ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.07.2024

Просмотров: 317

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Лабораторная работа №1 Абсолютные измерения. Измерение линейных и угловых размеров

Общие сведения

Порядок выполнения работы

Контрольные вопросы

Порядок выполнения работы

Контрольные вопросы и задания

3.2. Обработка данных измерений

Определение точности измерения детали

Задание к п. 3.1

Порядок выполнения работы

Задание к п. 3.2

Контрольные вопросы

Лабораторная работа № 4 Нормирование и измерение шероховатости поверхностей деталей машин

Общие сведения

Нормирование параметра шероховатости Ra

Порядок выполнения работы

Порядок выполнения работы

Контрольные вопросы

Нормирование отклонений формы и расположения

Нормирование из худших условий сборки

Порядок выполнения работы

Схемы измерений отклонений формы

Порядок выполнения работы

Задания

Контрольные вопросы

Лабораторная работа № 8 Измерение точности зубчатого колеса

Общие сведения

Средства для измерения зубчатых колёс

Параметры контроля бокового зазора

Порядок выполнения работы

Контрольные вопросы

ЛитератуРа

Оглавление

Рис. 1. Схема определения

кинематической погрешности

Рис. 2. Кривая кинематической погрешности зубчатого колеса

Наибольшая кинематическая погрешность передачи определяется как сумма кинематических погрешностей колес. Наибольшая допускаемая погрешность передачи ограничена допуском , который представляет собой сумму допусков на кинематические погрешности зубчатых колес.

Допуск на кинематическую погрешность зубчатого колеса рассчитывается по формуле:

,

где Fp – допуск на накопленную погрешность шага по зубчатому колесу; f1 – допуск на погрешность профиля зубьев.

Рис. 3

Допуски Fp и ff определяются по ГОСТ 1643-81 и ГОСТ 9178-81.

К нормам кинематической точности относится также допуск на радиальное биение зубчатого венца Fr, который определяется как наибольшая допускаемая разность расстояний от рабочей оси колеса до постоянных хорд зубьев (рис. 3) в пределах зубчатого колеса.

На кинематическую точность зубчатого колеса влияют также колебания длины общей нормали Fυwr (рис. 4, а), ограниченные допуском Fυw, и колебания измерительного межосевого расстояния (рис. 4, б), ограниченные допуском .

Профиль зуба: А – боковые поверхности зуба; α – угол профиля зуба; Sc – постоянная хорда; hc – высота до постоянной хорды;

при α = 20, Sc = 1387; hc = 0,7776mn, где mn – модуль зубчатого колеса.


а б

Рис. 4. Схема измерения длин общей нормали (а) и измерительного

межосевого расстояния (б): 1, 2 – соответственно,

контролируемое и измерительное колеса


Средства для измерения зубчатых колёс

Точный микрометр – калиберная скоба 840 FM

с измерительными губками (рис. 5)

Рис. 5

Индикаторная скоба для замера делительной окружности

внешнего зацепления (рис. 6)

Рис. 6

Измерительный прибор для внутреннего

зубчатого зацепления 844 Z (рис. 7)

а

б

Рис. 7

Микрометр для замера делительной окружности (рис. 8)

Рис. 8

Универсальный щуп 844 T Multimar (рис. 9)

Рис. 9

Колебания измерительного межосевого расстояния при определении кинематической погрешности определяются за полный оборот контролируемого колеса (рис. 10).

Рис. 10. Кривая изменения измерительного межосевого расстояния

Принято, что Fi = 1,4 Fr или Fr = 0,7 Fi , а Fυw = 0,2Fi + 14

Плавность работы передачи характеризуется по ГОСТ 1643-81 и ГОСТ 9178-81 местной кинематической погрешностью зубчатого колеса fir, отклонениями шага fptr и погрешностью профиля зуба ffr (рис. 11). Эти погрешности ограничиваются допусками, обозначаемыми, соответственно, ,fpt, ff, причем .


а б

Рис. 11. Погрешности зубчатого колеса, влияющие на плавность его работы:

а – отклонения шага зацепления – fpbr; б – погрешность профиля зуба ffr ;

Pн номинальный шаг; Рд – действительный шаг;

1 – прeдельные профили зуба; 2 – действительный профиль зуба

Под отклонением шага fptr понимают кинематическую погрешность зубчатого колеса при повороте его на один номинальный угловой шаг, под отклонением шага зацепления fpbr – разность между действительным и номинальным шагами зацепления.

Допуски на отклонения шага fpt и отклонения шага зацепления fpb связывают соотношением

fpb = 0,94 fpt.

Полнота контакта зубьев в передаче характеризуется размерами суммарного пятна контакта сопряженных зубьев (рис. 12).

Рис. 12. Пятно контакта зубьев в передаче: b – ширина зуба;

а – ширина пятна; hm – высота пятна; с – разрыв пятна;

hp – рабочая высота профиля

Пятно контакта определяется относительными размерами (в процентах):

– по длине зуба ;

– по высоте зуба .

Боковой зазор определяется в сечении, перпендикулярном направлению зубьев, и в плоскости, касательной к основным цилиндрам.

Для нормальной работы передачи боковой зазор должен быть не меньше установленного гарантированного минимального зазора jn min и не больше допустимого зазора (рис. 13).

Рис. 13. Боковой зазор в передаче

Для зубчатых передач с модулем m  1 установлено шесть видов сопряжений (рис. 14) определяющих различные значения jn min: с нулевым боковым зазором Н, весьма малым зазором E, малым зазором Д, уменьшенным зазором С, нормальным зазором B, увеличенным зазором А.


Стандартами для зубчатых цилиндрических и червячных передач при m  1 установлено восемь видов допусков на боковой зазор Tjn: x, y, z, a, b, с, d, h (расположены в порядке уменьшения допуска).

Рис. 14. Схема расположения полей допусков на боковой зазор для видов

сопряжений H, E, Д, С, В, А; jn min – гарантированный минимальный

боковой зазор; Tjn – допуск на боковой зазор

Для цилиндрических зубчатых передач установлено шесть классов отклонений межосевого расстояния, обозначенных в порядке убывания точности I, II, III, IV, V, VI. Как правило, сопряжениям Е и Н соответствует II класс, сопряжениям Д, С, В, А – классы III, IV, V, VI соответственно.