Файл: Институт социального обслуживания и его место в системе социальной защиты граждан РФ.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы социального обслуживания в РФ.
1.1 Исторический аспект становления и развития института социального обслуживания в России.
1.2 Правовые основы социального обслуживания в современном праве РФ.
ГЛАВА 2. Место и роль института социального обслуживания в системе социальной защита граждан в РФ
2.1 Роль социального обслуживания в системе социальной защиты.
2.2 Проблемы социального обслуживания граждан и пути их решения в современной России.
Быстрыми темпами развиваются социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (рост составил более чем в 5 раз за 6 лет), реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, их численность выросла в 2 раза.
Появились новые типы учреждений: кризисные центры для женщин, центры для мужчин, центры для несовершеннолетних мам. Однако нормативы обеспеченности населения социальными услугами остаются низкими.
Одной из важнейших современных составляющих социальной защиты населения, ведущим направлением государственной политики в этой сфере является создание, поддержание и развитие реабилитационной индустрии.
2.2 Проблемы социального обслуживания граждан и пути их решения в современной России.
Социальное обслуживание - это объективная потребность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Однако, в настоящее время уровень эффективности социального обслуживания недостаточно высок. Это обусловлено различными факторами, среди которых, прежде всего, экономический. Он выражен в недостатке финансирования сферы социального обслуживания, что приводит к низкому качеству социальных услуг, их недоступности, кадровому дефициту социальных работников, плохому материально-техническому оснащению учреждений социального обслуживания[11].
Немало существует проблем в сфере социального обслуживания пенсионеров:
- с одной стороны, медленно развивается платное социальное обслуживание, а с другой - существует опасность абсолютизации платных услуг, по сравнению с объемом платных услуг доля бесплатных услуг сокращается;
- острой остается проблема очередности на получение мест в учреждениях (около 12 тысяч человек нуждаются в получении социальных услуг в условиях стационара и около 100 тысяч человек - в нестационарных условиях);
- недостаточно развита сеть хосписов, в том числе хосписов на дому;
- актуальной является проблема финансирования учреждений и служб социального обслуживания. Вместе с тем в ближайший период востребованность социальных услуг пожилыми гражданами, прежде всего, по объективным причинам будет возрастать;
- работа действующих учреждений социального обслуживания нуждается в значительном улучшении, в пополнении специалистами, в совершенствовании правовой и улучшении материально-технической базы;
- требует должного внимания проблема переподготовки и повышения квалификации специалистов и обслуживающего персонала в учреждениях социального обслуживания нового типа.
Для улучшения социального положения пенсионеров, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, планируется строительство и реконструкция указанных учреждений. В качестве ключевых объектов выбраны геронтологические центры, дома-интернаты общего типа, подлежащие перепрофилированию в геронтологические центры, геронтопсихиатрические центры, а также стационарные учреждения.
Еще одной очевидной проблемой, осложняющей взаимодействие государства и общества в работе с пожилыми людьми, является отсутствие информации. Для более успешной деятельности органов социальной защиты населения было бы целесообразно иметь банк данных об общественных организациях, работающих с людьми старшего возраста и действующих на территории их муниципалитетов. Системность и доступность этой информации на региональном и федеральном уровнях позволит улучшить межсекторное взаимодействие, обогатит государственные службы новыми идеями и подходами, а общественным организациям даст возможность распространить свой успешный опыт.
Следующим фактором, препятствующим успешному развитию института социального обслуживания, является несовершенство законодательства, его противоречивость и разрозненность, дублирование одних актов другими. Зачастую, отсутствуют четко сформулированные понятия того или иного вида социального обслуживания. Это создает трудности в изучении и правоприменительной практике.
В российском обществе большое число лиц с признаками ограничения жизнедеятельности. Не секрет, что в последнее время в стране имеют место ухудшение состояния здоровья нации, старение общества, безработица, мало обеспеченность.
Очевидно, что в рассматриваемой сфере решения требуют проблемы по двум основным направлениям: в области социально-экономического развития и законодательного регулирования.
Для решения многих вопросов необходимы меры по реформированию социального обслуживания. В частности, необходим переход к накопительной системе в области социального обслуживания - социальному страхованию, когда граждане за счет личных взносов в образуемый фонд смогут получать социальные услуги при попадании в трудную жизненную ситуацию.
