Файл: Институт социального обслуживания и его место в системе социальной защиты граждан РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы обусловлена необходимостью комплексного исследования вопросов социального обслуживания населения в России. Развитие государственной социальной политики в современных условиях требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на оказании населению необходимого комплекса прямых социальных услуг. В соответствии с концепцией развития социального обслуживания населения РФ (1993 год), одним из важнейших звеньев этого механизма является создание системы социального обслуживания, обеспечивающей разнообразные формы социальной работы с различными категориями населения на территориальном уровне. Она должна включать в себя комплекс разнообразных целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новых социальных реалий в общественной поддержке, помимо той, которая предоставляется централизованно.

Создание системы социального обслуживания призвано помочь снять многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, ухода за нетрудоспособными членами семьи, реабилитации, организации быта, досуга, проблемы, связанные с конфликтностью в отношениях, снижающей способностью к самообеспечению, способствующей маргинализации и другим асоциальным явлениям, что позволит поднять уровень социального обслуживания должны способствовать координации усилий в этом направлении государственных органов и различных социальных структур, включая негосударственные, частные, благотворительные, церковные и тому подобные организации, осуществляющие социальную помощь.

Объектом данной курсовой работы является система социального обслуживания и защиты граждан Российской Федерации.

Предмет данной работы – это особенности организации социального обслуживания и социальной защиты граждан в России.

Целью данного исследования является анализ государственного регулирования системы социального обслуживания и защиты граждан РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить исторический аспект становления и развития института социального обслуживания в России;
  2. Проанализировать правовые основы социального обслуживания в современном праве РФ;
  3. Изучить роль социального обслуживания в системе социальной защиты;
  4. Выявить проблемы социального обслуживания граждан и пути их решения в современной России.

Научная проработанность темы исследования. Вопросы связанные с темой работы изучались в трудах таких авторов как:

Беляев В.П.;Мануковская А.Н.;Фарберова О.Е;Буянова М.О.;Кобзева С.И.;Кондратьева З.А.;Филиппова М.В.;Баркер Р.;Мачульская, Е. Е.;Афтахова А. В.

В работе использованы эмпирическо-теоретические методы аналогия, абстрагирование, анализ и частнонаучные методы – сравнительно-правовой, формально-юридический, исторический и др.

Информационно- правовую базу исследования составляют:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О государственной социальной помощи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)

Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы социального обслуживания в РФ.

1.1 Исторический аспект становления и развития института социального обслуживания в России.

Мировой опыт в сфере социальной работы свидетельствует о том, что при помощи социальных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения. Для зарубежных стран основным источником финансирования остается государство[1]. Социальная работа в европейском измерении существует в тесной взаимосвязи с социальной политикой и таким социальным институтом, которым является, в частности, социальное государство. Важное значение для формирования за рубежом современной системы социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы(это модель организации городской благотворительности, сочетавшая организованную общественную помощь с личным участием горожан, помогающих сделать эту помощь адресной и эффективной). В середине XIX в. она распространилась практически на всей территории Германии и части Франции.


В основе этих принципов:

  1. самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел;
  2. индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого нуждающегося;
  3. привлечение всех слоев общества к активному участию в деле призрения бедных.

В настоящее время осуществление радикальных реформ в экономике и политической жизни, социальной и культурной практике во всем мире показывает, что ни одно государство сегодня не может обойтись без специалистов в области социальной работы. Социальные работники помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни и в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане. Они не только смягчают социальную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов, призванных более полно выразить интересы различных слоев населения.

Хотя изучение зарубежного опыта социальной работы внесло и продолжает вносить большой вклад в теорию и практику социальной работы в нашей стране, современное российское общество не может принять целиком и попытаться воспроизвести в отечественных условиях ни одну из моделей организации социальной работы, эффективно действующих в других странах. В России формируется свой специфический механизм поддержки населения, который определяется многими факторами: экономического развития страны в целом и отдельных ее регионов, усилением социальной дифференциации, переходом от одного типа общественного устройства к другому.

Для российской истории характерны причудливое сплетение традиций:

  1. общинное самоуправление - крайние формы крепостничества;
  2. самодержавное правление - извечная тяга к воле;
  3. последовательная централизация - существование казачьей и беглой вольницы;
  4. религиозность - свободомыслие.

Долгие годы в народном сознании были широко распространены иллюзорные идеи о действенности защиты интересов народа в действиях «благородных разбойников», «критически мыслящих личностей», готовых бороться с тиранами тираническими методами (Желябов, Перовская, Бакулин, Лавров и др. народники).

С другой стороны, достаточно сильна и длительна была традиция упования на благодетельное вмешательство царя-батюшки, доброго барина, на милосердие и благотворительность. Народничество, славянофильство, западничество, коммунизм - эти социальные идеи и вытекающая из них практическая деятельность, зародившись в XIX в, во многом определили судьбу России в ХХ в[2].


