «рациональными». Однако существуют также эмоциональные и подсознательные факторы, которые не могут быть сознательно выражены и которые могут сделать решение нерациональным для наблюдателя.
- Психологические характеристики индивидов, такие как восприятие, мотивация, понимание, межличностные отношения и взаимодействия, влияют на процесс принятия решений. Восприятие, такое как концептуализация и оценка, оказывает большее влияние на ментальные компоненты процесса принятия решений. Эмоция – это волнение, которое играет определенную роль в оценке вариантов.
- Результат процесса принятия решений зависит от мотивации. Мотивация является важным элементом в любом изменении организации и влиянии на весь процесс.
- Интеллект, когнитивный стиль, возраст, опыт, уровень знаний руководителя играют определенную роль в процессе принятия решений. Например, видно, что менеджеры, которые остроумны, легко обучаемы, хорошо осведомлены и глубоки, могут принимать решения быстрее и качественнее, чем другие.
На основании результатов исследования выявлена значимая взаимосвязь между психологическими характеристиками менеджера и его компетентностью в принятии управленческих решений. В процессе принятия решений на менеджеров влияют их навыки принятия решений с личностными и психологическими характеристиками. Менеджер принимает решения на основе опыта, чувств и накопленных суждений. Согласно отчетам исследователей, почти половина опрошенных менеджеров использовали больше интуиции, чем официального анализа для управления своими компаниями. После чего выделили пять различных аспектов интуиции при изучении процесса принятия управленческих решений, который представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Интуитивное принятие решений
1. Решения, основанные на опыте-менеджеры принимают решение на основе прошлого опыта.
2. Решения, инициированные аффектом-менеджеры принимают решения, основанные на чувствах или эмоциях
3. Когнитивные решения-менеджеры принимают решение, основанное на навыках, знаниях и обучении.
4. Подсознательная ментальная обработка-менеджеры используют данные из подсознания, чтобы помочь им принимать решения.
5. Ценности или этические решения-менеджеры принимают решения, основанные на этических ценностях или культуре.
Менеджер, который испытывал сильные чувства и эмоции при принятии решений, фактически достиг более высокой эффективности принятия решений, особенно когда они понимали свои чувства, когда они принимали решения. Во многих случаях обычное поведение скрывается под принятыми решениями. Отказ от такого поведения подразумевает, что менеджер хорошо понимает проблему и ищет новые варианты.
II. Практическая часть.
Прочитайте кейс, проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы, обосновывая свое мнение.
Руководитель отдела кредитования одного из российских банков Татьяна Михайловна после долгих размышлений приняла, наконец, окончательное решение о необходимости введения штатной должности заместителя начальника отдела. Это было связано с тем, что постоянно увеличивающийся объем работы отдела, где Татьяна Михайловна была единственным менеджером, стал отражаться на качестве работы. Татьяна Михайловна понимала, что за ежедневной "текучкой" начинает упускать из виду наиболее важные проблемы, которые следовало решать в отделе.
Круг потенциальных кандидатов быстро сузился до двух сотрудниц. Первой была ее давняя подруга Елена Николаевна; с ней они пятнадцать лет назад вместе учились в Финансовой академии. Годы совместной учебы в одной группе, жизнь в общежитии, радости и горе - все это очень сблизило их. Они доверяли друг другу, а после замужества продолжали дружить семьями. Как специалист, Елена Николаевна была исполнительным и вполне квалифицированным работником. Ей не хватало, по мнению Татьяны Михайловны, творческой "жилки", энергичности и настойчивости в достижении поставленных целей.
Именно эти качества и позволили в свое время Татьяне Михайловне стать руководителем отдела кредитования и соответственно начальником Елены Николаевны. Данное событие Елена Николаевна приняла внешне спокойно.
Вторая кандидатура, Надежда, сотрудница 30 лет. В этом банке работает 3 года. Имеет высшее экономическое образование. И в этом году получила второе высшее - юридическое. По ее предложению были внедрены новые условия кредитования, что способствовало привлечению новых клиентов.
Вопросы
- Кому, по вашему мнению, следует отдать предпочтение в решении вопроса о заместителе отдела: подруге Елене Николаевне или молодой сотруднице Надежде?
- Объясните свое решение, стараясь взвесить достоинства и недостатки каждой кандидатуры.
- Какими качествами должен, прежде всего, обладать заместитель руководителя отдела?
