ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
При пропуске одного из этапов, воспитательная работа теряет смысл. Не выдвигая задач нельзя судить о результатах, а не анализируя проведенную работу и ее результаты невозможно поставить задачи для будущей деятельности.
Логика выполнения конкретных действий, т.е. их логическая последовательность, как правило субъективна и зависит от выбранной тактики. Если же «тактическая логика» вступает в противоречие с объективной логикой воспитательного процесса, она дает сбой, разрушает общий метод организации. С т.з. логики нецелесообразны педагогические действия, которые не ведут к достижению воспитательной цели и решению стратегических педагогических задач. Случайно выбранная форма, случайное средство, необдуманный метод могут разрушить общую логику воспитательного процесса. Воспитательный процесс должен быть последовательным. Это значит не только сам порядок действий, но и логически последовательную позицию педагога в использовании средств, методов и приемов. Например, случайная отмена установившейся традиции анализа проведенного дела не только разрушает логику внешней организации жизни детского коллектива, но и в сознании воспитанников появляется сомнение в обязательности анализировать свою деятельность
Итак, общая логика воспитательного процесса носит объективный характер и на практике ею следует руководствоваться как законом, а нарушение закона чревато последствиями.
V
Система – это совокупность определенным образом связанных элементов, образующих единое целое.
Воспитательная система – внутренне интегрированное единство воздействия всех воспитательных средств, действий, факторов, организационных форм, принятых в данном учреждении для реализации педагогических целей.
Воспитание как система представляет собой единство следующих компонентов:
- целевой;
- мотивационный;
- содержательный;
- операционно-деятельностный;
- результативный.
Интеграционное единство системы достигается через осуществление двух взаимосвязанных деятельностей – деятельности педагога-воспитателя и деятельности воспитанника.
Графически воспитание как систему можно представить так:
Педагог |
Цель
|
Ребенок |
Мотив
|
||
Содержание
|
||
Методы Средства Деятельность
|
||
Результат
|
Далее воспитание как процесс, деятельность и общение см. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – С.17-38.
Тема 2. Воспитательные системы школы.
План
1.Основные понятия, признаки и классификация воспитательных систем.
2.Общая модель воспитательной системы. Характеристика основных элементов.
3.Этапы становления и развития воспитательных систем.
I.
Многие педагоги у нас в стране и за рубежом пришли к выводу, что воспитание – это особая сфера пед. деятельности и она не может рассматриваться как дополнение к обучению и образованию. В свою очередь, задачи обучения и образования не могут быть эффективно решены без выхода педагогов в сферу воспитания, следовательно необходим системный подход к пед. процессу. К системному подходу педагогов привели интеграционные процессы в сфере воспитательной деятельности, которые заставили рассматривать учебное заведение как нечто целое, как единый организм, в котором все взаимосвязано и подчиняется некой общей идее. Практика отдельного педагогического средства терпит фиаско, необходим не прием, не метод (как бы «универсален» он ни был), а система, хотя до сих пор еще бытует мнение, что можно заниматься и совершенствовать отдельно нравственное, отдельно умственное, отдельно физическое воспитании и т.д.
Системный подход рассматривает любой элемент школьной жизни с т.з. его тесной взаимосвязи, в отношении к целому социально-педагогическому организму школы. В разных источниках более 40 определений системы и различных родственных понятий. Среди них воспитательная система рассматривается как особая категория, включающая в себя систему других понятий и категорий. Эти родственные понятия следует различать.
Система - совокупность определенным образом связанных элементов, образующих единое целое.
Педагогическая система - любое объединение людей, специально созданное для реализации целей обучения и воспитания.
Воспитательная система - внутренне интегрированное единство воздействия всех воспитательных средств, действий, факторов, организационных форм, принятых в данном учреждении для реализации педагогических целей.
Воспитательная система школы комплекс целей, деятельности по их реализации, отношений, рождающихся в этой деятельности между ее участниками, управляющих действий педагогов и самих детей, а также влияний освоенной школой среды.
Система воспитательной работы - чаще всего понимается как совокупность некоторых воспитательных дел, форм, мероприятий, подобранных целенаправленно.
