ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.08.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
Маршалл определяет и ситуацию увеличения спроса, которая геометрически изображается сдвигом кривой спроса вверх или, что то же самое, вправо и, может быть, некоторым изменением ее кривизны.
Далее Маршалл переходит от индивидуальной кривой спроса к рыночной, которую можно вывести для крупных рынков, где «специфические особенности потребностей отдельных лиц уравновешивают друг друга в сравнительно закономерной динамике общего спроса». Применительно к таким рынкам он формулирует «общий закон спроса: чем больше количество товара, которое имеется в виду продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена, чтобы он мог найти себе покупателей, или, другими словами, количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при повышении цены».
Эластичность спроса.
Хотя идея эластичности спроса не является в чистом виде изобретением Маршалла (более ранние варианты ее содержатся у Курно, а также в работе Ф. Дженкина 1870 г.), систематическое описание этого понятия и его превращение в категорию экономического анализа всецело представляет собой заслугу автора «Принципов...». Маршалл также сделал эластичность универсальной категорией, впервые применив это понятие не только к спросу на товары, но и к спросу на факторы производства, а также к предложению. Количественным выражением эластичности спроса является отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены. По мере изменения цены товара эластичность спроса на него также изменяется. Общее правило для товаров широкого потребления состоит в том, что «эластичность спроса велика при высоких ценах, велика или по крайней мере значительна при средних ценах, но по мере снижения цен сокращается и эластичность спроса, причем она постепенно вовсе исчезает, если падение цен столь сильно, что достигается уровень насыщенности спроса». Однако дополнительные сложности вносят различия в эластичности спроса на одно и то же благо со стороны разных имущественных классов: богатых, среднего класса и бедных, — которым Маршалл уделяет большое внимание. В качестве примера он берет спрос на зеленый горошек. Спрос богатых на это продукт, как правило, неэластичен. Эластичность спроса среднего класса вначале высока, но сокращается по мере снижения цены и исчезает при насыщении спроса. Что же касается бедных, то их спрос остается эластичным и при очень низких ценах.
Для построения кривой общего спроса на данный товар спрос отдельных классов надо суммировать. Так как средние и бедные слои общества более многочисленны, чем богатые, то совокупный спрос на товары широкого потребления обычно бывает эластичным.
Маршалл сформулировал некоторые закономерности, которым подчиняется эластичность спроса. Более эластичным является спрос, на товары, обладающие следующими свойствами:
1) они не являются жизненно необходимыми;
2) доля расходов на них в потребительском бюджете велика;
3) изменение цен на них длительно;
4) они имеют большое количество товаров-заменителей;
5) они имеют большое количество способов употребления (при повышении цены от некоторых из них можно отказаться).
Потребительский излишек.
Пожалуй, наиболее ориентированной на практическое применение категорией в экономической теории Маршалла является потребительский излишек. По словам Дж. Хикса, теория потребительского излишка была признана самой значительной новинкой в «Принципах экономической науки в год их опубликования. Опять-таки соответствующая идея впервые была высказана до Маршалла Жюлем Дюпюи. Но имя и широкое употребление понятие потребительского излишка получило от Маршалла. Потребительским излишком (в русском переводе он называется потребительским избытком) Маршалл называет «разницу между ценой, которую покупатель готов был бы уплатить, лишь бы не обойтись без данной вещи, и той ценой, которую он фактически за нее платит». Эта разница представляет собой «экономическое мерило его добавочного удовлетворения». В качестве примера Маршалл приводит случай с покупателем чая, для которого функция спроса описывается следующим образом:
Цена (в шиллингах) Величина
спроса (в фунтах)
20 1
14 2
10 3
6 4
4 5
3 6
2 7
Это означает, что полезность первого фунта оценивается в 20 шиллингов, второго — в 14, третьего — в 10 и т.д.
Предположим, что рыночная цена чая — 2 шиллинга за фунт и наш покупатель приобретает 7 фунтов любимого напитка, истратив 14 шиллингов. Тогда общая полезность или «подлинная ценность», которую он при этом получает, измеряется суммой 20 + 14 +...+ 2 = = 59 шиллингов, а потребительский излишек равен 59 — 14 = 45 шиллингам. Его можно трактовать как дополнительное удовольствие, которое потребитель получает, покупая за свои 14 шиллингов именно чай, а не какой-нибудь другой товар, ценность которого не превышала бы заплаченные за него 14 шиллингов. Соответственно, общую полезность, которую покупатель получает, приобретая некоторое количество единиц блага, можно описать суммой его стоимости (цена или предельная полезность, умноженная на приобретенное количество) и потребительского излишка.
Если предположить, что вкусы людей приблизительно равны, а денежная единица представляет для них одинаковую ценность, то понятие потребительского излишка можно распространить на совокупное потребление данного товара, что позволило Маршаллу заложить основы современной экономической теории благосостояния.
Потребительский излишек получают, естественно, и потребители общественных благ, предоставляемых бесплатно. Если при расчете общественного благосостояния ограничиться только стоимостью платных благ и услуг, мы получим сильно заниженную оценку.
