Файл: Коммуникации в организациях (Понятие этики взаимоотношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Понятие делового общения неразрывно связано с взаимодействием в сфере сотрудничества. Ни один предприниматель или работодатель в своей работе не обходится без делового взаимодействия. Деловое общение, его виды и формы выступают своеобразным звеном, на котором и строится любое деловое взаимодействие между людьми. Руководитель предприятия должен взять на себя функцию мудрого наставника, который будет направлять своих сотрудников в нужную сторону, помогать им профессионально расти и развиваться. Сотрудники должны в обязательном порядке уважать своего руководителя. Только в этом случае они смогут действительно чему – то полезному у него научиться.

Этика взаимоотношений в коллективе должна быть известна каждому уважающему себя человеку. Иначе он рискует сам попасть в неприятную ситуацию и поставить других в неловкое положение, этим и обусловлена актуальность данной темы.

Цель работы - рассмотреть и проанализировать деловую этику среди работников организации.

Объектом работы является трудовой коллектив.

Предмет работы – коммуникации в организации.

Основные задачи, которые были поставлены в ходе контрольной работы:

  1. рассмотреть теоретический аспект этики взаимоотношений в трудовом коллективе;
  2. рассмотреть понятие этики взаимоотношений;
  3. рассмотреть виды, функции взаимоотношений в коллективе;
  4. проанализировать этикет взаимоотношений в трудовом коллективе;
  5. проанализировать стили взаимоотношений в коллективе;
  6. показать значение этики в организации.

1. Теоретический аспект этики взаимоотношений в трудовом коллективе

1.1 Понятие этики взаимоотношений

Взаимоотношения в трудовом коллективе строятся на деловом общении среди сотрудников, которое  представляет собой  форму общения, опирающуюся на принципы делового этикета, направленную на  взаимодействие с лицами или группой лиц (организация) для осуществления взаимовыгодных результатов. [7, c. 22-24]


Люди, принимающие участие в деловом общении, придерживаются официального стиля общения и ориентированы на решение и достижение поставленных задач.

Навыки успешного делового общения и понимание особенностей личности собеседника, его интересов,  следует считать определяющим фактором в процессе ведения   деловых встреч.  Этика делового общения преобладает не только в деловых переговорах, но и в повседневной жизни - позволяя эффективно взаимодействовать с окружающими. [5, c. 58-61]

Особенности делового общения  заключаются в том, что собеседник в процессе диалога выступает как значимая личность; Заинтересованность людей, в процессе делового взаимодействия, характеризует хорошее взаимопонимание в поставленных задачах; Первостепенная задача делового общения — продуктивное и эффективное  сотрудничество.

Деловое  общение тем и отличается от личных контактов, что обладает рядом характеристик, которые выделяют его из всех других взаимодействий: [3, c. 44-46]

  1. Значимость репутации в деловом общении просто огромна. В мире бизнеса репутация – это все, утратить ее фактически означает потерять свою деятельность. Она нарабатывается годами, и поэтому каждый грамотный руководитель очень ценит свое имя. Имя в индивидуальном предпринимательстве – это гарантия, основа, на которой выстраивается успех. Ни один уважающий себя бизнесмен не сделает ничего такого, что могло бы опровергнуть или уронить его репутацию в глазах общественности. Иначе все достижения, которые были наработаны до настоящего времени, будут неизбежно потеряны. Бизнес – это не только число удачно совершенных сделок, но и возможность расти в своем деле, действовать на благо других людей [11, c. 26]. Скажем, если компания занимается производством спортивной одежды и обуви, то крайне заинтересована в том, чтобы товар отличался высоким качеством. В ином случае очень скоро лицо предприятия будет потеряно.
  2. Конкретность и четкость – другая важная составляющая делового общения. Руководители всегда должны очень точно и достоверно определять свои цели. Только тогда они имеют возможность полноценно двигаться вперед, действительно развиваться профессионально. Пока четкая цель развития фирмы не поставлена и речи не может идти о закономерностях ее становления. Наличие далеко идущей цели способствует быстрой самоорганизации, выстраиванию конструктивных позиций внутри коллектива, формированию чувства ответственности [7, c. 35].
  3. Взаимовыгодное сотрудничество – это то, к чему стремится каждый успешный бизнесмен и на что направлена его непосредственная деятельность. Вступая с другими предприятиями в сотрудничество, грамотный специалист всегда приводит к такому положению, когда в выигрыше оказываются обе стороны, заключившие между собой контракт. Бизнесмен, умудренный опытом, знает, что совершенно недопустимо заботиться только о собственном благополучии и забывать о партнерах. В бизнесе умение строить деловые отношения, само деловое общение решает все. Мудрый руководитель никогда не останется по-настоящему удовлетворен, пока не распространит пришедшее к нему благополучие на окружающих людей [12, c. 34-36]. Если достижения построены не на принципах гармонии и экологичности успеха, значит, вскоре окажется, что они были ложными.

Следует отметить, что существует этическими принципами делового общения, устоявшиеся в предпринимательской среде: [7, c. 110-115]

Контроль над ситуацией. В бизнесе нельзя показывать свои настоящие эмоции. Эту аксиому знают все преуспевающие предприниматели. Если хочешь достичь больших результатов в своей индивидуальной деятельности, научись в какой – то момент стискивать зубы. Крайне важно держать руку на пульсе, контролировать все, что происходит: новые сделки, подписание контрактов, собственные чувства и сомнения по этому поводу. Ведь если руководитель будет постоянно размышлять о том, действительно ли правильно он поступает, компания вряд ли придет к успеху. [7, c. 46-48]

Контроль над текущей ситуацией позволяет постоянно находиться в курсе событий, какими бы они не были. Возможность предпринять активные действия возникает только тогда, когда есть четкий план, уверенность в том, что все шаги правильные и спланированы заранее.

Если собеседник ведет себя крайне несдержанно, никогда не присоединяйтесь к нему. Словесная перепалка, жаркий спор – это не компоненты успешного бизнеса. Настоящими составляющими преуспевающего предпринимателя всегда являются терпение и неустанный труд. [7, c. 51]

Умение слышать. Собеседнику очень важно, чтобы его слышали, слова воспринимали, соглашались с ним или соглашаясь, высказывали некоторые замечания, которые можно внести. Чтобы собеседник был уверен, что его слова значимы.

Умение сосредоточиваться на главном. Кто – то скажет, что бизнес – очень суровая вещь и, безусловно, окажется прав. Деловое общение тем и отличается, что требует полнейшей сосредоточенности, погружения, самоотдачи. Иногда нужно отбросить все второстепенное и смотреть только вперед. Любые неудачи только закаляют, заставляют профессионально расти и совершенствоваться.

Жизнь современного руководителя полна ежедневных стрессов. Каждый день на него обрушивается мощный поток информации, которую требуется систематизировать, анализировать и применять на практике. Найти главную задачу и посвятить ей основное количество времени – уже сделаться победителем. Талантливый руководитель всегда это понимает.

Умение отделять личные отношения от бизнеса. Люди иногда склонны смешивать между собой работу и взаимодействие с сотрудниками. Если какой – то человек по тем или иным причинам кажется нам неприятным, то это вовсе не значит, что он не может быть полезен бизнесу. Находясь в крупной компании, иногда приходится работать с совершенно разными представителями, учитывать мнение коллег и считаться с самыми противоположными мнениями. Не стоит смешивать работу и личную жизнь. К развитию предприятия следует подходить весьма ответственно, чтобы впоследствии не пришлось об этом сильно сожалеть. Деловое  общение как нельзя лучше помогает человеку сконцентрироваться на желаемых задачах. [10, c. 46-48]


Умение быть честным. Есть знаменитое справедливое утверждение – бизнес должен быть чистым. [6] Ради совершения удачной сделки нельзя хитрить, обманывать,  использовать других людей. Все эти некрасивые поступки могут вылиться в подрыв репутации, потерю уважения и доверия. Правдивость хороша в любой деятельности. Деловое общение – это фундамент, на котором строятся доверительные отношения.

