Файл: самостоятельная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа

Практическое занятие № 1

Тема: Сущность гражданского воспитания учащихся. Нормативно-правовые основы гражданского воспитания учащихся в Российской Федерации. Проблемы гражданского воспитания учащихся в современных условиях (2 часа)

Задание № 1. Изучите литературу и выпишите определения понятий «гражданин», «гражданственность», «гражданское воспитание», «гражданское образование»; сравните научные подходы к трактовке сущности понятий.

Задание № 2. Подготовьте краткое выступление о вкладе в разработку теории гражданского воспитания того или иного учёного прошлого или настоящего (на выбор студента).

Задание № 3. Изучите документы, регламентирующие организацию образования (воспитания) в образовательных учреждениях Российской Федерации и заполните таблицу «Проблемы теории и практики гражданского воспитания на рубеже XX – XXI вв.».

Таблица «Проблемы теории и практики гражданского воспитания на рубеже XXXXI вв.»

Нормативно-правовые документы

Положения документов, отражающие проблемы гражданского воспитания (образования) в современных условиях

Рекомендации по подготовке к занятию

Обратитесь (задание № 1) к различным справочным пособиям и интернет-источникам, учебной литературе, государственным документам и выпишите несколько определений базовых понятий курса. Выделите те положения, которые Вы в большей степени разделяете.

Для выполнения задания № 2 студент выбирает из списка 1-2 персоналии (в зависимости от количества студентов в группе) и раскрывает роль того или иного учёного в развитии теории гражданского воспитания.

Персоналии:

зарубежные

отечественные

Сократ, Платон, Аристотель, М.Ф. Квинтилиан, Л.А. Сенека, М.Т. Цицерон, Конфуций, Аврелий Августин, Фома Аквинский, Н. Макиавелли, Л. Бруни, Л. Валла, Л. Альберти, Т. Мор, Э. Роттердамский, М. Монтень, Ф. Рабле, В. да Фельтре, Я. Вимфелинг, В. Ратке, Я.А. Коменский, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеций, Д. Дидро, А. Кондорсе, Л. М. Лепелетье, Б. Франклин, Т. Джефферсон, И.Ф. Гербарт, Ф.А.В. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, К. Маркс, Ф. Энгельс, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер и др.

М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, В.Г. Белинский, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В.С. Соловьев, К.Н. Леонтьев, В.В. Розанов, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, А.П. Пинкевич. В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов, А.Г. Асмолов, И.Д. Фрумин, Л.Ф. Спирин, А.Н. Тубельский, В.А. Караковский, Я.В. Соколов, 3.К. Шнекендорф, Е.А. Ямбург и др.


План подготовки сообщения: годы жизни учёного, краткая характеристика эпохи, мировоззрение, основные научные труды, идеи автора о гражданском воспитании подрастающего поколения.

Чтобы выполнить задание № 3, студент в ходе анализа не менее 5 документов (см. методическую папку) должен выделить положения, объясняющие актуальность гражданского образования (воспитания) в современных условиях, и в таблице их изложить кратко в собственных формулировках.

Таблица «Проблемы теории и практики гражданского воспитания на рубеже XX – XXI вв.».

Документы

Проблемы теории и практики гражданского воспитания


Практическое занятие № 2

Тема: Цели, ожидаемые результаты, содержание гражданского воспитания учащихся (2 часа)

Самостоятельная работа

Задание № 1 (4). На основе положений федеральных документов РФ (не менее 3-х) с учётом классификационных параметров охарактеризуйте цели гражданского воспитания, заполните таблицу «Цели гражданского воспитания (образования)».

Таблица «Цели гражданского воспитания (образования) в современных условиях»

Нормативно-правовые документы

Цели гражданского воспитания (образования)

Характеристика целей с точки зрения классификационных параметров

Задание № 2 (5). На основе анализа положений федеральных документов, регламентирующих организацию гражданского воспитания (образования) в образовательных учреждениях Российской Федерации (не менее 5) охарактеризуйте содержание гражданского воспитания; заполните таблицу «Содержание гражданского воспитания».

Задание № 3 (6). Изучите материал о развитии компетентности гражданственности на разных этапах обучения школьников (И.А. Зимняя и др.), заполните пропуски в таблице «Характеристика компетентности гражданственности детей младшего, среднего и старшего школьного возраста».

