Файл: Субъекты малого предпринимательства (Малое предпринимательство: роль, проблемы, перспективы развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни развитых капиталистических стран.

Так, в США в 1986-1990 гг. небольшие фирмы производили более 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора.

В отдельных сферах экономики малые предприятия доминируют. Так, на их долю оптовой торговле приходится - 86% валового продукта частного сектора, в сфере обслуживания - 81%, в строительстве - 80%, в финансовой сфере - 60%, в розничной торговле - 55%, в обраба­тывающей промышленности - 21%.

На малые фирмы в указанный период приходилась почти половина всех занятых в частном секторе: - 12 млн. чел. в сфере обслуживания; - 10,1 в розничной торговле; -4,4 в оптовой; в обрабатывающей промышленности заня­ты - 8; в строительстве -4,3; на транспорте - 2; в добыва­ющей промышленности - 0,5; в сельском хозяйстве - 0,8;3,2 млн. чел. было занято финансовой деятельностью.

Особо важную роль малый бизнес играет в решении проблем занятости: в 80-е годы 80% всех новых рабочих мест были созданы мелкими фирмами. Более 100 млн. американцев прямо или косвенно зарабатывают средства к существованию благодаря малому предприниматель­ству. Государство же получает миллиардные суммы до­ходов в виде налогов на прибыль мелких фирм.

Процесс развертывания малых предприятий тесно связан с отраслевой спецификой и экономическими меха­низмами, действующими в той или иной стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитых капиталистических стран с про­цессом формирования малой экономики в России следует помнить о различиях в уровнях развития институциональ­ной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. необходимо учиты­вать социокультурные особенности используемого опыта.

Национальные особенности оказывают значительное влияние на процесс включения малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источ­никах выделяется несколько видов такого включения.

В Германии 2 млн. мелких и средних фирм произ­водят до 50% ВВП и обеспечивают 66% занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмен­та, подготовки кадров, нововведениях. Государство по­ощряет частные банки на расширении возможностей фи­нансирования мелких и средних компаний в целях оказа­ния им поддержки и содействия развитию.

В Италии малые и средние компании, число кото­рых превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурен­тоспособности экспортной продукции.


Во Франции малые и средние фирмы чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подряд­ных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.

В Португалии малые и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70% всех промышленных компании, а фирмы с числом занятых 500 чел. - лишь 0,4%.

В пределах одной страны на отраслевую структуру малого предпринимательства оказывают влияние регио­нальные особенности развития экономики. Так, напри­мер, в Италии действуют три различные региональные экономические модели.

Первая сложилась на Северо-западе страны, цент­рами которого являются такие крупные города, как Ми­лан, Турин, Генуя. Для этого региона характерно обилие крупных промышленных предприятий, специализирую­щихся на массовом производстве или непрерывных тех­нологических процессах.

Соответственно здесь развитие малых и средних предприятий подчинено крупной про­мышленности Растущее взаимодействие малых и крупных предприятий затрагивает не только само производство. Оно охватывает все виды деятельности, обслуживающие промышленность - финансовую и технологические сфе­ры, проектирование и инновации, снабжение и сбыт.

Второй экономический регион Италии - Северо-восточный и Центральный районы, включая области Тос­кана (Флоренция), Эмилия - Романья и Венето. В этом регионе малые и средние предприятия развивались доста­точно автономно. Промышленные зоны, в которых распо­лагаются сотни и тысячи мелких предприятий традицион­ных для Италии производств (керамическая плитка, одеж­да, обувь, трикотаж и т.п.), высоко специализированы.

Третья экономическая модель сложилась на Юге Италии - на территории от Неаполя до Сицилии, где тра­диционно низкий уровень экономического развития и со­циальная несбалансированность в значительной степе­ни сохраняются и поныне. Попытки правительства про­вести индустриализацию региона путем строительства го­сударственных предприятий и привлечения сюда частно­го капитала не дали желаемого результата. Постоянная миграция молодых и наиболее энергичных людей в дру­гие области страны препятствует развитию малого биз­неса.

Таким образом, становление и развитие различных форм предпринимательства во многом - следствие специ­фических особенностей регионов. Наряду с этим жизне­способность малых предприятий обеспечивается в первую очередь социальной и институциональной структурой об­щества. Как свидетельствует опыт той же Италии, малое предпринимательство обусловлено социальной органи­зацией общества, поэтому надежды на возможность по­строения системы устойчивого развития малого и средне­го бизнеса с помощью лишь экономических мер воздей­ствия недостаточны.


3. Субъекты малого предпринимательства

В соответствии с законодательством малые предпри­ятия как субъекты малого предпринимательства не яв­ляются особой организационно-правовой формой, так как ведущим критерием отнесения предприятий (орга­низации) к субъектам малого предпринимательства яв­ляется средняя численность работников за отчетный период.

Субъектами малого предпринимательства могут быть граждане (физические) и юридические лица.

Физические лица (граждане) могут быть участниками малого предпринимательства как непосредственно фи­зические лица, участвующие в создании хозяйственных обществ, и как физические лица, занимающиеся пред­принимательской деятельностью без образования юри­дического лица, являющиеся учредителями хозяйствен­ных товариществ и обществ.

Право граждан (физических лиц) заниматься предпри­нимательской деятельностью установлено Конституцией Российской Федерации, гражданским законодательст­вом. Так, в соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способ­ностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Индивидуальным предпринимателем может быть лю­бой дееспособный гражданин Российской Федерации. В соответствии со ст. 21 ГК РФ способность граждани­на своими действиями приобретать и осуществлять граж­данские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершен­нолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Гражданские права и обязанности возникают в пер­вую очередь из оснований, предусмотренных законами и иными правовыми актами. В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных за­коном, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

2) из актов государственных органов и органов мес­тного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей и т. д.

Вышеуказанные положения гражданского законода­тельства очень важны для осуществления прав граждан на занятие предпринимательской деятельностью.

Характерно, что в п. 2 ст. 1 ГК РФ говорится, что граждане (физические лица) и юридические лица сво­бодны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условиях договора. Очень важным яв­ляется установленное ГК РФ положение, что гражданс­кие права могут быть ограничены на основании феде­рального закона и только в той мере, в какой это необ­ходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.


Так, в соответствии со ст. 9 Закона РФ «О конкурен­ции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в редакции Федерального закона от 25 мая 1995 г. № 83-93 должностным лицам органов го­сударственной власти и государственного управление запрещается:

- заниматься самостоятельно предпринимательской де­ятельностью;

- иметь в собственности предприятия;

- самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, вкладов, паев, долей при принятии решений общим собранием хозяй­ственного товарищества и общества;

- занимать должности в органах управления хозяйству­ющего субъекта.

В ряде законодательных актов установлены ограни­чения на занятие предпринимательской деятельностью работникам, связанным со службой в других органах государственной власти и управления.

Гражданским кодексом РФ установлено следующее содержание правоспособности граждан: они могут иметь имущество в собственности, наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; созда­вать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совер­шать любые не противоречащие закону сделки и учас­твовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и ис­кусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Таким образом, дееспособным гражданам законода­тельством установлены права и определенные гарантии для занятия предпринимательской деятельностью, вы­бора любого предмета деятельности, не запрещенной законом.

В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государствен­ной регистрации в качестве индивидуального предпри­нимателя. В качестве индивидуального предпринимате­ля граждане (физические лица) могут заниматься пред­принимательством как в качестве основной, так и до­полнительной деятельности (в соответствии с законо­дательством).

Права индивидуального предпринимателя в соответ­ствии с гражданским законодательством значительно расширены, так как к предпринимательской деятель­ности граждан, осуществляемой без образования юри­дического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не выте­кает из закона, иных правовых актов или существа пра­воотношения. Это означает, что все права и обязаннос­ти, которые имеют и несут коммерческие организации, приобретает и индивидуальный предприниматель.


На­пример, он может осуществлять наем работников на основе договоров гражданско-правового характера (договора подряда, комиссии, поручения и др.), заниматься всеми видами деятельности, которые не запрещены законом, а также при получении соответствующей лицензии, как уже говорилось выше, в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого пред­принимательства в Российской Федерации» может по­лучать все виды поддержки и льгот, установленные за­конодательством для субъектов малого предприниматель­ства.

Чтобы гражданин (физическое лицо) стал по закону индивидуальным предпринимателем, он должен в этом качестве зарегистрироваться и получить соответствую­щее свидетельство.

В соответствии с законодательными и нормативными актами индивидуальный предприниматель должен стать на учет в налоговом органе по месту своей регистрации — месту своего постоянного жительства, а также заре­гистрироваться у уполномоченных Пенсионного Фонда РФ, Фондов обязательного медицинского страхования, социального страхования, а также для отчисления средств в Фонд занятости при условии, что индивидуальный предприниматель будет использовать наемных работников.

При постановке на учет в налоговом органе предпри­ниматель должен выбрать систему налогообложения, учета и отчетности и указать, что будет привлекать работни­ков на основе договоров гражданско-правового харак­тера.

Для осуществления предпринимательской деятельности индивидуальный предприниматель в любой кредитной организации (банке) может открыть расчетный, теку­щий, ссудный, депозитный, валютный счет.

Индивидуальный предприниматель обязан представите для регистрации налоговому органу Книгу учета доходов и расходов, в которой указываются следующие реквизиты: фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя; вид осуществляемой деятельности; местонахождение (адрес постоянного места жительства); номер расчетного и иных счетов, открытых предприни­мателем в банковских организациях.

В данном разделе кратко изложен механизм функционирования индивидуальных предпринимателей, но следует еще раз указать, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского Кодекса РФ, которые регулируют деятельность юриди­ческих лиц, являющихся коммерческими организация­ми. Федеральным законом «О государственной поддер­жке малого предпринимательства в Российской Феде­рации» коммерческие организации и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отнесены к единой ка­тегории «субъекты малого предпринимательства» и все формы и меры поддержки установлены для них как для субъектов малого предпринимательства, однако юридические лица как коммерческие организации имеют определенные отличительные признаки, конституциирующие их в этом качестве.