Файл: Конспект по организации, управлению.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.08.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Конспект

Тема 1 Управление как особый вид профессиональной деятельности

Тема 2 Эволюция теории управления

Тема 3 Особенности управленческой деятельности в системе социальной работы

Основные проблемы управления в социальной сфере и способы их решения

Социальная организация

В Экономическаяпотребителипоставщикиценыинвестициирабочая силафин. И налог. Политика конкурентынутренняя и внешняя среды организации

Структура управления системой социальной защиты и социального обслуживания населения в рф

Тема 4 Планирование деятельности учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения

Структура планирования как функции управления

Виды планирования

Классификация целей организации

«Дерево целей» организации

Общая схема планирования

Классификация методов планирования

Организационная деятельность

В учреждениях социальной защиты

И социального обслуживания населения

Алгоритм процесса организации

Типы делегирования полномочий

Классификация организационных структур

Тема 6 Мотивация труда сотрудников учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения

Тема 7 Контроль как функция управления социальной работой

Параметры контрольной деятельности

Тема 8 Методы управления организацией

Методы управления

Экономические методы управления

Административные методы управления

Тема 9 управленческие решения

Процесс принятия решения

Тема 10 Организационные и управленческие отношения в организации. Руководство коллективом

Параметры команды

Этапы жизни группы

Способы влияния

Тема 11 Управление персоналом учреждений системы социальной работы

Преимущества и недостатки

2. «Введение нового работника в трудовой коллектив»: представление сотрудника на рабочем месте.

3. «Введение в режим организации»: знакомство с содержанием работы предприятия, характером его деятельности, знакомство с культурой организации.

4. Знакомство с должностной инструкцией.

Критерии, показатели и способы оценки персонала

Тема 12 Фэсилити-менеджмент в системе социальной работы

Тема 13

Информационный менеджмент

В учреждениях социальной защиты и

Социального обслуживания населения

Тема 14 Организационно-экономические основы деятельности социальных служб

Тема 15

Оценка эффективности деятельности

Учреждений социальной защиты и

Социального обслуживания населения

Конспект

лекций

Тема 1 Управление как особый вид профессиональной деятельности

Сущность управления

Научно-теоретические основы управленческой деятельности

Специфика труда управленческого персонала

УПРАВЛЕНИЕ – это

систематически осуществляемое сознательное, целенаправленное воздействие людей на общественную систему в целом

или на ее отдельные звенья (производство, социальную и духовную жизнь, отрасли экономики, предприятия, организации и т.д.)

с целью сохранить качественную специфику системы,

обеспечить ее эффективное функционирование и развитие,

обезопасить от внешних и внутренних разрушительных воздействий.

Управление = действующие лица + взаимодействия = SbOb

(организации, группы лиц, (целенаправленные,

индивидов и т.д.) научно обоснованные,

последовательно осуществляемые,

изменяющие поведение участников

процесса управления)

управление ≠ менеджмент – это

(уровень отдельной организации)

профессионально осуществляемое управление любой хозяйственной деятельностью организации в рыночных условиях, направленное на повышение эффективности деятельности путем рационального использования ресурсов, повышение конкурентоспособности продукции и услуг организации

Теоретические подходы к управлению

ПРОЦЕССНЫЙ

СИСТЕМНЫЙ

СИТУАЦИОННЫЙ

планирование → организация → мотивация → контроль → (∞)*

система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого (может быть открытая и закрытая);

подсистемы представляют собой части больших сложных систем, часто сами являются системами.

ситуация – конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время


ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ – это

вид деятельности работников аппарата управления, основанный на разделении и кооперации управленческого труда, характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления.

общие

специальные

конкретные

в соответствии с этапами процесса управления

в соответствии со сферами деятельности организации

в соответствии с управляемым ресурсом

Планирование

Управление основным производством

Управление финансами

Организация

Управление вспомогательным производством

Управление оборудованием

Мотивация

Управление материально-техническим снабжением

Управление недвижимостью

Контроль

Управление сбытом

Управление материальными ресурсами

Управление НИОКР

Управление персоналом

Управление продукцией и услугами

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ – это

основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ

(по Т. Питтерсу и Р. Уотерману)

ОРИЕНТАЦИЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХА

БЫТЬ ВСЕГДА ЛИЦОМ К КЛИЕНТУ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ

ВЕРНОСТЬ СВОЕМУ ДЕЛУ

СВЯЗЬ С ЖИЗНЬЮ

СВОБОДА И ЖЕСТКОСТЬ ОДНОВРЕМЕННО

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ


УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ – это

самостоятельная группа профессиональных специалистов-руководителей, главная цель и содержание труда которых – управление ресурсами организации, обеспечение наиболее эффективного их использования и развития в соответствии с миссией организации.

Управленческий

персонал

РУКОВОДИТЕЛИ

институциональный уровень управления

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ

операции

аналитические

Управленческий труд

(разные виды знаний и объем времени на выполнение)

конструктивные

СПЕЦИАЛИСТЫ

управленческий уровень

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ

служебно-коммуникационные

распорядительные

контрольно-оценочные

координационные

ДРУГИЕ СЛУЖАЩИЕ (ТЕХНИЧЕСКИЕ ИСПОЛНИТЕЛИ)

технический уровень

ОПЕРАТОРНЫЙ

первично-счетные и учетные

документационные

коммуникационно-технические

вычислительные и формально-логические


Тема 2 Эволюция теории управления

История управленческой мысли

Развитие теории управления в России

Научная школа (1885 – 1920 гг.)

Первый систематизированный подход в истории управленческой мысли, связан с поиском наиболее продуктивного использования человеческих и материальных ресурсов. В числе первых исследователей в области научного управления можно назвать Ф.У. Тейлора, Фрэнка и Лилиан Гилбрет.

Классическая (административная) школа управления. (1920 – 1950 гг.)

Создание универсальных принципов успешного управления деятельностью организации, которую рассматривали как замкнутую систему и искали внутренние возможности повышения ее эффективности за счет совершенствования управления ею и путем создания основ для сотрудничества труда и капитала. Яркими представителями этой школы являются А. Файоль, Г. Эмерсон, Г. Форд.

Школа человеческих отношений и поведенческих наук. (С 1930г. по наст. время)

Суть школы человеческих отношений составляют управление межличностными отношениями и применение психологии и социологии. В рамках данной школы каждая организация рассматривается как социальная система.

Содержание теории человеческих отношений предполагает: развитие у рабочих чувства как индивидуальной, так и коллективной ответственности; создание на предприятии атмосферы «подлинной общности интересов»; переход от авторитета должности к авторитету знаний и профессионализма.

Большой вклад в развитие идей школы человеческих отношений внесли Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Э. Мейо, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт.

Количественная школа. (С 1950г. по наст. время)

Развитие и применение в управлении кибернетики, математической статистики, моделирования, прогнозирования и вычислительной техники.


В конце XIX-начале XX вв. в России шла ускоренная индустриализация, происходило становление управления.

В конце 20-х и начале 30-х гг. XX в. управление народным хозяйством в Советском Союзе было полностью централизованно. Функции стратегического управления сосредоточивались на уровне наркоматов (министерств) и высшего руководства страны. Предприятия и организации стали играть роль производственных подразделений. Лишь после ликвидации командно-административной системы сотни тысяч предприятий стали самостоятельными организациями.

В развитии советской управленческой мысли исследователи выделяют четыре периода: 20 - е, 30-50-е, 60-70-е и 80-е гг. XX в.

I

Самый плодотворный. допускались определенная самостоятельность исследований и свобода творчества. Среди ученых достаточно четко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-техническая (производственный процесс воспринимался больше как чисто технический, состоящий из совокупности распорядительных, планирующих, надзорных, контролирующих, регулятивных действий – А.А. Богданов-Малиновский «Концепция организационного управления»; О.Е. Ерманский «Концепция физиологического оптимума»; А.К. Гастев «Концепция узкой базы»; Е.Ф. Ротировинс «Производственная трактовка управленческих процессов») и социальная (Теория «организационной деятельности» П.М. Керженцева-Лебедева, Социально-трудовая концепция управления производством» Н.А. Витке, Теория «административной емкости» Ф.Р. Дунаевского).

II

Каждая организация оказалась послушным «винтиком» в сложном механизме планового управления народным хозяйством и его отраслями, поэтому большинство идей управленцев 1920-х гг. оказались забыты на долгие годы, кроме незначительной части, которая связана с организацией производственных процессов.

В это время в управлении утвердился отраслевой и народнохозяйственный подход.

III

Третий период был связан с новым этапом развития научно-технического прогресса, когда получило распространение технико-кибернетическое направление в управленческой теории и практике. В этот период стали формироваться АСУП (автоматизированные системы управления предприятием и производством) и шире применяться экономические методы управления. На этом этапе сформировалась концепция хозяйственного механизма как единства социальной, экономической и организационной систем.

IV

Разработка концепций системы управления экономикой в условиях перехода к рыночным отношениям.