Истоки социальной работы восходят к благотворительности, существовавшей на всех этапах развития общества. Историки находят корни добродетельного отношения к ближнему еще в обычаях восточнославянских племен. С.М. Соловьев отмечал, что в отличие от воинственных германцев и литовцев, избавлявшихся от «лишних», слабых и «цветных» сородичей, истреблявших пленных, наши далекие предки были милостивы к старым и малым соотечественникам, а также к пленным, которые по прошествии известного срока могли вернуться в родные места или «остаться жить между славянами в качестве людей вольных или друзей». Они привечали и любили странников, отличались редким гостеприимством.

В Х в. возник и долго существовал институт нищелюбия, который отождествлялся с человеколюбием. Главной христианской заповедью стала любовь к ближнему. По Церковному уставу 996г на помощь бедным, строительство и содержание церквей, монастырей, больниц и т.д. была определена «десятина».

При Иоанне Грозном в 1551 г. в Постановлении Стоглавого Собора попечение о бедных признается делом общества. Уже в этот период возникает необходимость выделения «адресной» помощи нуждающимся (что сегодня составляет один из основных принципов социальной работы).Так, прокаженные и престарелые должны были быть устроены в богадельни, здравые должны питаться по дворам. Именно в этот период благотворительность в России из общественного феномена стала переходить в объект государственного призрения.

Общественное призрение оформилось в некоторую систему при Петре 1, который подробно останавливался на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды, и определить помощь в соответствии с этой нуждой; указывая на предупреждение нищеты как лучшего способа борьбы с ней; выделял из нуждающихся работоспособных, профессиональных нищих и др. категории; принимал меры по урегулированию частной благотворительности, создавал органы призрения.

В начале XVIII. Петр 1 расширяет так называемое закрытое призрение для новых категорий населения в России: незаконнорожденных (зазорных) младенцев, раненых и увечных офицеров, урядников, солдат, матросов, душевнобольных и «дураков». Появились новые типы заведений «госпитали» для сирот, инвалидные дома, поселки для пленных. Начали развиваться и формы «открытого призрения»: пенсии, кормовые деньги, обеспечение землей и промыслами. Главное начинание реформатора заключалось в ограничении роли церкви в социальной политике и устройстве призрения на новых началах с передачей заботы о бедных и немощных государственным структурам (городским и губернским магистратам, финансовому ведомству, старостам и сотским)[3].


Лишь в середине XVIII в. при Екатерине II складываются условия для реорганизации всей социальной благотворительности. В этот период создаются специализированные учреждения для воспитания и образования детей; воспитательные домики в Москве и Петербурге для подкидышей, незаконнорожденных, госпитали для бедных рожениц с анонимным отделением, где можно было рожать в масках, ссудные и вдовьи кассы и т.д. Екатерина издала несколько указов, облегчивших участь арестантов и каторжников, отменила смертную казнь.

Губернская реформа 1775 г. породила совершенно новые для России учреждения: губернские приказы общественного призрения, сиротские ссуды, дворянские опеки. В 33 губерниях появились приказы, в чье ведение были переданы все медицинские и благотворительные учреждения, все категории населения, нуждающиеся в призрении и пенсионном обеспечении.

В середине XIX в. земская (1864) и городская (1880) реформы возложили основную тяжесть социальной помощи нуждающимся на городское и земское общественное самоуправление (призрение бедных, прекращение нищенства, устройство и заведывание благотворительными и лечебными заведениями, участие в мероприятиях по охране народного здоровья, попечение об устройстве больниц, библиотек, музеев, театров и т.д.).

В к. XIX - н. ХХ в. все отчетливее проявляется потребность в систематическом изучении различных форм помощи нуждающимся. Так, в 1909г создается Союз учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению. Его главная задача - объединение всех организаций общественного и частного призрения на местах и во всей России с целью оказания методической помощи, разработке примерных уставов, форм оказания помощи нуждающимся и т.д.

В разных секциях 1 съезда Союза рассматривались различные вопросы: кто должен брать на себя обязанность призрения нуждающихся, кого следует призревать, каковы источники покрытия расходов по общественному призрению, как упорядочить деятельность частных благотворительных организаций, кто и как должен заниматься обучением детей в приютах и т.д.

В 1917-1918гг. в России было принято специальное «Постановление об упразднении благотворительных учреждений и обществ помощи инвалидам и о передаче их дел и денежных сумм исполнительному комитету увечных воинов». Новое правительство России основной акцент делало на государственную помощь в форме социального обеспечения и социального страхования.

Социальная работа как профессиональная деятельность в России начинает складываться в начале 90-х гг. К организации нового вида деятельности и созданию сети учреждений подтолкнул: