ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
Аннотация на тему:
А. Новиков «Мать Олега Кошевого»
Жизненный и творческий путь а.Г.Новикова
Новиков Анатолий Георгиевич родился 30 октября 1896 года в городе Скопин (ныне в Рязанской области). В 1921-1927 годах учился в МГК имени П. И. Чайковского ( класс композиции Р.М. Глиэра).
В 1920—1930-х годах руководитель самодеятельных хоров, в том числе армейских. В 1926—1928 годах преподаватель теории музыки на вокальных курсах Государственного института музыкальной науки, в 1929—1932 годах – музыкального техникума имени Октябрьской революции. В 1928—1938 годах инструктор по красноармейской самодеятельности Центрального дома Красной Армии, Политуправления Московского военного округа.
В 1930—1951 годах художественный руководитель ансамблей песни ВЦСПС, Всесоюзного радио и др. Жил в Москве. Скончался 23 сентября 1984 года.
Среди сочинений: поэма «Нам нужен мир», кантаты «Красной армии слава», «Победная кантата», «Звезда золотая»; хоры a cap. : «Мать Олега Кошевого», «Весёлый пир», «Любовь»; сюита на темы старинных русских песен «Солдатские напевы» (редакция для смешанного хора, для мужского хора); хоры с фортепиано: «Ленина помнит земля», «У кремлёвской стены», «Смуглянка», «При долине куст калины», и другие; массовые хоровые песни: «Гимн демократической молодёжи мира», «Родина моя», «Хороша ты, Москва», «Дороги», «Вася -Василёк» и другие; обработки русских народных песен для хора а сар. «Вниз по матушке по Волге» и с фортепиано «Эй, ухнем» и другие. Новиков составил трёх -томное собрание русских народных песен.
Сочинения Новикова отличаются мелодичностью, интонационной близостью к народной музыке, простотой, задушевностью. Написанные с большим знанием хоровой специфики , они часто исполнялись профессиональными и самодеятельными коллективами.
Михаил Матусовский
Родился10 июля 1915 года в рабочей семье. Детские годы прошли в городе окруженном заводами, шахтами, железнодорожными мастерскими, узкоколейками. Закончив строительный техникум, стал работать на заводе. В это же время стал печатать свои стихи в местных газетах и журналах, часто выступал на литературных вечерах, получив уже тогда признание.
В 1939, окончив институт, поступил в аспирантуру, три года работая над диссертационным исследованием под руководством Н.Гудзия, знатока древнерусской литературы. Защита диссертации, назначенная на 27 июня 1941 не состоялась - началась война, и Матусовский, получив удостоверение военного корреспондента, ушел на фронт. Н.Гудзий добился разрешения, чтобы защита состоялась без присутствия соискателя, и Матусовский, находясь на фронте, получил телеграмму о присвоении ему степени кандидата филологических наук.
Во фронтовых газетах систематически появлялись стихотворные фельетоны и частушки Матусовского, а главное - его песни. Во время войны вышли сборники стихов: "Фронт" (1942), "Когда шумит Ильмень-озеро" (1944); в послевоенные годы - "Слушая Москву" (1948), "Улица мира" (1951) и др.
Матусовский - популярный поэт-песенник, написавший такие всем известные песни, как "Школьный вальс", "Подмосковные вечера", "На Безымянной высоте", "С чего начинается родина?", "Летите, голуби" и многие другие. Им были написаны песни к кинофильмам "Верные друзья", "Испытание верности", "Неподдающиеся" и др. Стихи и песни Матусовского отмечены серьёзностью общественного звучания, они глубоко лиричны и мелодичны. Награжден 3 орденами, а также медалями. М.Матусовский умер в 1990 в Москве.
Мать Олега Кошевого
1. Давно степные суховеи
Запорошили старый след
Давно висит в музее
Его мальчишеский портрет
Давно увидели солдаты
Своей победы торжество
И сад, где он любил бродить когда-то
Назвали именем его
2. Давно на площади в районе
Воздвигли памятник ему;
И есть роман о Краснодоне,
Но мать не верит ничему.
Она не сходит с косогора,
Стоит часами у ворот,
И всё ей кажется, что скоро
Из школы сын её придёт.
Олег Васильевич КОШЕВОЙ
Герой Советского Союза Олег Васильевич КОШЕВОЙ |
«Молодая Гвардия» — реально существовавшая подпольная антифашистская организация города Краснодона; деятельность организации была раскрыта гестапо, члены молодой гвардии были арестованы и после тяжелых пыток казнены.
