Файл: Направления совершенствования кадровой стратегии с учетом теории мотивации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Характеристика теоретических основ разработки кадровой стратегии на основе теории мотивации

1.1. Понятие, сущность, роль и место мотивации в кадровой стратегии

1.2. Особенности кадровых стратегий в российской и зарубежной практике на основе внедрения эффективных методов управления мотивацией

1.3. Мотивационные аспекты в кадровой стратегии организации

2. Характеристика влияния отраслевой специфики организации на ее кадровую стратегию на примере организации банковской сферы

2.1. Анализ внешней среды организации банковской сферы

2.2. Анализ внутренней среды организации банковской сферы

2.3. Характеристика кадровой стратегии организации банковской сферы

3. Рекомендации по совершенствованию кадровой стратегии в банковской сфере

3.1. Характеристика рекомендаций по совершенствованию мотивации персонала организации банковской сферы

3.2. Мероприятия по внедрению рекомендаций совершенствования мотивации персонала организации банковской сферы

3.3. Экономический эффект предложенных рекомендаций

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Таким образом, в теории мотивации существуют различные направления и модели, которые могут с успехом применяться в практической деятельности менеджеров.

1.3. Мотивационные аспекты в кадровой стратегии организации

Эффективность деятельности компании в конкурентной среде зависит по большей части от того, насколько эффективно она использует имеющиеся ресурсы. Но если учитывать, что едва ли не все компании в одной отрасли имеют доступ к одним и тем же ресурсам и технологиям, то успешность определяется во многом за счет персонала компании. Одним из основных ресурсов является человеческий, поэтому система управления персоналом является одним из основополагающих элементов всей системы управления предприятием, и целью которой является достижения определенного качества сотрудников для достижения стратегических целей компании. Сложность управления персоналом заключается в том, что взаимодействие всегда двустороннее: как у компании есть потребность в качественном и вдохновленном персонале, так и у сотрудников есть потребности различного рода: от получения денежного вознаграждения до самореализации и самовыражения. Задача системы управления персоналом выстроить такую систему мотивации, которая за счет удовлетворения потребностей персонала будет создавать платформу для движения всей организации вперед. Одним из инструментов выстраивания системы мотивации является создание мотивационного профиля. Каждый сотрудник индивидуален имеет разные мотивирующие факторы, со 100% уверенностью можно сказать, что каждый имеет мотивацию вознаграждения в первооснове, но решаясь на тот или иной труд он исходит из своей ценностной иерархии, личных побудительных мотивов, которые впоследствии и являются точками взаимодействия предприятия и сотрудника в процессе мотивации.

На сегодняшний день характерно изменение парадигмы системы мотивации. Если раньше акцент делался на повышение производительности труда, достижения KPI, то сейчас необходимость построения адаптивных бизнес-структур привела компании к тому, что целью мотивации персонала стало развитие творческой составляющей, проактивности и инициативности, удержание персонала в организации. Изменение вектора ведет и к изменению методов воздействия на сотрудников. Имеющиеся методы мотивации можно классифицировать в подгруппы: 1. Диагностические (анализируют мотиваторы конкретного сотрудника и формируют мотивационный профиль). 2. Организационные (формируют общую мотивационную политику организации: рейтинговая система и т.д.). 3. Индивидуальные – направлены на мотивацию сотрудников со схожими потребностями и мотивами[7]. Отталкиваясь от стимулов воздействия можно также выделить следующие группы методов мотивации: 1. Административные. Они основываются на том, что сотрудник в процессе трудовой деятельности должен руководствоваться общеустановленными правилами внутреннего трудового распорядка, внутренними приказами по кампании и т.д. 2. Экономические: денежные выплаты за выполнение поставленных целей, индивидуальные вознаграждения за достижения высоких результатов, участие в прибыли и капитале компании и т.п. 3. Социально-психологические. Именно эти методы развиваются сегодня самыми быстрыми темпами. Доля их в системе мотивации неизменно растет. Они используют такие стимулы как признание, участие в управлении, справедливая оценка деятельности, благоприятный психологический климат в коллективе. Секрет успеха этих методов заключается в том, что они формируют внутренние мотивирующие факторы, которые имеют долгосрочное воздействие.


