Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
Таким образом, стресс на работе возникает как из-за личных характеристик сотрудника, так и предоставленных условий труда.
Стресс на работе приводит к ухудшению состояния и самочувствия. Кроме нарушения сна, перепадов настроения, расстройства желудка и головных болей, проблем в общении со своими домашними и друзьями постоянный стресс ухудшает течение хронических заболеваний, таких как, например, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, болезни сердечнососудистой системы, различные гормональные нарушения, психологические состояния.
Ухудшение здоровья ведет к большему количеству листков нетрудоспособности, поэтому организация условий труда с минимизированием последствий стресса на работе это задача работодателя. А каждый из сотрудников, в свою очередь, оценивая свои возможности, определяет, подходит ему такая работа или нет. Благоприятные условия для работы и хороших результатов это обязательно: признание заслуг каждого сотрудника в отдельности, возможность для карьерного роста, поощрение инициативы и достойное материальное вознаграждение сотрудника.
Вот например, у большинства компаний в США есть программы по стресс-менеджменту, разработанные специально для их сотрудников. Улучшение условий труда вместе с индивидуальными программами по стресс-менеджменту являются основой для предупреждения последствий стрессовых перегрузок на работе.
Бизнес в России - прочно связанная со стрессом сфера деятельности. Эффективность труда человека зависит от уровня его психического напряжения. Чем выше у него мотивация к работе, тем выше его нервное напряжение, а, следовательно, и стресс.
Большинство работодателей требуют от своих подчиненных максимальной участия в производственный процесс, так как от производительности труда во многом зависит прибыль предприятия. Однако психологическое перенапряжение вызывает нарушения психической деятельности человека и последующий упадок сил.
Стресс, воздействуя на сотрудников, влечет дополнительные затраты и упущенную выгоду компаний.
Это выражается в:
- снижении производительности и качества труда;
- некорректных управленческих решениях;
- болезнях сотрудников и производственных травмах;
- расходах на замену сотрудников;
- прогулах;
- ухудшении имиджа компании.
Масштабы убытков, обусловленных стрессом, иллюстрируют данные International Association for Human Values:
- 40% текучести кадров происходит из-за стресса;
- 60-80% несчастных случаев на работе вызваны стрессом;
- 60% прогулов происходят по вине стрессов.
В 2003 г. потери, вызванные стрессами, обошлись экономике США в $50 млрд.
Современный бизнес ведется в условиях постоянного стресса - работникам компаний необходимо постоянно учитывать уровень развития конкурентов, тщательно продумывать собственные шаги по развитию компании. Отрицательное воздействие данных факторов на психику - предмет психологических исследований, который становится популярнее с каждым годом. Последнее исследование, к примеру, выяснило, что профессиональные стрессы приводят работников к психическим заболеваниям.
Данное исследование также выявило глобальное невнимание начальства к эмоциональному состоянию своих подчиненных, что еще больше подкрепляет психические заболевания работников. Исследователи обнаружили у них огромное количество разного вида душевных расстройств - депрессии, тревоги, панические состояния, шизофрения и др.
Оказалось, что повинны в этом именно условия их профессиональной деятельности. Эмоциональное здоровье работника стало просто несовместимо с темпами бизнес-процессов и постоянной борьбой на корпоративной арене. Проблема стала настолько серьезной (в частности, резко возросло количество суицидов среди работников фирм), что не могла не привлечь внимание психологов.
Психические заболевания, приобретенные на работе, ежегодно вымывают в среднем 105 миллиардов долларов из бюджета США. Под этой цифрой подразумеваются финансовые потери компаний от низкой продуктивности их работников, которая является следствием психических расстройств.
Сегодня эту проблему пытаются преодолеть с помощью различных программ, которые предполагают организацию консультаций и неотложной помощи для организаций, столкнувшихся с проблемой роста отклонений в психике среди своих работников. Однако, следует обращать больше внимания на профилактику этих заболеваний.
К примеру, всемирно известный концерн General Motors имеет собственную программу, согласно которой работники компании имеют неограниченный доступ к телефонным консультациям и бесплатным тренингам. General Motors также обучает менеджеров оказывать первичную психологическую помощь при наличии личных проблем у его подчиненного.
3.3 Профилактика профессионального стресса
Основы профилактики:
Для организации профилактических мероприятий необходимо, прежде всего, дать оценку ситуации в компании, в том числе, основных стрессогенных факторов и моделей поведения персонала, например, степени устойчивости к организационному стрессу, уровню профессионального выгорания, нервно-психического напряжения, а также морально-психологическому климату в коллективе.
На основании данных диагностики выявляются «группы риска» и конкретные сотрудники, чьё состояние требует первостепенного вмешательства. Одновременно определяются основные проблемные зоны и стресс-факторы, которые необходимо корректировать (например, изменить график труда и пр.), разрабатываются программы мероприятий по профилактике профессионального стресса.
Способы профилактики:
Рассмотрим наиболее распространенные способы работы с профессиональным стрессом в российских организациях.
Информирование работников.
Сообщение персоналу о признаках профессионального стресса и факторах риска - один из способов его профилактики. Например, в корпоративной газете или на информационном стенде можно создать раздел «Здоровье», в котором регулярно печатать статьи об этом явлении и способах борьбы с ним. А для работников «группы риска» можно проводить информационные лекции и семинары. «Кто предупрежден, тот вооружен» - чем раньше и больше работник узнает, тем вероятнее он сможет избежать или снизить выраженность стрессового состояния.
Тренинги для персонала.
Программа специального тренинга для персонала разрабатывается с учетом результатов диагностики. Но, как правило, центральной темой его становится не столько умение избегать стрессовых ситуаций, сколько способность находить наиболее оптимальные выходы из них.
Довольно часто составляющей таких тренингов становится обучение тайм-менеджменту - управлению временем - как своим, так и подчиненных. Его правильное распределение помогает избежать стресса, связанного с излишней или недостаточной загруженностью.
Еще одна важная часть специализированных тренингов должна быть посвящена стрессовым ситуациям, возникающим в ходе групповой деятельности. «Мозговой штурм», совещания, переговоры - все это неизбежно связано с нервным напряжением, хотя и представляет собой крайне важную и очень эффективную часть работы в компании.
Тренинги для руководителей.
Тренинги для управленцев проводятся индивидуально, т.к. выкроить время для групповых занятий - серьезная проблема. Персональные же обычно проходят в кабинете руководителя 1-2 раза в неделю (по 15-20 минут), а их программа разрабатывается с учетом как эффективных, так и малоэффективных компонентов поведения руководителя. Все усилия направляются на минимизацию использования неуспешных стратегий, особенно в сложных бизнес-ситуациях.
Индивидуальные тренинги (коучинг) для владельцев компаний и топ-менеджеров проводят, как правило, приглашенные специалисты.
Корректировка микроклимата в коллективе.
Во многих случаях профессиональный стресс связан с неблагоприятным внутренним климатом в компании, что может быть проблемой как отдельных структурных подразделений, так и всего предприятия.
Пример из одной компании.
В фирме, работающей в сфере недвижимости, участились жалобы клиентов на грубое обслуживание со стороны сотрудников Call-центра. Чтобы снизить количество претензий, руководитель отдела установил систему контроля телефонных переговоров и ввел штрафы, но эти меры положительного результата не принесли. Более того, помимо роста жалоб клиентов, резко снизилась производительность труда и увеличилась текучесть кадров. Начальник отдела считал, что основная проблема заключается в низкой квалификации диспетчеров на телефоне, и изменить сложившуюся ситуацию можно с помощью «Тренинга телефонного общения» для работников Call-центра.
В результате проведенных HR-мероприятий была выявлена основная проблема - высокий уровень эмоционального напряжения у 90% сотрудников. Более того, было установлено, что у многих диспетчеров после общения со «сложными» клиентами возникали такие отрицательные эмоции, как раздражение, отчаяние, страх. Учитывая полученные результаты, была разработана программа коррекции этого состояния. «Тренинг телефонного общения», который проводился уже не раз, был не актуален. Основной задачей стало повысить у диспетчеров устойчивость к стрессу, научить их справляться с негативными эмоциями, раздражением и агрессией.
Были разработаны и проведены тренинги, направленные на обучение диспетчеров методам работы с трудными клиентами и способам психологической саморегуляции.
В рабочем помещении Call-центра был немного изменен дизайн: строгий офисный стиль был «разбавлен» элементами домашнего уюта - живыми декоративными цветами и картинами с пейзажами. Это дает возможность людям слегка «переключаться».
Одним из пожеланий самих диспетчеров было установить в кабинете «что-нибудь, позволяющее разгрузиться не только психологически, но и физически». Решить такую задачу было нелегко, учитывая множество ограничений, в том числе и маленькую площадь помещения. Тем не менее, в Call-центре выделили небольшой уголок за перегородкой, поставили велотренажер и повесили дартс, воспользоваться которыми может каждый сотрудник, но не более 20 минут в день. Результат не заставил себя ждать: «Уголок физической разгрузки» оказался самым эффективным решением.
В качестве профилактики очень эффективны тренинги командообразования, можно провести сессию занятий по стресс-менеджменту и конфликт-менеджменту. Помогут и корпоративные выезды на природу, общие спортивные мероприятия, дни здоровья и т.п. Удобная форма психогигиенической и стресс-профилактической работы на предприятии - создание комнат психологической разгрузки, где люди могут отдохнуть и настроиться на позитивный лад. Если в службе персонала есть психологи, то можно организовать «горячую линию» и индивидуальные «разгрузочные» консультации для работников «группы риска».
Кадровый отдел может иметь в своем арсенале довольно большой список способов работы с профессиональным стрессом, и их выбор обусловлен спецификой и возможностями предприятия. Но даже при отсутствии финансовых, человеческих или временных ресурсов каждый менеджер по персоналу может проводить работу по профилактике профессионального стресса. Главное - активно общаться с коллегами, оценивать их внутреннее состояние и быть способным влиять на него.
3.4 Методы борьбы со стрессом
Как эффективно преодолеть стресс?
Стресс, вызванный негативными эмоциями, приводит не только к ослаблению организма и предрасположенности человека к различным заболеваниям, но и является причиной быстрого старения. Возникает вопрос: «Как противостоять стрессу, и как научиться управлять собой в подобных ситуациях?». Существуют эффективные методы борьбы со стрессом, благодаря которым можно научиться владеть собой, не зависимо от давления предрасполагающих факторов.
Основные способы борьбы со стрессом условно делятся на следующие группы:
Релаксация;
Концентрация;
Ауторегуляция.
Существует несколько реакций организма на стрессовые ситуации, вызванные неблагоприятными факторами. Человек неосознанно приспосабливается к создавшейся ситуации, после чего наступает период адаптации, на протяжении которого личность либо подстраивается под сложившуюся ситуацию, либо подвергается определенным последствиям. Вследствие плохой адаптации (мал-адаптации) возникают различного рода физические или психические отклонения. Иногда могут возникнуть психосоматические заболевания, в основном при довольно частых и продолжительных стрессовых ситуациях.
Преодоление стресса при помощи релаксации.
Автоматическое восприятие стрессовых ситуаций протекает тремя последовательными фазами: импульс-стресс-адаптация. Другими словами можно сказать, что любой стресс спустя некоторое время угасает, что приводит к постепенному успокоению. В противном случае возможно возникновение негативных последствий, что происходит при нарушении или отсутствии адаптации и сопровождается психосоматическими заболеваниями или расстройствами.