3. Анализ издержек и предложения.
В области анализа предложения и издержек Маршалл уделял особое внимание тенденциям к возрастающей или убывающей отдаче при росте объемов производства.
Этот круг проблем анализируется в книге IV. Здесь Маршалл приходит к выводу, что тенденция к убывающей отдаче связана с использованием природных факторов производства, тогда как идущее от человека усовершенствование организации (организацию Маршалл включает помимо земли, труда и капитала в число факторов производства) ведет к возрастанию отдачи от масштабов производства. Причиной этой последней тенденции является экономия: «внутренняя» (от организаторских способностей и технологических усовершенствований внутри фирмы) и «внешняя» (зависящая от общего роста всей данной отрасли производства — видимо, имеется в виду экономия от сосредоточения предприятий одной отрасли в одних и тех же центрах — агломерациях: доступность специальной информации, квалифицированного труда, специализированной техники по более низкой цене). Поэтому в сырьевых отраслях, включая сельское хозяйство, господствует закон убывающей отдачи (возрастания издержек при увеличении масштаба производства), в отраслях, где стоимость сырья играет небольшую роль, действует, согласно Маршаллу, закон возрастающей отдачи или снижения издержек.
4. Равновесная цена и влияние фактора времени.
Как уже отмечалось, равновесие спроса и предложения - это центральная тема «Принципов...». Она разрабатывается Маршаллом в книге V.
В отличие от австрийцев Маршалл считает изолированные бартерные сделки более сложными для анализа, чем систему купли-продажи. Дело в том, что при изолированном обмене «каноэ на ружье» подлинное равновесие может быть достигнуто только случайно: при наличии конкуренции каждый участник обмена, вероятно, был бы готов отдать больше, чем фактически отдал. Не склонен Маршалл рассматривать и куплю-продажу неоднородных, уникальных благ: картин старых мастеров, редких монет и т.д. Таким образом, в центре внимания Маршалла находятся «торговые сделки, повседневно встречающиеся в современной жизни».
Маршалл настаивал на том, что равновесная цена имеет смысл только применительно к определенному периоду. Использованный Маршаллом способ учета фактора времени в экономическом анализе является одним из важнейших его вкладов в современную экономическую теорию. Излагая в книге V свою теорию равновесия спроса и предложения, Маршалл подчеркивает, что она всякий раз имеет смысл только для определенного периода времени. В качестве примера он приводит рынок свежей рыбы, на котором не может существовать никаких запасов.
Рыночный день. Каждый день на рыбном рынке складывается специфическая ситуация, главным образом из-за случайных колебаний улова, связанных с погодными условиями и т.д. Улов, т.е. величина предложения рыбы, не поддается изменению и является фиксированным. Этим и определяется временное равновесие спроса и предложения в данный рыночный день. Соответственно, будут наблюдаться случайные ежедневные колебания цен на рыбу. Издержки производства не играют в этих колебаниях никакой роли, цена на рыбу определяется соотношением ее наличия и спроса на нее. Но, согласно Маршаллу, эти колебания происходят вокруг некоего центра, который он называет нормальной ценой. Эта нормальная цена складывается в течение «нормального периода». Этот период должен быть «короче периода существования рассматриваемого рынка», т.е. за этот период мода и вкусы должны быть постоянными, никакой новый заменитель не должен влиять на спрос и никакое новое изобретение не должно воздействовать на предложение.
Нормальный период может быть кратко- и долгосрочным. Факторы, влияющие на формирование равновесной цены, в каждом из этих двух случаев будут различны.
Краткосрочный период. В этот период возможны изменения как спроса, так и реагирующего на него предложения. Загрузка мощностей может возрасти, но их величина остается неизменной — инвестиции не допускаются. В качестве примера Маршалл приводит случай, когда спрос на рыбу увеличился вследствие падежа крупного рогатого скота и соответствующего повышения цен на мясо. Краткосрочный период (в данном случае он, по оценкам Маршалла, составит 1— 2 года) характеризуется тем, что предложение рыбы может быть увеличено, но в ограниченном размере. Количество рыбаков и величина их производственных мощностей остаются фиксированными (переквалификация работников других специальностей и инвестиции в расширение мощностей не осуществляются, так как они не успеют окупиться), но загрузка их увеличивается. Рыбаки будут чаще выходить в море или начнут использовать старые лодки или суда, не построенные специально для рыбной ловли. Естественно, это приведет к увеличению удельных издержек, но вызванное ростом спроса увеличение цены должно его компенсировать (иначе такая ситуация не будет равновесной). В итоге мы имеем, говоря словами Маршалла, ситуацию, когда «увеличение объема спроса повышает нормальную цену предложения», а если говорить более привычным современным языком, ситуацию, когда кривая спроса сдвинулась вверх и пересекла кривую предложения в более высокой точке. Это значит, что здесь в определении равновесной цены играют роль изменения как спроса, так и издержек.