Решение
Таблица 1
Елена Николаевна |
Надежда |
|||
стаж знакомства |
15 лет |
1 |
3года |
- |
образование |
высшее экономическое |
1 |
высшее юридическое,экономическое |
2 |
специалист |
трудолюбива, дисциплинирована |
1 |
новатор |
1 |
Отсутствие |
энергичности и настойчивости |
- |
- |
1 |
Преимущества |
подруга, может помочь всегда |
1 |
- |
|
обидится |
1 |
она еще молода, получит должность потом |
У Елены Николаевны больше положительных и привлекательных по мнению Татьяны Михайловны.
Выбор падает на Елену Николаевну
Необходимость наличия независимого консультанта в данной проблеме очевидна. В этом случае без каких-либо побуждений, не испытывая чувства обязательства или вины перед старой подругой и не боясь «обидеть» перспективного сотрудника, в роли независимого советчика выступит Петрова, Татьяна Михайловна обратилась к Петровой, начальнику другого отдела:
Итак, в нашем отделе управления банковским кредитованием выделяют следующие основополагающие качества : трудолюбие, дисциплинированность, надежность, уверенность. Именно из таких соображений я считаю, что на должность Вашего заместителя следует назначить Елену Николаевну.
Однако существуют еще несколько причин, сформировавших мое мнение.
Во-первых, с самого начала наших с Вами рассуждений необходимо было определиться с целями и задачами данной должности. Очевидно, что сейчас Вам как руководителю не требуется найти «достойного приемника», а нужен человек, который примет часть Вашей работы на себя. Разделяя обязанности, вполне логично, что самую ответственную работу Вы будете выполнять сами, в то время как заместитель будет заниматься более рутинными, но тем не менее требующими внимания и высокой квалификации заданиями. Желательные качества Вашего заместителя должны быть следующими: опыт работы, высокая степень квалификации, ответственность, преданность делу и пунктуальность в выполнении заданий. Таким образом желательные, но необходимые качества второго кандидата (неординарность решений, высокая скорость выполнения заданий и т.д.) в данном случае не требуются.
Далее хотелось бы отметить, что кроме перечисленных выше заместитель должен обладать еще одним немаловажным качеством – доверием начальника отдела. Несмотря на фразу «Данное событие Елена Николаевна восприняла внешне спокойно». Елене Николаевне можно доверять и видимо, Татьяна Михайловна чувствует перед ней какую-то вину.
Елена Николаева проверенная подруга, они все время вместе. И она знает все проблемы Татьяны Михайловны. Пятнадцать лет – срок немалый, и будь она натурой амбициозной давно уже нашла бы путь к более высокой должности . Я думаю, что она совсем обидится и вы потеряете надежного работника и подругу.
Татьяне Михайловне будет комфортнее принять на должность своего заместителя человека, которого она знает значительно больше, чем два года.
Надежда, без сомнения, новатор, талантливый работник, обладающий основными качествами успешного менеджера: знает нюансы кредитного дела, коммуникабельна, предприимчива.
Нет сомнений, в скором будущем она добьется своих целей. Вам же необходимо эти цели выявить и знать.
Заместитель руководителя отдела должен быть исполнительным, надежным, дисциплинированным, именно Елена Николаевна подходит на эту должность.
Заключение
Такие психологические факторы, как настроения, эмоции, симпатии, желания активно влияют на процесс принятия решений. Они действуют как на уровне индивида, так и группы. Поэтому различают личностные и групповые психологические факторы.
Личностные факторы характеризуются особенностями индивидуального восприятия проблем, влиянием стереотипов в оценке людей и ситуаций, явлением ореола. Таким образом, рациональное мышление при принятии решений всегда выступает в форме субъективного рационализма.
Другой психологический фактор определяется как принятие «адекватных» решений, которые не являются лучшими, но удовлетворительными, соответствующими принятым критериям. Причины принятия адекватных решений определяются сжатыми временными сроками для принятия решения, желанием разрешить данную проблему и перейти к другим вопросам, нежеланием заниматься детальным анализом, который требует большего опыта и высокой квалификации, а также ограниченный рационализм, то есть неполный, непоследовательный рационализм, обусловленный ограниченными возможностями человеческого интеллекта в переработке информации.
Выделяются следующие виды эвристических подходов: декомпозиция или разложение проблемы, обрамление, то есть рассмотрение проблемы под определенным углом зрения, редактирование или «упрощение» проблемы. Для определения индивидуальных психологических проблем принятия решений целесообразно выявить трудности, возникающие из-за ограниченности концентрации внимания, памяти, человеческой способности обрабатывать информацию, проблемы понимания и общения.