Мерой, способной изменить финансовую ситуацию является создание государственного внебюджетного фонда социального обслуживания, что позволит сконцентрировать имеющиеся поступления (налоговые и иные), и в дальнейшем расходовать их исключительно в сфере социального обслуживания.
Следующим шагом может стать развитие негосударственной системы социального обслуживания, в частности усиление роли общественных организаций (профсоюзов, религиозных организаций, общественных фондов, благотворительных организаций и др.).
Реформируя сферу социального обслуживания, также необходимо проводить политику регионального выравнивания с целью формирования равного уровня социального обслуживания на территории всей страны. Однако здесь важно не допускать уравнительного подхода и применять к различным регионам индивидуальные меры.
Одной из мер по улучшению ситуации в сфере социального обслуживания является предоставление регионам возможности поиска дополнительных нестандартных решений, например, стимулирование благотворительной деятельности, разработка нетрадиционных видов социального обслуживания, таких как санаторий на дому или учреждение социального обслуживания на колесах.
В области защиты инвалидов - одной из самых уязвимых категорий, необходимы:
- увеличение объема и качества, выпускаемых протезно-ортопедических изделий, средств реабилитации;
- увеличение количества учреждений, специализирующихся на подобном производстве;
- оборудование мест для обучения инвалидов в общеобразовательных учреждениях, расширение сети специализированных образовательных учреждений.
В рамках совершенствования законодательства необходимо принять кодифицированный акт на уровне закона, регулирующий основные вопросы в сфере социального обслуживания. Это позволит упорядочить и систематизировать существующее законодательство по социальному обслуживанию.
В дальнейшей работе с законодательной базой имеет значение расширение субъектного состава нуждающихся, уход от понятия социального обслуживания, как института, регулирующего отношения узкого круга субъектов, лишь престарелых, инвалидов и малообеспеченных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Научная литература достаточно редко использует такое понятие как «социальное обслуживание населения». Как считают некоторые ученые, в современных условиях социальное облуживание представляет собой одно из направлений социальное работы. Таким образом, социальное обслуживание представляется как организационная форма, характеризующая упомянутый вид деятельности. Социально обслуживание можно рассматривать как систему, включающую в себя определенные способы, на основе которых осуществляется социальная гуманистическая деятельности, которая направлена на решение вопросов социальной реабилитации отдельных личностей, их адаптации, а также семей и человеческого общества в целом. Исходя из сказанного, можно характеризовать социальное обслуживание как процесс, заключающийся в предоставлении тех или иных определенных услуг социального характера, которые служат для того, чтобы удовлетворить потребности, которые необходимы для нормального развития тех людей, которые находятся в зависимости от помощи других лиц.
Реализации социального обслуживания происходит через социальные службы. Социальная служба представляет собой основное понятие, включенное в круг вопрос обеспечения социального обслуживания. Социальную службу можно рассматривать в качестве системы, которая включает в себя государственные и негосударственные структуры, которыми осуществляется социальная работа. Данные структуры имеют в состав специализированные учреждения, которые оказывают социальные услуги, а также органы, управляющие этими учреждениями.
В качестве инструмента социальной работы социальной службой организуется деятельность, направленная на социальную помощь и социальную защиту населения.
В России существует ряд достаточно острых проблем, связанных с социальным обслуживанием населения.
Прежде всего, данные проблемы связаны с тем, что финансирование данной области со стороны государства не обеспечивает потребности таких категорий социально незащищенных граждан как инвалиды и пенсионеры. Решение данных проблем возможно при стимулировании благотворительности, чтобы переложить часть вопросов социального обслуживание населения с плеч государства на частные организации. Чтобы стимулировать развитие благотворительности необходимо принять соответствующее законодательство, которое давало бы льготы организациям, занимающимся благотворительность в сфере социального обслуживания нуждающихся в этом лиц.
Законодательство в Ростовской области в сфере социального обслуживания базируется на федеральном законодательстве в данной области. Правительство области и губернатор уделяют повышенное внимание обеспечению социального обслуживания для лиц, которые в этом нуждаются.
Список литературы.
Нормативные правовые акты.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).// "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О государственной социальной помощи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // "Российская газета", N 142, 23.07.1999.