Воспитательная работа - организованная коллективная (групповая) деятельность, включающая воспитанников в запланированные педагогом отношения и выполняющая функцию перевода социальных значений окружающей жизни в личностный смысл.
Как феномен педагогической действительности, воспитательные системы школы существовали задолго до появления соответствующей терминологии и теоретического осмысления данного педагогического явления. Оно было описано и разработано в трудах Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, А.Г. Куракина и др.
Не каждую школу можно считать воспитательной системой. В педагогической литературе определяются признаки воспитательной системы школы.
-
Целостность - несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость из какой-либо части системы ее свойств как целого.
-
Структурность – связи и отношения элементов системы упорядочиваются в определенную структуру, которая определяет поведение системы в целом.
-
Взаимосвязь системы со средой. Характер системы может быть закрытым или открытым: 1-й - если она ничего не изменяет в этой среде и 2-й – если оказывает определенное влияние на среду.
-
Иерархичность – каждый компонент системы м.б. в свою очередь представлен как система, в которую входят другие подсистемы.
-
Множественность описания: каждая система – это сложный объект, отображение которого не м.б. сведено к односторонней картинке.
-
Целеустремленность – система разрабатывает перспективы своего развития.
-
Самоорганизация – система способна сама менять свою структуру.
-
Специализация – у каждой воспитательной системы школы «свое лицо», своя специализация.
-
Синхронность – и взрослые, и дети действуют единодушно, как бы «на одной волне», в одном направлении.
-
Интеграция – нельзя «выбросить» ни один элемент, в условиях их взаимосвязи происходит их взаимоусиление.
При всем обилии воспитательных систем их нельзя свести к одному типу, надо учитывать их своеобразие. В то же время у многих систем есть общие черты. В связи с этим разработаны классификации воспитательных систем.
В.М. Басова выделяет на основе действенности системы – 1.идеальные или иллюзорные (те, которые мы хотели бы создать, но в реальной жизни их еще нет); - 2.реальные или уже существующие. По другому критерию ( по типу создания), выделяются – 1. административные, - 2. творческие, - 3.смешанные.
Административные – создаются на основе спущенных сверху указаний, в которых определяются границы дозволенного для учителей и детей, т.о., все школы – административные системы.
Авторские – характеризуются нетрадиционностью и разнообразием методических приемов, обеспечивающих эффективность в обучении и воспитании, наличием особой атмосферы творчества в жизни коллектива.
Смешанные – синтез двух предыдущих; в таких системах сочетаются элементы двух программ – обязательной и творческой, которая рождена поисками самого коллектива. Они соединяются по принципу матрешки: внешняя - административная, внутри – творческая программа школы. Административная система имеет регламентации, творческая – новации.
По классификации А.Г. Кирпичника существуют деятельностные, общенческие и организационные воспитательные системы.
Деятельностная - общешкольный коллектив действует как единый, усилия его направлены на общее дело изменения окружающей жизни в школе и за ее пределами. Общенческая – строится на базе общения, чтобы всем в коллективе было хорошо, ощущается забота друг о друге, используются интересные формы работы. Организационные – общие усилия направлены на поддержание дисциплины и порядка. Право на существование имеют все системы, но любая воспитательная система тогда лишь хороша, когда она включает и деятельность, и общение, и организацию. У каждой воспитательной системы своя история, технология, и не может быть сведена к каким-либо элементам.
Л.Ф. Спирин предложил выделить 3 группы систем:
Большие – системы образования РФ, республики, региона, система высшего образования и т.д. В них нет непосредственного взаимодействия между всеми участниками системы.
Средние – школа, вуз, ДТЮ и т.д. – здесь отношения взрослых и детей как опосредованные, так и непосредственные.
Малые – такие группы людей, где взрослые и дети взаимодействуют друг с другом непосредственно – класс, хор, кружок, секция.
Каждая воспитательная система относится к определенной классификационной группе. Рассматривая школу как воспитательную систему, В.А. Караковский определяет ее основные функции:
- интегрирующая – приводит к соединению в одно целое ранее разрозненные компоненты, несогласованные действия;
- регулирующая – направлена на упорядочивание воспитательного процесса и на управление им,
- развивающая – обеспечивает динамику поступательного развития и оптимизацию функционирования системы.