Мотивирование дает результаты тогда, когда оно дает сотруднику уверенность, уверенность в его стабильном положении в компании, уверенность в справедливой оценке и признании его достижении, уверенность в эффективной социальной политики компании, в том числе в области управления конфликтами. Уверенность приносит успех, успех сотрудника – это успех предприятия. Основные направления развития методов мотивации - интеграция сотрудников в коллектив, создание одной сплоченной команды. Ведь командное взаимодействие – это ключ к синергии, когда два эффективно взаимодействующих сотрудника дают больший эффект, чем 5 действующих разлажено. Задача службы персонала – растить сотрудников, способных быть лидерами.

Таким образом, известные методы в теории мотивации необходимо применять исходя из современных условий развития хозяйства.

Выводы по 1 главе

В результате анализа, проведенного в первой главе исследования, мы выяснили, что система управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом. Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Управление персоналом становится фактором повышения конкурентоспособности, долгосрочного развития.

2. Характеристика влияния отраслевой специфики организации на ее кадровую стратегию на примере организации банковской сферы

2.1. Анализ внешней среды организации банковской сферы


Публичное акционерное общество «Сбербанк России» является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Учредителем и основным акционером ПАО «Сбербанк России» является Центральный банк Российской Федерации, владеющий 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Другими 50% акций Банка владеют российские и международные инвесторы. Услугами Сбербанка пользуются более 110 млн. физических лиц и около 1 млн. предприятий в 20 странах мира. Банк располагает самой обширной филиальной сетью в России: более 18 тысяч отделений и внутренних структурных подразделений. Зарубежная сеть Банка состоит из дочерних банков, филиалов и представительств в Великобритании, США, СНГ, Центральной и Восточной Европе, Турции и других странах. В настоящее время ПАО «Сбербанк России» занимает ведущее место в банковском секторе. Количественные показатели этого превосходства по состоянию на 1 января 2017 года проиллюстрированы на рисунке 3.

Рис. 3. Доля рынка ПАО «Сбербанк России» в российском банковском секторе

В частности, рисунок 3 демонстрирует, помимо прочего, что 38,7% населения России кредитуется именно в ПАО «Сбербанк России». Кроме того, следует отметить, что рост банкротств среди российских банков привел к изменению поведения клиентов, которые больше стали обращать внимание на надежность банка при размещении средств. В результате позиции банка в привлечении средств значительно укрепились. На 1 января 2017 года доля банка на рынке средств частных клиентов выросла до 46,0%. За счет заработанной прибыли ПАО «Сбербанк России» сумел нарастить свою долю в капитале банковской системы с 28,75 до 29,7. Следовательно, ПАО «Сбербанк России» занимает лидирующие позиции по большинству показателей[8]. На основе достигнутых результатов можно сформулировать следующие стратегические цели ПАО «Сбербанк России»:

а) укрепление конкурентных позиций, сохранение или увеличение доли банка на большинстве рынков;

б) доведение доли не кредитных комиссий в операционном доходе до резервов до 25-27%. Это будет обеспечено за счёт расширения продуктовой линейки и повышения качества и глубины взаимоотношений с клиентами.

в) обеспечение оптимального соотношения доходности и риска в операциях кредитования.

г) увеличение показателей чистой прибыли и активов.

Важную роль в достижении этих целей играют факторы внешней среды, анализ которых можно провести с помощью PEST-анализа. В рамках этого анализа исследованию подвергается влияние политических, экономических и социальных факторов на деятельность ПАО «Сбербанк России» в современных условиях и в перспективе.


Политические факторы. Систематически Центральный Банк РФ проводит активную политику по «отчистке» банковского сектора от банков, не удовлетворяющих требованиям законодательства РФ.

Государством был создан список системообразующих банков. Целью создания данного списка является выделение ключевых банков российской экономики, в надежности которых уверен государственный регулятор. В случае же финансовых проблем у данных коммерческих организаций, государство обязуется поддержать их устойчивость. Тем самым представленный список составляет рекомендацию ЦБ РФ по выбору обслуживающего коммерческого банка.

Экономические факторы. На фоне негативного проявления последствий санкционного режима, применяемого с 2014 года в отношении России, экономика переживает серьезные потрясения. Сократился объем товарооборота с зарубежными странами. При этом снизились цены на нефть, значительно сократив объем налоговых поступлений в бюджет государства. Это привело к падению курса рубля, что отразилось на уровне инфляции. Значительно сократилась покупательная способность населения на фоне активного роста цен. На банковскую систему эти факторы, безусловно, повлияли негативно. Вместе с тем, была введена отечественная платежная система «МИР», что, возможно, даст новый импульс для развития отечественных банков.