В стихотворении говориться о герое великой отечественной войны Олеге Кошевом и его матери, несмотря на то, что сына больше нет, она стоит и ждёт его возвращения. Сердце матери всегда будет ждать и надеяться.
Музыкально-теоретический анализ.
Жанр произведения - хоровая миниатюра.
Стиль письма гармонический, гамофонно – гармонический.
Характер произведения – песенный
Форма произведения - куплетная. Одна и та же мелодия повторяется в неизменном виде или слегка варьированном виде, при каждом повторении исполняясь с новым текстом. В конце второго куплета мелодия варьируется. Каждый куплет представляет собой период не повторного строения. Период состоит из двух предложений. Первое предложение состоит из восьми тактов, второе предложение, расширенное из двенадцати. Во втором куплете второе предложение состоит из шестнадцати тактов.
Первый куплет открывается своеобразной педалью всего хора, на фоне которой в следующем такте излагается мелодическая линия, которая проходит в партии Сопрано, Тенор является подголоском. (Пример №1)
Гармония в первом предложении не вырисовывает всей картины о произведении, так как она не полная, отсутствует партия басов. Композитор специально не включил партию Басов, чтобы не было устойчивости, и мелодия казалась напоминанием прошлых лет.
Темп медленно, напевно с чувством. На протяжении всего первого предложения выдержана динамика «р», тем самым композитор хочет показать всю боль и скорбь потери героя и сына.
Размер
Основная тональность ми минор, но во втором такте мы отклоняемся в ля минор. Гармония – t – D9 – s – (Пример №2)
В 4 такте мелодическая линия проходит в партии тенора, затем мелодия отдается женскому хору, а Тенор подголосок. Отклонение в соль минор (Пример №3)
В 5 такте мы пришли в основную тональность, но в 6 такте отклоняемся соль минор. ( Пример №4)
Границы предложений подчёркнуты серединной каденцией такт 7 и 8. (Пример №5) Гармония сложная – К – D(н) – S7 – t6 – II7 – t6 –
Во втором предложения выстраивается полный аккорд, так как вступает партия Басов. В первой фразе склад изложения гармонический. Динамика «mf». Характер в музыке меняется на торжественный, композитор этим показывает боевой дух солдат. Отклонение в соль мажор. Гармония сложная – T – S - D – III=D – такт 9 ( Пример №6)
Кульминация в 10 и 11 тактах, отклонение в до мажор. Динамика «f» Характер становится ещё торжественнее. Гармония – III =D – S – II7 – D – T=VI – ( Пример №7)
Во второй фразе характер певуче, выразительно. Всё стихло, динамика «р», мелодическая линия в партии сопрано. Тональность основная, тем самым композитор хотел добиться начального образа. Склад изложения гомофонно – гармонический. Гармония – D2 – III6 – D – t6 – ( Пример №8)
В 17 и 18 тактах мелодическая линия в партии Тенора, имитирует его, партия Сопрано. Отклонение в соль минор и плавно в ля минор. Динамика «mf». В этой фразе динамическая особенность «crescendo» «rit» «diminuendo», важно подчеркнуть что именно в этом месте композитор использовал тенуто. ( Тенуто – точно по длительности и ровно по силе. Использовать более выразительно). Композитор тем самым показал что именно эта фраза главная. ( Пример №8)
Заключительная каденция по гармонии не простая – K – D(н) – S7 – D – t – Композитор точно продумал образ скорби и потери для этого выдержана тихая динамика. В конце стоит фермата, держать нужно будет до тех пор пока звук не растворится в воздухе. ( Пример №9)
Второй куплет точное повторение первого, только заключительная каденция выдержана в динамике «рр» ( Пример №10)
Голосоведение смешанное:
Скачкообразное ( Пример №1)
Плавное ( Пример №5)
Новиков смог воплотить в музыке всё, что задумал автор. Он через различные музыкальные средства выразительности передал характер произведения. Много скорби и боли в этом произведении, поэтому практически во всём произведении выдержана динамика пиано.
Вокально – хоровой анализ.
Произведение написано для смешанного четырёхголосного хора a cappella с divizi партии Баса и Альта.
Диапозон партий в произведении.
Диапозон хоровых партий.
Общий диапозон в произведении.