Файл: Мероприятия по совершенствованию ценовой политики организации (Цена: сущность, понятие, функции и виды. Методы расчёта цены).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 293

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Перед каждой организацией стоит задача назначения цены на свой товар (услугу). С целью удовлетворения потребностей покупателя и получения прибыли, фирма проводит ценовую политику, выбирает определенную стратегию своей экономической деятельности.

В распоряжении финансового менеджера организации имеется важный инструмент, позволяющий положительно воздействовать на факторы, влияющие на объем выручки от реализации, - это ценовая политика. Именно от ценовой политики зависит размер получаемой прибыли и рентабельности организации.

Все вышеизложенное определило цель работы.

Цель работы – разработать мероприятия по совершенствованию ценовой политики организации.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть теоретические аспекты формирования ценовой политики организации;

- проанализировать ценовую политику ООО «Холод»;

- провести оценку влияния, изменения цен на результаты финансово-хозяйственной деятельности организации.

Предметом – исследования является ценовая политика организации.

Объектом – финансовые результаты деятельности организации ООО «Холод».

В рамках написания работы использованы следующие методы исследования: анализ научной и учебной литературы, сравнение, обобщение, наблюдение, моделирование и экономико-статистические методы исследования.

Теоретической и методологической основой работы явились труды отечественных ученых-экономистов, позволяющие наиболее комплексно раскрыть основные теоретические и методологические подходы по формированию ценовой политики организации.

Информационной базой исследования является бизнес-план ООО «Холод» и его финансовая отчетность за 2015-2017 гг.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты позволят оптимизировать ценовую политику, а, следовательно, и повысить эффективность работы и финансовые результаты исследуемой организации ООО «Холод».

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.


1. Теоретические аспекты ценовой политики предприятия торговли и её влияние на финансовые результаты предприятия

1.1 Цена: сущность, понятие, функции и виды. Методы расчёта цены

Цены и ценообразование являются ключевыми элементами всей экономики. Цена - сложная экономическая категория. В ней переплетены и сконцентрированы основные проблемы развития экономики и общества в целом. Цена опосредствует все товарно-денежные отношения.

Цена как экономическая категория формируется с учетом:

- уровня потребительского спроса на продукцию;

- эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции;

- возможности реакции рынка на изменение выпуска организацией этой продукции;

- мер государственного регулирования ценообразования;

- уровня цен на аналогичную продукцию организаций-конкурентов и др. [44, c. 623].

Существуют огромное количество определений понятия «цена», по нашему мнению, следует придерживаться определения цены, приведенного в работе А.Н. Цацулина: «Цена конкретного товара - денежное выражение системы ценообразующих факторов, действующих в данное время» [60, c. 102]. Так как цена является фактором, предоставляющим большое значение для потребителей товаров, поэтому она очень важна для установления отношений между организациями и товарными рынками.

В условиях же применения методов государственного ценового регулирования уместно говорить о цене (тарифе) как о результате действий компетентных органов по ее установлению (регулированию).

Процесс ценообразования должен четко регламентировать этапы сбора и подготовки информации, принятия окончательного решения. Его эффективность зависит от разработки действенных методов сбора и проверки информации о конкурентах, наблюдения над поведением потребителей, анализа результатов внутренней деятельности.

Цены в основном классифицируются по 9 группам различия (таблица 1.1).

Таблица 1.1 - Классификация цен по группам различия [31, c. 130]

Классификационные признаки

Виды цен

1. По характеру обслуживаемого оборота и структуре

Оптовые цены; оптовые цены промышленности; закупочные цены; розничные цены; сдаточные цены; транспортные тарифы; наценки (скидки) ; сферы обращения; цены и тарифы услуг; мировые цены

2. По характеру их регламентации и режима действия

Предельные; договорные; свободные; регулируемые; прейскурантные; ведомственные (министерские); внутризаводские (транспортные); внутрифирменные

3. По уровню утверждения и характеру дифференциации

Республиканские; зональные; поясные; областные; районные; городские; региональные (дифференцированные)

4. По срокам действия

Постоянные (фиксированные); сезонные; ступенчатые

5. По роли цены в планировании

Текущие; сопоставимые (сравнимые); принятые в плане; перспективные; прогнозные

6. По способу включения в цены транспортных расходов

На основе базисного пункта, зональные цены (в границе одной зоны); единые цены (с включением расходов по доставке), цены «франко»

7. По способу фиксации цены в контракте

Подвижная; с последующей фиксацией; скользящая; твердая

8. По определению уровня цен

Публикуемые; расчетные

9. По степени готовности и реализации продукции

Монопольная; лимитная; товарная котировка; контрактная


Различают также понятия «цена спроса», «цена предложения» и «рыночная цена».

Состав розничной цены зависит от того, через какие каналы товародвижения попадает в товар в розничную торговли (рисунок 1.1).

Цены

Элементы цены

Себестоимость

Прибыль

Снабженческо-сбытовая надбавка

Торговая надбавка

Отпускная (оптовая цена)

+

+

-

-

Отпускная цена промышленности

+

+

+

-

Розничная цена

+

+

+

+

Рисунок 1.1 – Состав цены

Выбор ценовой стратегии составляет содержание концепции организации в определении цен на свою продукцию. Этим определяется планирование финансовых результатов (выручки и прибыли от продажи товаров). Следовательно, формирование цен влияет на финансовые результаты деятельности организации.

1.2 Задачи, механизм разработки, стратегия и постановка целей ценовой политики

Под ценообразованием на фирме понимается процесс формирования цены. Это сложный, комплексный и противоречивый процесс.