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»// "Российская газета", N 295, 30.12.2013,
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".// "Российская газета", N 234, 02.12.1995.
- Информация Минтруда России от 25.11.2015 "Информация по организации социального обслуживания граждан в Российской Федерации"// "Солидарность", N 46, 09 - 16.12.2015,
- Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) "О ветеранах"// "Российская газета", N 19, 25.01.1995.
Список специальной литературы.
- 13 – 2020
- Афанасьева М.А. Голубива Т.Ю. Право социального обеспечения в России: учебное пособие для профессионального образования / Афанасьева М.А. – Москва: Издательство Проспект, 2020. – 220 с. (дата обращения 07.03.2020).
- Афтахова А. В. Пенсионное обеспечение: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Афтахова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 240 с.(дата обращения: 04.03.2020).
- Беляев В.П., Мануковская А.Н., Фарберова О.Е. - Право социального обеспечения: Учебное пособие для среднего профессионального образования – Москва: Издательство Юрайт, 2013. – 300 с. (дата обращения 03.03.2020)
Буянова М.О. – Право социального обеспечения: учебное пособие / М.О.Буянова, С.И.Кобзева, З.А. Кондратьева.— Москва: Издательство КноРус, 2016. — 480с. (дата обращения 03.03.2020).
- Горшков А.В., Захарова Н.А. Право социального обеспечения: учебное пособие для среднего профессионального образования / Горшков А.В. – Москва: Издательство Омега- Л, 2015. – 170 с. (дата обращения 06.03.2020).
- Косаренко Н.Н. Право социального обеспецения: учебное пособие для среднего профессионального образования / Косаренко Н.Н. – Москва: Издательство КноРус, 2019. – 240 с. (дата обращения 07.03.2020).
- Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебное пособие для среднего профессионального образования / Мачульская Е.Е. – Москва: Издательство Юрайт, 2016. – 442 с. (дата обращения 07.03.2020).
Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения: учебник для среднего профессионального образования / Е. Е. Мачульская. —Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 449 с. (дата обращения: 04.03.2020).
- Сулиманова Г.В. Право социального обеспечения: учебное пособие для среднего профессионального образования / Сулиманова Г.В. – Москва: Издательство КноРус, 2018. – 230 с. (дата обращения 06.03.2020).
- Филиппова М.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Филиппова [и др.]; под редакцией М. В. Филипповой.— Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 406 с. (дата обращения 05.03.2020).
-
Афанасьева М.А. Голубива Т.Ю. Право социального обеспечения в России: учебное пособие для профессионального образования / Афанасьева М.А. – Москва: Издательство Проспект, 2020. ↑
-
Афтахова А. В. Пенсионное обеспечение: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Афтахова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. ↑
-
Буянова М.О. – Право социального обеспечения: учебное пособие / М.О.Буянова, С.И.Кобзева, З.А. Кондратьева. — Москва: Издательство КноРус, 2016. ↑
-
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О государственной социальной помощи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)// Российская газета", N 142, 23.07.1999. ↑
-
Беляев В.П., Мануковская А.Н., Фарберова О.Е. - Право социального обеспечения: Учебное пособие для среднего профессионального образования – Москва: Издательство Юрайт, 2013. ↑
-
Буянова М.О. – Право социального обеспечения: учебное пособие / М.О.Буянова, С.И.Кобзева, З.А. Кондратьева. — Москва: Издательство КноРус, 2016. ↑
-
Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последняя редакция) // "Российская газета", N 295, 30.12.2013, ↑
-
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации № 861, Министерство Здравоохранения Российской Федерации № 1036, Приказ от 21 декабря 2017 года «Об утверждении методических рекомендаций по организации социального обслуживанияи социального сопровождения граждан, полностью или частично утративших способность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, и оказания медицинской помощи»// "Бюллетень трудового и социального законодательства РФ", N 2, 2018 ↑
-
Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения: учебник для среднего профессионального образования / Е. Е. Мачульская. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. ↑
-
Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ (последняя редакция)// "Собрание законодательства РФ", 19.07.1999, N 29, ст. 3699, ↑
-
Филиппова М.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Филиппова [и др.]; под редакцией М. В. Филипповой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. ↑