ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.08.2024
Просмотров: 186
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1 Управление как особый вид профессиональной деятельности
Тема 2 Эволюция теории управления
Тема 3 Особенности управленческой деятельности в системе социальной работы
Основные проблемы управления в социальной сфере и способы их решения
Структура управления системой социальной защиты и социального обслуживания населения в рф
Тема 4 Планирование деятельности учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения
Структура планирования как функции управления
Классификация целей организации
Классификация методов планирования
В учреждениях социальной защиты
И социального обслуживания населения
Классификация организационных структур
Тема 6 Мотивация труда сотрудников учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения
Тема 7 Контроль как функция управления социальной работой
Параметры контрольной деятельности
Тема 8 Методы управления организацией
Экономические методы управления
Административные методы управления
Тема 10 Организационные и управленческие отношения в организации. Руководство коллективом
Тема 11 Управление персоналом учреждений системы социальной работы
2. «Введение нового работника в трудовой коллектив»: представление сотрудника на рабочем месте.
4. Знакомство с должностной инструкцией.
Критерии, показатели и способы оценки персонала
Тема 12 Фэсилити-менеджмент в системе социальной работы
В учреждениях социальной защиты и
Социального обслуживания населения
Тема 14 Организационно-экономические основы деятельности социальных служб
Оценка эффективности деятельности
Конспект
лекций
Тема 1 Управление как особый вид профессиональной деятельности
Сущность управления
Научно-теоретические основы управленческой деятельности
Специфика труда управленческого персонала
УПРАВЛЕНИЕ – это
систематически осуществляемое сознательное, целенаправленное воздействие людей на общественную систему в целом
или на ее отдельные звенья (производство, социальную и духовную жизнь, отрасли экономики, предприятия, организации и т.д.)
с целью сохранить качественную специфику системы,
обеспечить ее эффективное функционирование и развитие,
обезопасить от внешних и внутренних разрушительных воздействий.
Управление = действующие лица + взаимодействия = Sb ↔ Ob
(организации, группы лиц, (целенаправленные,
индивидов и т.д.) научно обоснованные,
последовательно осуществляемые,
изменяющие поведение участников
процесса управления)
|
управление ≠ менеджмент – это |
(уровень отдельной организации) |
|
|
|
профессионально осуществляемое управление любой хозяйственной деятельностью организации в рыночных условиях, направленное на повышение эффективности деятельности путем рационального использования ресурсов, повышение конкурентоспособности продукции и услуг организации |
Теоретические подходы к управлению |
||
|
|
|
ПРОЦЕССНЫЙ |
СИСТЕМНЫЙ |
СИТУАЦИОННЫЙ |
планирование → организация → мотивация → контроль → (∞)* |
система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого (может быть открытая и закрытая); подсистемы представляют собой части больших сложных систем, часто сами являются системами. |
ситуация – конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время |
ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ – это
вид деятельности работников аппарата управления, основанный на разделении и кооперации управленческого труда, характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления.
общие |
специальные |
конкретные |
в соответствии с этапами процесса управления |
в соответствии со сферами деятельности организации |
в соответствии с управляемым ресурсом |
Планирование |
Управление основным производством |
Управление финансами
|
Организация |
Управление вспомогательным производством |
Управление оборудованием |
Мотивация |
Управление материально-техническим снабжением |
Управление недвижимостью |
Контроль |
Управление сбытом |
Управление материальными ресурсами |
|
Управление НИОКР |
Управление персоналом |
|
|
Управление продукцией и услугами |
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ – это
основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций
СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ
(по Т. Питтерсу и Р. Уотерману)
ОРИЕНТАЦИЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХА |
БЫТЬ ВСЕГДА ЛИЦОМ К КЛИЕНТУ |
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ |
ВЕРНОСТЬ СВОЕМУ ДЕЛУ |
СВЯЗЬ С ЖИЗНЬЮ |
СВОБОДА И ЖЕСТКОСТЬ ОДНОВРЕМЕННО
|
|
|
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ |
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ – это
самостоятельная группа профессиональных специалистов-руководителей, главная цель и содержание труда которых – управление ресурсами организации, обеспечение наиболее эффективного их использования и развития в соответствии с миссией организации.
Управленческий персонал |
РУКОВОДИТЕЛИ
|
институциональный уровень управления |
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ
|
операции аналитические |
Управленческий труд (разные виды знаний и объем времени на выполнение) |
конструктивные |
|||||
СПЕЦИАЛИСТЫ |
управленческий уровень |
||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ |
служебно-коммуникационные |
||||
распорядительные |
|||||
контрольно-оценочные |
|||||
координационные |
|||||
ДРУГИЕ СЛУЖАЩИЕ (ТЕХНИЧЕСКИЕ ИСПОЛНИТЕЛИ) |
технический уровень |
||||
ОПЕРАТОРНЫЙ |
первично-счетные и учетные |
||||
документационные |
|||||
коммуникационно-технические |
|||||
вычислительные и формально-логические |
Тема 2 Эволюция теории управления
История управленческой мысли
Развитие теории управления в России
Научная школа (1885 – 1920 гг.) Первый систематизированный подход в истории управленческой мысли, связан с поиском наиболее продуктивного использования человеческих и материальных ресурсов. В числе первых исследователей в области научного управления можно назвать Ф.У. Тейлора, Фрэнка и Лилиан Гилбрет. |
|||
|
Классическая (административная) школа управления. (1920 – 1950 гг.) Создание универсальных принципов успешного управления деятельностью организации, которую рассматривали как замкнутую систему и искали внутренние возможности повышения ее эффективности за счет совершенствования управления ею и путем создания основ для сотрудничества труда и капитала. Яркими представителями этой школы являются А. Файоль, Г. Эмерсон, Г. Форд. |
||
|
Школа человеческих отношений и поведенческих наук. (С 1930г. по наст. время) Суть школы человеческих отношений составляют управление межличностными отношениями и применение психологии и социологии. В рамках данной школы каждая организация рассматривается как социальная система. Содержание теории человеческих отношений предполагает: развитие у рабочих чувства как индивидуальной, так и коллективной ответственности; создание на предприятии атмосферы «подлинной общности интересов»; переход от авторитета должности к авторитету знаний и профессионализма. Большой вклад в развитие идей школы человеческих отношений внесли Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Э. Мейо, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт. |
||
|
Количественная школа. (С 1950г. по наст. время) Развитие и применение в управлении кибернетики, математической статистики, моделирования, прогнозирования и вычислительной техники. |
В конце XIX-начале XX вв. в России шла ускоренная индустриализация, происходило становление управления.
В конце 20-х и начале 30-х гг. XX в. управление народным хозяйством в Советском Союзе было полностью централизованно. Функции стратегического управления сосредоточивались на уровне наркоматов (министерств) и высшего руководства страны. Предприятия и организации стали играть роль производственных подразделений. Лишь после ликвидации командно-административной системы сотни тысяч предприятий стали самостоятельными организациями.
В развитии советской управленческой мысли исследователи выделяют четыре периода: 20 - е, 30-50-е, 60-70-е и 80-е гг. XX в.
I
|
Самый плодотворный. допускались определенная самостоятельность исследований и свобода творчества. Среди ученых достаточно четко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-техническая (производственный процесс воспринимался больше как чисто технический, состоящий из совокупности распорядительных, планирующих, надзорных, контролирующих, регулятивных действий – А.А. Богданов-Малиновский «Концепция организационного управления»; О.Е. Ерманский «Концепция физиологического оптимума»; А.К. Гастев «Концепция узкой базы»; Е.Ф. Ротировинс «Производственная трактовка управленческих процессов») и социальная (Теория «организационной деятельности» П.М. Керженцева-Лебедева, Социально-трудовая концепция управления производством» Н.А. Витке, Теория «административной емкости» Ф.Р. Дунаевского). |
II |
Каждая организация оказалась послушным «винтиком» в сложном механизме планового управления народным хозяйством и его отраслями, поэтому большинство идей управленцев 1920-х гг. оказались забыты на долгие годы, кроме незначительной части, которая связана с организацией производственных процессов. В это время в управлении утвердился отраслевой и народнохозяйственный подход. |
III |
Третий период был связан с новым этапом развития научно-технического прогресса, когда получило распространение технико-кибернетическое направление в управленческой теории и практике. В этот период стали формироваться АСУП (автоматизированные системы управления предприятием и производством) и шире применяться экономические методы управления. На этом этапе сформировалась концепция хозяйственного механизма как единства социальной, экономической и организационной систем. |
IV |
Разработка концепций системы управления экономикой в условиях перехода к рыночным отношениям. |