Ценообразование можно определить как процесс выбора методов и способов установления цен, формирования, регулирования цен на товары и услуги в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов, контроля за применением порядка ценообразования, установленного законодательством.

Определения данного термина различных авторов представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 - Определения термина «ценообразование»

Автор

Определение

Э.А. Исраилова[27]

Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги, характеризуемый прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам

О.В. Нифаева [42]

Ценообразование – процесс, охватывающий все вытекающие из целей организации и управляемые им меры по поиску, выбору и реализации соотношений между ценой и качеством товара и решению связанных с этим проблем потребителей

Д.В. Архипова [4]

Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги

В.В. Ясенев [62]

Ценообразование – процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица и другими субъектами ценообразования

С.А. Дивеева [22]

Ценообразование – установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов


В таблице 1.3, представлен сравнительный анализ определений «ценовая политика организации», предлагаемых такими авторами как М.Н. Атласкировой, Е.А. Бадокиной, А.М. Годиным, Н.А. Сафроновым, С.Б. Сыропятковой.

Обобщив предлагаемые различными авторами определения, можно сказать, что ценовая политика подразумевает не только установление цены на продукцию, товары, услуги и работы, но и процесс управления ценами в различных рыночных ситуациях.

Управление ценообразованием – процесс планирования, организации и контроля за вытекающим из целей организации выбором стратегий и методов ценообразования и установлением окончательных цен на товары и услуги. Организация определяет данную политику, увязывая в единую систему отдельные решения: цели, стратегии и методы ценообразования, взаимосвязь цен в рамках ассортимента, частоту использования скидок и изменения цен, соотношение цен с конкурентами и другое.

Таблица 1.3 – Сравнительный анализ определений «ценовая политика организации»

Автор определения

Определение понятия

Комментарий

С.Б. Сыропятова

Характеризует ценовую политику как один из элементов финансового менеджмента, который является одним из ключевых элементов общей системы ценообразования и представляет собой деятельность организации, направленную на достижение собственных целей и защиту интересов

Рассматривает понятие ценовой политики в контексте финансового менеджмента

А.М. Годин

Ценовая политика организации заключается в том, чтобы устанавливать на товары (услуги) такие цены на продукцию и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы обеспечить намеченный объем прибыли и решать задачи в соответствии с целями ценовой политики

Рассматривает ценовую политику как процесс установления цен

М.Н. Атласкирова

Ценовая политика подразумевает не только установление цены на продукцию, товары, услуги и работы, но и процесс управления ценами в различных рыночных ситуациях

Акцентирует внимание на процесс управления ценами

Е.А. Бадокина

Ценовая политика представляет собой свод правил и ограничений, связанных с выработкой системы целей, которых организация собирается достичь с помощью цен на свою продукцию и альтернативных вариантов стратегий достижения этих целей на основе использования методов ценообразования. Политика цен требует действий, она формируется для того, чтобы управляющие руководствовались ею, рассматривая возможные последствия своих решений до того как эти решения приняты

Рассматривает понятие ценовой политики в контексте системы управления

Н.А. Сафронов

Ценовая политика – это механизм или модель принятия решений о поведении организации на основных типах рынков для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности

Рассматривается понятие ценовой политики в контексте рыночной стратегии организации


Содержание управления ценообразованием в организации представлено на рисунке 1.3.

Таким образом, управление ценообразованием организации носит комплексный характер и предусматривает изучение рынка потребителей, конкурентов, анализ влияния на цены различных факторов внутренней и внешней среды организации.

Рисунок 1.2 - Содержание управления ценообразованием организации [44, c.633]

В рамках ценовой стратегии выбирается метод ценообразования, который оказывает влияние на результаты оценки эффективности используемой ценовой стратегии и является важным элементом политики цен организации.

Таким образом, организациям, работающим в рыночных условиях, прежде всего, необходимо выработать стратегию и принципы определения цен, руководствуясь которыми оно может решать стоящие перед ним задачи.

2. Оценка ценовой политики ООО «Холод»

2.1 Общая характеристика компании

Основной вид деятельности ООО «Холод» - производство и реализация молочной продукции от крупного производителя под торговой маркой «Белый замок».

Ассортимент: цельномолочнаяпродукция, сыры, масло.

Организационная структура управления ООО «Холод» построена по линейно-функциональному принципу (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 – Организационная структура ООО «Холод»

Тип данной организационной структуры ООО «Холод», представленной на рисунке 2.1 – линейно-функциональная.

ООО «Холод» имеет 27 торговых ларьков по всему городу и 5 фирменных отделов в торговых сетях города и активно развивается на рынке, увеличивая свои объемы продаж.

В таблице 2.1 представлены основные показатели деятельности ООО «Холод».

Таблица 2.1 - Основные экономические показатели деятельности ООО «Холод» в 2015-2017 гг.

Показатель

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Темп роста, %

2016/ 2015

2017/ 2016

2017/ 2015

Выручка от продаж, тыс.руб.

1534970

1919220

2255830

125,03

117,54

146,96

Себестоимость, тыс.руб.

1020440

1289560

1543361

126,37

119,68

151,24

Валовая прибыль, тыс.руб.

514531

629659

712469

122,38

113,15

138,47

Коммерческие расходы, тыс.руб.

146773

173564

185316

118,25

106,77

126,26

Управленческие расходы, тыс.руб.

354454

443433

495246

125,10

111,68

139,72

Прибыль от продаж (+), убыток (-), тыс.руб.

13304

12662

31907

95,17

251,99

239,83

Чистая прибыль (+) / убыток (-), тыс.руб.

450

-9511

14829

-2113,56

-155,91

3295,33