Социальные факторы. Достаточно сложная экономическая ситуация в стране не могла не повлиять на социальную сферу. На фоне нестабильной экономической ситуации, население стало активно изымать средства из банковского сектора и направлять их на текущее потребление. Помимо этого, возрос уровень безработицы, что так же способствовало дальнейшему изъятию средств из банков, а также сокращению спроса на кредитные продукты. При этом государство сократило объемы социальной поддержки в надежде сократить расходные части бюджета. Это привело к значительному сокращению привлечённых от населения финансовых ресурсов.

Технологические факторы. Одним из факторов привлечения клиентов остается удобство технологической платформы банка. Клиенты все чаще пользуются интернет-банкингом и мобильными платформами для проведения финансовых операций. Вследствие этого российские банки продолжили совершенствовать применяемые технологии и формы обслуживания реального сектора экономики. Подводя итог всему вышесказанному, можно составить таблицу 2 анализа общего окружения.

Таблица 2.

Результаты анализа внешней среды


Таким образом, при разработке стратегии ПАО «Сбербанк России» целесообразно учитывать следующие благоприятные возможности внешней среды: во-первых, банковский бизнес становится более «прозрачным»; во-вторых, сокращается количество банков, в связи с отзывом лицензий ЦБ РФ, следовательно, конкуренция в банковской сфере становится менее острой; в-третьих, возрос спрос услуги банков с государственным участием по причине их надежности по сравнению с частными небольшими банками. В то же время, положение в банковской сфере РФ осложняется такими негативными аспектами, как потеря доступа многих российских банков к зарубежным рынкам капитала; инфляция; сокращение потенциальных клиентов.

2.2. Анализ внутренней среды организации банковской сферы

В ПАО «Сбербанк России» реализуется Производственная система «Сбербанка» (ПСС), играющая существенную роль в стратегии развития «Сбербанка» и развёртывается, как следует из информации самого банка, для усиления удовлетворенности клиентов, подъема эффективности работы, усиления мотивации и повышения удовлетворенности персонала. В основе производственной системы «Сбербанка» заложены принципы Lean-менеджмента. Советник Германа Грефа по внедрению ПСС является Джон Теуркоф. Согласно существующим положениям ПСС весь персонал банка проходит внутрифирменное обучение, а также переобучение.

Рассмотрим организационную структуру ПАО «Сбербанк России». Филиалы банка не имеют прав юридического лица и действуют на основании Положения, утверждаемого Правлением банка, имеют печать с изображением банковской эмблемы с собственным наименованием. Изменения в Уставе, связанные с открытием, закрытием филиалов и изменением статуса филиалов, вносятся решением Наблюдательного совета банка не реже 1 раза в год. Территориальные филиалы банка возглавляются Председателями, назначенными Президентом, Председателем Правления банка, во главе отделений банка стоят управляющие, назначаемые установленной номенклатурой. Прием на работу и увольнение работников филиалов, заключение с ними трудовых договоров (контрактов) осуществляется руководителем филиала по установленной номенклатуре.

Внутренние структурные подразделения (операционные кассы вне кассового узла, обменные пункты и дополнительные офисы) территориальных банков открываются, закрываются, переподчиняются на основании решения правления территориального банка. Внутренние структурные подразделения отделения - по решению правления территориальных банков, в организационном подчинении которых находятся отделения; внутренние структурные подразделения отделений в городе Москве - по приказу Президента, Председателя Правления банка в порядке, установленном банком и Банком России. Органами управления банком являются[9]: общее собрание акционеров; наблюдательный совет; коллегиальный исполнительный орган - Правление банка; единоличный исполнительный орган - Президент, Председатель Правления банка. Собрание акционеров. В соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом «Сбербанка России» Общее собрание акционеров признается высшим органом управления банка. Наблюдательный совет действует на основании Устава и Кодекса корпоративного управления Наблюдательный совет банка осуществляет общее руководство банковской деятельности, принимает решения о развитии и осуществляет контроль за работой исполнительных органов банка. В банке функционируют три комитета Наблюдательного Совета: по аудиту, по кадрам и вознаграждениям и по стратегическому планированию. Правление банка. Решением внеочередного общего собрания акционеров «Сбербанка России Президентом, Председателем Правления «Сбербанка России» избран Г.О. Греф. Учредителем и основным акционером банка является Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По данным за 2016 г., ему принадлежит 60,3% голосующих акций и 57,6% в уставном капитале Банка. Остальные акционеры «Сбербанка России» - более 263 тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала «Сбербанка России» (более 32%) подтверждает его инвестиционную привлекательность.