Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можно рассмотреть один пример подобающего применения подобного независимого варианта защиты, как пресечение действий, нарушающих право, приведенный в п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 10 «Об отдельных проблемах использования законодательства о залоге»: «Залогодатель, думающий, что взыскание было обращено залогодержателем во внесудебном порядке с нарушением положений ГК РФ (в частности, предусмотренных в пунктах 2 и 3 статьи 348 Кодекса), Закона об ипотеке, Закона о залоге, обладает правом предъявить к залогодержателю иск о пресечении действий по продаже заложенного имущества (абзац третий статьи 12 ГК РФ). С целью предупреждения нанесения залогодателю убытка суд, разбирающий данный иск, сможет установить обеспечительную меру в виде запрета залогодержателю производить действия по продаже предмета залога». Эта правовое убеждение ВАС РФ нашло обширную поддержку и в среде исследователей.

В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин или предприятие, полагающие, что принятым и изданным в определенном порядке нормативным правовым актом должностного лица, органа местного самоуправления или органа государственной власти преступающих их права и свободы, которые гарантирует Конституция РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в границах своей компетенции обладает правом направиться в суд с заявлением о признании данного акта противоречащим закону целиком или в части[16].

С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону целиком или в части в суд может направиться Правительство РФ, высшее должностное субъект субъекта РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ, Президент РФ, орган местного самоуправления, глава муниципального полагающие, что принятым и изданным в определенном порядке нормативным правовым актом нарушается их профессиональная компетенция.

Согласно ст. 197 АПК РФ дела, об оспаривании задевающих права и законные интересы лиц в части предпринимательской и другой экономической деятельности решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, ненормативных правовых актов, других органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, подвергаются рассмотрению арбитражным судом по общим правилам искового производства учитывая особенности, определенные гл. 24 АПК РФ. Производство по данной видам дел возбуждают по причине подачи заявления заинтересованным лицом, обратившимся в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.


Нужно сосредоточить внимание на том, что в соответствии с п. 2 ст. 61 ЗК РФ урон гражданам и юридическим лицам подлежит компенсации в случаях, если они были приняты не только лишь исполнительным органом государственной власти, но и актом органа местного самоуправления. Данное убеждение законодателя определено тем, что органы местного самоуправления тоже имеют возможности выпускать нормативные либо ненормативные акты, наносящие ущерб гражданам и юридическим лицам[17].

Наблюдается сравнительно обширная судебная практика по признанию недействительными ненормативные и, исключительно редко, нормативных правовых актов органов гос. власти и местного самоуправления в доле употребления в хозяйственной деятельности и охраны земель.

Одним из вариантов защиты гражданских прав считается - самостоятельная защита. Под самостоятельной защитой гражданских прав определяется исполнение управомоченным субъектом не воспрещенных законом поступков фактического порядка, обращенных на защиту его имущественных или личных прав или заинтересованностей, круга интересов и прав прочих лиц и государства.

К таким, к примеру, относят фактические действия владельца или прочего собственника, обращенные на защиту имущества, а также похожие действия, произведенные в состоянии необходимой обороны или в обстоятельствах крайней необходимости[18].

Меры фактического характера, устремленные на охрану прав граждан или юридических лиц, смогут существовать как предусмотренными законом, так и следующими из обыкновенно принятых в социуме критериев такого рода. Это применение разнообразного рода охранных средств и механизмов в виде охранной сигнализации, замков на автомобилях и др. По всеобщему правилу применение такого рода защитных мер для самостоятельной защиты возможно, если не воспрещено законом и отвечает обыкновенно принятым нормам.

Применение означенных мер самостоятельной защиты располагает своими пределами и подчинено всеобщим нормам и убеждениям реализации субъективных гражданских прав. Непозволительно применение вариантов защиты имущества, вредных для жизни и здоровья окружающих, причиняющих вред моральным устоям социума и основаниям правопорядка.

1

Непозволительность данного рода «охранных» средств несомненна, так как они обращены не только на охрану имущества, но и на нанесение вреда лицу, какое может войти в контакт с данного рода сооружениями даже по неосмотрительности. Можно сделать вывод о том, что управомоченный субъект располагает правом применять лишь такие меры самообороны, какие не ограничивают права и законные интересы иных лиц. Если же применение запрещенных средств защиты наносят вред иным лицам, то появляется предусмотренная законом обязанность по компенсации нанесенного вреда.


В то же время, в случаях, рассмотренных законом, нанесение вреда преступнику или третьим лицам воздействиями управомоченного субъекта по защите личных прав и круга интересов признается правомерным. Это относится к действиям, произведенным в состоянии необходимой обороны или в обстоятельствах крайней необходимости.

Выводы:

Таким образом, мы пришли к выводу, что права и интересы всех участников гражданских правоотношений подлежат защите, осуществляемой в судебном порядке с соблюдением требований закона.

