ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
Типажи в структуре детского коллектива
Нередко в отряде возникают подгруппы, группировки и микрообъединения. С позиции отрядных норм и правил эти группировки могут иметь позитивную и негативную окраску. Чем ниже статус участника группировки как члена детского коллектива, тем меньше он подчиняется коллективным нормам. Члены детского коллектива с высоким статусом в группе могут соблюдать нормы до завоевания позиций лидера, а став лидерами, могут пренебрегать менее важными нормами, особенно если это не вызывает критических замечаний со стороны ребят и руководителей. В группировки объединяются дети, испытывающие потребность в более близких, теплых отношениях, чем те, которые они получают в отряде, а также испытывающие потребность в подчинении или превосходстве, причем в этом случае они часто объединяются в одну иерархическую группировку. Иногда один, но сильный «антилидер» подбирает себе в подчинение довольно большую часть детского коллектива, вызывая тем самым серьезный конфликт в отряде. Случаи антагонизма между группировками в отряде – вещь довольно частая, обычная и нужная, если между группами детей есть здоровое соперничество. Правильное конструктивное разрешение конфликтов движет вперед и развивает детский коллектив. Чтобы увеличить сплоченность группы, необходимо заранее, в самом начале совместной деятельности представить детям в положительном ключе самые важные нормы и правила отрядной жизни, которые определяют тип «хорошего» поведения. В ходе совместной работы руководитель должен быть образцом выполнения этих правил и поощрять детей, принимающих норму. Помогают преодолеть вражду между конкурирующими группировками и дела, которые требуют взаимной зависимости и сплоченности всех членов коллектива (соревнования, КВН с соседним отрядом, сложный поход, аварийная или чрезвычайная ситуация и др.) Подведем итог, перечислив основные ролевые позиции. Лидеры – опора руководителя коллектива. Важно, чтобы «лидер» не был формальным (искусственно назначенным взрослым), а был признан самими детьми. Выявить таких лидеров Вам помогут игры на лидерство. В коллективе, кроме того, всегда будет «душа компании», человек, которому доверяют все тайны, к которому приходят за поддержкой. Ответственное дело доверенное «душе компании» обречено на успех, все ребята готовы ему помочь. Только злоупотреблять этим не стоит. В детском обществе может встретиться неявный лидер, как правило он не лидирует, но очень сильно влияет на ритмику детского коллектива – «серый кардинал». Желательно выявить таких ребят и использовать их способность,чтобы через них влиять на общий настрой всех детей.
«Аутсайдер» - ребенок не принятый коллективом – самая сложная ситуация, которая может сложиться. Она потребует от Вас всей деликатности и всего профессионализма. Почаще проводите игры на сплочение, случайной жеребьевкой включайте этого ребенка в различные пары.
Стили руководства временным детским коллективом.
Стиль общения в летних оздоровительных лагерях между воспитанниками и педагогами может быть определен, как «согласительный», или «конвенционный» (установленный на основании конвенции – договора, соглашения).
Возникающие в летних лагерях
межличностные отношения имеют в своей основе свободу мнений, настрой на отдых, юмор, игру, позитивные эмоции.
Настоящий, сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, поэтапно, чему способствует совместная деятельность ребят – участников групп. В зависимости от стадии развития детского коллектива используются различные стили руководства им. Приказание: • четкая постановка цели и инструкция для ребят; • часто проводится инструктаж; • уточнение, как поняты ребятами конкретные задания; • кратко с каждым исполнителем уточняются его действия; • проверяется выполнение заданий; • отмечаются ошибки и хорошо выполняемые поручения; • требовательность, но тактичность.
Распределение и стимулирование:
• оценивание и учет в работе индивидуальностей характеров ребят; • выявление общих интересов; • при необходимости даются задания; • похвала в присутствии других ребят; • недостатки разбираются наедине; • поощрение за позитивную самостоятельную деятельность.
Участие в принятии решений:
• ставится цель без уточнения способов достижения; • ограничиваются прямые указания и контроль; • создается система самоконтроля; • проводятся консультации по отдельным проблемам; • поощряются высказанные замечания; • детям предоставляется больше самостоятельности; • педагог контролирует ситуацию.
Передача полномочий:
• оказывается поддержка и помощь, если ребята просят о ней; • педагог избегает вмешательства в дела без особой необходимости; • контроль не ослабляется; • соизмеряются возможности ребенка и сложность задания; • хвалить ребят нужно как можно чаще. Таким образом, можно выделить признаки стиля: порядок распределения обязанностей; методы подготовки, принятия и организации выполнения решений; формы контактов с воспитанниками и контроль за их деятельностью. Реализуя определенный стиль руководства, педагог решающим образом влияет на формирование того или иного типа взаимоотношений в коллективе. Психолого-педагогические условия развития временного детского коллектива. • Установление положительных отношений между взрослыми и детьми, формирование нравственного климата во временном коллективе; • Продуманная и спланированная организация жизнедеятельности детей и педагогическое управление временным детским коллективом; • Единые педагогические требования; • Разнообразная деятельность (спортивная, интеллектуальная, художественно-прикладная, трудовая, творческая); • Создание ситуации значимости (референтности) и успеха для каждого члена временного детского коллектива. • Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей жизни отряда, лагеря. Таким образом, для развития временного детского коллектива необходимы рассмотренные выше психолого-педагогические условия, позволяющие сплотить детей, наладить дружеские взаимоотношения, научить ребят находить компромисс, "примерять” разные социальные роли – быть и лидером, и ведомым, сформировать умение входить в группу и не растворяться в ней