1.2 Виды, функции взаимоотношений в коллективе

Этика взаимоотношений в той или иной степени предполагает целенаправленное взаимодействие в рамках коллективной работы с целью получения определенного результата. Следует выделять несколько видов: [11, c. 49-56]

  1. Деловая переписка. Этот вид общения относится к так называемому заочному взаимодействию, когда информация доносится до собеседника при помощи письма. Составить деловое письмо не так просто, как может показаться на первый взгляд. Нужно учитывать некоторые моменты, такие как: оформление электронного послания, сроки, в рамках которых ответ будет оставаться актуальным, лаконичность изложения необходимой информации. В результате деловой переписки люди могут прийти к определенным заключениям и выводам.
  2. Деловая беседа. Этика взаимоотношений в обязательном порядке включает в себя проведение таких бесед, которые шли бы на пользу развития компании или предприятия. В деловой беседе руководитель и подчиненный могут прояснить для себя значимые вопросы, определить круг необходимых задач, требующих немедленного решения, обсудить результаты. Именно в ходе деловой беседы проясняются значимые элементы деятельности и уточняются необходимые детали. Любые рабочие моменты могут быть рассмотрены именно с помощью данного вида делового общения. [8, c. 74-76]
  3. Деловое совещание. Иногда недостаточно просто провести с сотрудниками беседу в рамках корпоративной работы. Для достижения  более эффективного взаимодействия и лучшего понимания требуется прибегать к деловому совещанию. На этих собраниях рассматриваются значительные срочные вопросы, не терпящие отлагательств. Совещания могут проводиться как среди руководителей, так и быть направлены на работу начальника с персоналом. [8, c. 80-82]
  4. Публичное выступление.  Деловое общение призвано обеспечить установление деловых связей между сотрудниками. Публичное выступление используется в тех случаях, когда важно донести какую – то информацию, имеющую ознакомительный и презентационный характер до слушателей. Тот, кто выступает перед аудиторией, должен обладать всеми необходимыми знаниями по предмету своего доклада, а так же рядом личностных характеристик, позволяющих ему свободно и легко воспроизводить эту информацию.  Основные требования к выступающему: грамотная речь, уверенность в себе, четкость и последовательность изложения материала. [8, c. 86]
  5. Деловые переговоры.  С помощью переговоров можно быстро решить важную проблему, определиться с ближайшими целями и задачами развития фирмы, услышать мнение и намерения оппонента. Деловые переговоры чаще всего проводятся между руководителями разных организаций с целью обозначить свои позиции и прийти к единому решению. [8, c. 91]
  6. Дискуссия. Дискуссия нередко возникает в ходе взаимоотношений как следствие столкновения разных точек зрения. Культура делового общения  не позволяет свободно и открыто выражать свои позиции, если они противоречат общественной морали, но с помощью дискуссии можно иногда и поспорить в рамках принятых норм. Дискуссия обнаруживает различные взгляды на одну и ту же проблему и нередко может охватить предмет спора с противоположных сторон. [8, c. 93]

Этика взаимоотношений представляет собой слаженную систему взаимодействия целых групп людей друг с другом. Традиционно принято выделять несколько ее основных функций. Все они должны рассматриваться в тесной взаимосвязи друг с другом, потому что сам процесс  взаимоотношений — это единый механизм. [9, c. 38]

Функции делового общения: [13, c. 79-83]

  1. Информационно – коммуникативная функция заключается в том, что все участники беседы или переговоров обмениваются друг с другом необходимой информацией. Чтобы каждому из присутствующих постоянно следить за ходом разговора и «не выпадать» из темы, требуется большая концентрация внимания и заинтересованность. Если тема сравнительно захватывающая, представляющая научную или художественную ценность, то и восприниматься слушателями будет гораздо легче. В случае «тяжелых» тем, к тому же, плохо проработанных докладчиком, качество материала не соответствует нужному уровню.
  2. Интерактивная функция  состоит в необходимости правильно спланировать очередность действий между участниками общения. Обмен впечатлениями относительно решенных деловых задач заставляет сотрудников одного предприятия, так или иначе, оценивать действия друг друга. Когда один служащий обращает внимание на выступление своего коллеги, то он уже в какой – то степени способен корректировать и контролировать собственное поведение.
  3. Перцептивная функция выражает себя через восприятие одного собеседника другим. Когда наблюдаем за деятельностью коллег, то учимся не только запоминать нужную информацию, но и анализировать ее, сопоставлять с индивидуальными представлениями и знаниями о жизни. Перцепция необходима каждому человеку для полноценного развития личности, осознания своей индивидуальности, выстраивания представлений о предметах и явлениях.

2. Анализ этики взаимоотношений в трудовом коллективе

2.1 Стили взаимоотношений в коллективе

Этика делового общения представляет собой основополагающую составляющую эффективного взаимодействия в всех сферах.

Принято традиционно выделять несколько разных стилей руководства. Все они кардинально отличаются друг от друга: [12, 14]