ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.08.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
Неметаллические материалы.
Согласно проекту для изготовления гарнитура будут использованы вставки из керамики и фианиты.
Керамические массы - смеси различных глин, каолинов и многих других минералов. Массы являются основой любого керамического изделия и определяют практически все его свойства.
Часто пластичные керамические массы называют просто "глинами", пластичные массы, содержащие крупную крошку - "шамотами", массы в жидком виде - "шликером", и, наконец, массы в сухом виде - "порошком".
Выбор массы зависит от вида изделия, техники формования и декорирования, условий обжига.
Глины и литейные массы имеют множество характеристик. Некоторые важны для формования изделий, некоторые - для получения требуемых свойств конечного изделия, есть и такие, которые носят "скрытый" характер и проявляют себя в особых случаях или через большое время.
ИНТЕРВАЛ ОБЖИГА - эта характеристика важна, если в производстве существуют ограничения на температуру обжига. Минимальная температура это такая, ниже которой заведомо не получится прочный черепок. Максимальная температура - такая температура, выше которой начинается заметная деформация изделия, вспучивание и т.п. явления.
ЦВЕТ ЧЕРЕПКА - цвет после обжига (исходная глина часто бывает другого цвета). Терракоту изготавливают исключительно из красножгущихся глин, майолику - из красно-, светло- и беложгущихся глин, фаянс и фарфор - только из беложгущихся глин, для каменных изделий цвет черепка не имеет значения.
|
|
ТЕХНИКА ФОРМОВАНИЯ. Есть глины, чрезвычайно удобные для лепки, или для формования на гончарном круге, или для набивки толстостенных изделий. Различия здесь во многом условны и определяются опытом. Шликеры (литейные массы) пригодны исключительно для литья в гипсовые формы.
ВОДОПОГЛОЩЕНИЕ (плотность черепка) - числовая характеристика, указывающая на количество открытых пор в обожженном черепке. Чем меньше водопоглощение, тем плотнее и прочнее черепок. Фарфоровый черепок должен иметь водопоглощение точно меньше 1%. Такой же плотной обязана быть каменная масса. Крайне редко встречается водопоглощение свыше 20%, допустимое для декоративной майолики.
УСАДКА. Уменьшение размеров изделия в процессе сушки (воздушная усадка) и обжига (огневая усадка). Чем меньше усадка, тем меньше вероятность деформации изделия. Шамотные массы имеют, как правило, небольшую усадку.
ОТНОШЕНИЕ К СУШКЕ. Тонкие массы, содержащие в составе значительные количества глины, затрудняют выход паров воды из толщи отформованного изделия, часто имеют большую воздушную усадку. Такие массы чувствительны к режиму сушки. Тощие массы легче пропускают воду, меньше усаживаются, поэтому менее чувствительны к сушке. Легче всего переносят сушку шамотные массы, из них можно формовать изделия с толстыми стенками.
МОРОЗОСТОЙКОСТЬ. Эта характеристика относится к изделию в целом. