ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.08.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
В соответствии с заданием № 2, письменно подготовьте яркое и краткое выступление для учащихся (возраст – на выбор студента) на тему «Гордость России» (метод гражданского воспитания – рассказ о настоящем гражданине своего Отечества). Главное, чтобы рассказ о гражданине Отечества был эмоциональным, содержал интересные для детей факты о конкретном человеке, мог затронуть чувства детей определённой возрастной категории.
Задание № 3 требует от студентов работы в составе группы, которая предполагает, во-первых, просмотр одного из телевизионных дискуссионных проектов («К барьеру», «Пусть говорят», «Открытая студия», «Времена», «Познер», «Культурная революция», «После смерти», судебные заседания, «НТВ-ники», «Гордон Кихот» и др.), во-вторых, определение её методики, а, в-третьих, возможностей его применения для решения задач образовательного процесса.
Чтобы просмотреть телепередачу, необходимо воспользоваться возможностями сети. При анализе программы и разработке её методики, не забывайте, что форма воспитательной работы инвариантно включает этапы – проектирования (диагноз, целеполагание, планирование); этап реализации замысла (внутри дискуссии – инвариантных 3 этапа); а также этап педагогического анализа. Однако этап собственно обсуждения может иметь различные этапы в зависимости от формы дискуссии. Следовательно, группа студентов должна написать развёрнутую цепочку этапов организации и проведения дискуссии. При этом студенты должны делать свои предположения, поскольку в телевизионном проекте зрителям демонстрируется только «вершина» организаторской деятельности – собственно ход обсуждения той или иной проблемы.
Наконец, важный вопрос состоит в и том, чтобы дать рекомендации о применении той или иной дискуссионной технологии из телевизионного проекта в образовательном процессе школы. Для этого студенты должны тщательно взвесить возможности педагогического коллектива (кадровые, материально-технические, содержательные и пр.) для проведения дискуссии в форме, предлагаемой в телевизионной передаче.
Кроме того, студенты самостоятельно в составе творческих микрогрупп должны разработать методику выборов учащихся в совет старшеклассников школы (задание № 4), исходя из следующих критериев эффективности мероприятия: демократичность, активность учащихся; массовость; эмоциональность, реальность, достижимость.
Нужен такой вариант проведения выборов, в ходе которого учащиеся смогли бы освоить процедуру демократических выборов, в рамках которой они смогли узнать, как работает избирательная комиссия, происходит выдвижение кандидатов в совет старшеклассников; освещение в СМИ избирательной кампании; участие избирателей в процедуре ознакомления с программами кандидатов, в процедуре голосования и пр. Кроме того, избирательная кампания должна стать ярким, запоминающимся делом, в котором приняли бы участие учащиеся различных параллелей классов и пр.
Практическое занятие № 4
Тема: Модели гражданского воспитания в современной школе. Опыт реализации гражданского воспитания в общеобразовательных учреждениях России (2 часа)
Самостоятельная работа
Задание № 1 (13). Изучите письмо Минобразования Российской Федерации «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации», объясните, каковы основные элементы демократического уклада образовательного учреждения, прокомментируйте соответствующие положения документа.
Задание № 2 (14). Разработайте «Конституцию жизни в классе» (для учащихся начальных классов).
Задание № 3 (15). Скачайте с сайтов какого-либо общеобразовательного учреждения Российской Федерации программу гражданского воспитания учащихся и в письменном виде охарактеризуйте достоинства и недостатки данной программы.
Задание № 4 (16). Изучите материалы об организации гражданского воспитания в школах г. Костромы, заполните таблицу «Организация гражданского воспитания в системе образования городского округа г. Кострома».
Рекомендации по подготовке к занятию
Выполнение задания № 1 предполагает внимательное прочтение текста документа, определение основных элементов демократического уклада образовательного учреждения. Кроме того, в понимании сущности и составляющих демократического уклада образовательного учреждения студентам помогут положения документа – Письмо Минобразования России «Рекомендации по совершенствованию «уклада школьной жизни» в условиях обновления структуры и содержания общего образования» (2001 г.).
В составе микрогрупп студенты должны к занятию разработать «Конституцию жизни в классе» (для учащихся начальных классов), которая, являясь локальным правовым документом класса, выступает основой для формирования демократического уклада жизни в классе при условии её разработки, прежде всего, самими учащимися (задание № 2). Примером такого документа может стать Конституция класса, представленная в книгах: Кумекер Л. Свобода учиться, свобода учить: Пособие для учителя [Текст]/Л. Кумекер, Д.С. Шейн. – М.: Народное образование, 1994. – 160 с.; Цырлина Т.В. Школьный мир современной Америки [Текст]/ Т.В. Цырлина, Т.Н. Курилова; под общ. ред. Т.В. Цырлиной. – Курск, 1992. – 201 с.
Задания №№ 3, 4 предполагают, что каждый студент знакомится с системой гражданского образования (воспитания) в различных образовательных учреждениях России, г. Костромы на основе изучения материалов сайтов конкретных школ регионов Российской Федерации.
Чаще всего, на сайтах представлены программы гражданского воспитания, принятые в учреждениях, информация о проведении различных мероприятий, осуществлении социальных проектов. Анализируя информацию, представленную на сайтах образовательных учреждений, помните, что гражданское воспитание представляет собой систему, включающую целевой, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный, аналитико-результативный компоненты, поэтому в сообщении о системе гражданского воспитания в том или ином образовательном учреждении должны быть представлены все составляющие системы.
Заполните таблицу «Организация гражданского воспитания в системе образования городского округа г. Кострома»
Таблица «Организация гражданского воспитания в системе образования городского округа г. Кострома»
Характеристики организации гражданского воспитания |
образовательные учреждения г. Костромы |
||||
МБОУ СОШ № |
МБОУ СОШ № |
МБОУ СОШ № |
МБОУ СОШ № |
МБОУ СОШ № |
|
общее |
|
|
|
|
|
особенное |
|
|
|
|
|