Задание № 4 (7). Изучите письмо Минобразования Российской Федерации «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ» и охарактеризуйте систему оценивания результатов гражданского образования в современной школе, представьте её в виде схемы на листе (формат А4);

Задание № 5 (8). Изучите положения «Концепции ФГОС общего образования» (п. 2.3) и эстраполируйте их на проблему определения результативности гражданского воспитания (образования) учащихся, сделайте выводы.

Рекомендации по подготовке к занятию

Чтобы правильно заполнить таблицу «Цели гражданского воспитания (образования)» (задание № 1), необходимо изучить не менее 3-х документов, выписать названия документы и соответствующие цели и задачи гражданского образования (воспитания) в таблицу и охарактеризовать их с точки зрения следующих параметров (по времени достижения; по иерархии управления образованием; по субъекту целеполагания; по предполагаемому результату деятельности), озвученных в ходе лекции.


Выполняя задание № 2, помните, что, во-первых, в состав содержания гражданского воспитания входят не только знания, но чувства, эмоции, ценности, модели, способы деятельности и поведения, готовность действовать определённым образом, способы регуляции поведения и деятельности, во-вторых, в федеральных документах характеристика даётся в самом общем виде. Заполните таблицу «Содержание гражданского воспитания».

Таблица «Содержание гражданского воспитания»

документы

содержание

Для выполнения задания № 3, изучите материал о развитии компетентности гражданственности на разных этапах обучения школьников (И.А. Зимняя и др.) (см. материалы метод. папки) и заполните пропуски в таблице «Характеристика компетентности гражданственности детей младшего, среднего и старшего школьного возраста» на основе материалов лекции, собственного жизненного и педагогического опыта.

Для выполнения задания № 4, изучите письмо Минобразования Российской Федерации «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» и охарактеризуйте систему оценивания результатов гражданского образования в современной школе, представьте её в виде схемы на листе (формат А4). В схеме должны найти отражение: сущность системы, объект оценивания; критерии эффективности гражданского образования; методы оценивания гражданской компетентности; научные подходы к оцениванию гражданской компетентности.

Поскольку с 01.09.2011 г. общеобразовательные учреждения начали работать на основе новых стандартов – Федеральных государственных образовательных стандартов, постольку важно ориентироваться в материалах, регламентирующих организацию гражданского воспитания (образования), в том числе, по вопросам, касающимся проблемы оценивания результативности образовательного процесса,. Чтобы выполнить задание № 5, необходимо внимательно изучить п. 2.3 «Концепции ФГОС общего образования» и выделить идеи, актуальные для организации оценивания процесса результативности гражданского образования (воспитания).


Практическое занятие № 3

Тема: Методы, формы, методики и технологии гражданского воспитания учащихся (2 часа)

Самостоятельная работа

Задание № 1 (9). На основе документов, учебной литературы заполните таблицу «Формы гражданского воспитания в современной школе».

Задание № 2 (10). Подготовьте выступление для учащихся (возраст – на выбор студента) на тему «Гордость России» (метод гражданского воспитания – рассказ о настоящем гражданине своего Отечества).

Задание № 3 (11). Посмотрите одну из телевизионных программ, которая строится на применении дискуссионной технологии; письменно охарактеризуйте методику ее подготовки и возможности применения потенциала данного телевизионного проекта для организации дискуссий в образовательном процессе современной школы.

Задание № 4 (12). В составе творческой микрогруппы разработайте методику выборов учащихся в совет старшеклассников школы.

Рекомендации по подготовке к занятию

Выполняя задание № 1, на основе документов, учебной литературы заполните таблицу «Формы гражданского воспитания в современной школе» (задание № 3). Для заполнения таблицы необходимо обратиться к материалам лекции и дополнительным материалам методической папки (Е.В. Титова, Б.В. Куприянов), в том числе, по курсу «Теория и методика воспитания. Педагогика межнационального общения».

Таблица «Формы гражданского воспитания учащихся 5 (9 класса)»

Авторы

Типологии форм воспитательной работы

Перечень

Е.В. Титова

мероприятия

дела

игры

Б.В. Куприянов

статичные

статично-динамичные

динамико-статичные