Вариантами защиты гражданских прав являются:

  • признание права - устранение всяких сомнений в принадлежности права конкретному лицу;
  • восстановление положения, существовавшего до нарушения права;
  • признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки; признание акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным;
  • самозащита права - реакция на противоправные действия другой стороны - должна быть соразмерна нарушению и не выходить за определенные пределы;
  • присуждение к исполнению обязанности в натуре;
  • возмещение убытков по соглашению сторон или по решению суда; взыскание неустойки - может быть предусмотрено законом или договором;
  • компенсация морального вреда - предусмотрена для защиты нематериальных благ;
  • прекращение или изменение правоотношения;
  • неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
  • иные варианты, предусмотренные законом.

Злоупотребление правом - осуществление управомоченным лицом своих прав с намерением причинить вред другому лицу.

Допускается свободное пользование участником гражданских правоотношений своими правами в пределах, предусмотренных законом: временные пределы - закон устанавливает сроки осуществления и защиты нарушенных прав; недопущение отдельных вариантов осуществления прав - недобросовестной конкуренции.

Формы и варианты защиты определены законом. В случае злоупотребления свои правом лицу может быть отказано в защите принадлежащего ему права.


Глава 2. Нотариат в системе защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов

2.1 Место и роль нотариата в реализации норм гражданского права в России

Реализация гражданского права опирается на автономный, самовозобновляемый и саморегулируемый механизм поведения, главной движущей силой которого являются индивидуальные интересы адресата нормы. При всей популярности в современной России идеи возврата к прежнему дихотомическому делению системы права на частное и публичное важно учитывать, что вместе с этой идеей к нам возвращаются и все те трудности, которые сопровождали ее применение в теории и на практике[19].

Тем не менее современная российская юридическая наука, а цивилистическая наука в особенности, неуклонно придерживаются этой классификации деление права на частное и публичное, признавая, впрочем, подвижность границ между частным и публичным в праве6, но оправдывая неизменность самого принципа торжеством его в современной практике отсутствием убедительных контраргументов в теории и даже ссылкой на интуицию[20].

Сегодня, ориентируясь в движении к будущему российскому правопорядку, мы и расширяем границы национальной правовой действительности, и включая в нее слой из норм и принципов международного права. При этом состав и структура среднего слоя пока только обозначаются.

Можно считать, что отсюда при определении границ частного права в теории и особенно нотариальной практике сегодня было бы более разумно прибегать к критерию частного интереса, признанного правовой нормой вне зависимости от формальной отраслевой принадлежности самой нормы и даже вне зависимости от ее «топологии» в системе действующего законодательства. Тем самым мы признаем, что готовы иметь дело с любой мерой индивидуальной свободы (в пределах системы законодательства нотариата) и обозначаем общие границы предмета нотариальных действий.

При данных условиях решающим инструментом, способным обеспечивать свободу экономической деятельности, является государственная власть. Место нотариата в механизме реализации частного права определяется, во-первых, функцией оптимизации этого механизма; во-вторых, функцией силовой поддержки этого механизма; в-третьих, задачей восстановления этого механизма.


Из всех форм правового регулирования нотариально релевантной представляется реализация правовых норм путем соблюдения, исполнения, использования и применения.

В зависимости от типа юридической нормы различают следующие виды реализации:

. общих установлений, содержащихся в преамбулах законов, в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности;

. общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию вне правоотношений;

. конкретных правовых норм в конкретных правоотношениях.

Реализация с содержательной стороны зависит от специфики содержания реализуемой нормы.

Соблюдением, представляющим собой пассивную форму реализации права, суть которой заключается в воздержании от совершения определенных действий, реализуются правовые запреты (ст. 6 Основ).

Исполнение, в противоположность этому, требует активных действий, связанных с реализацией предписаний императивного характера, уполномочивающих и обязывающих. Поэтому как исполнение характеризуются основные нотариальные действия, составляющие содержание публичных обязанностей нотариуса перед клиентом: от проверки личности обратившегося до выдачи ему документа, подтверждающего факт совершения нотариального действия.

Использование представляет собой форму реализации, адресующуюся к управомочивающим (правонаделяющим) нормам и допускающую как возможность выбора вариантов поведения, так и широкого усмотрения в реализации избранного варианта. Использование - не типичная форма реализации права для нотариусов, относимых к категории должностных лиц. Но все же исключать его из механизма нотариальной правореализации нельзя. Оно относится к видам деятельности, носящей в основном вспомогательный либо случайный характер (хозяйственная, научно-педагогическая и т.п.). На использование в целом рассчитана, например, норма ст. 8 Основ, предоставляющая частному нотариусу право выбора кредитного учреждения при открытии счета и определении количества необходимых банковских счетов; найма и увольнения работников; распоряжения полученным доходом.

Правоприменение отличается субъектным составом: реализация правовой нормы осуществляется властным актом лица, не являющегося адресатом применяемой нормы (применение есть правореализационный акт третьего лица). Применение права всегда организуется как процедура исполнения и соблюдения целой совокупности специальных норм, регулирующих деятельность по применению нормы права (применение поэтому - комплексная реализация нормы). Применение права есть, наконец, властная деятельность, поскольку воля адресатов нормы выступает по отношению к ней как объект принудительного воздействия.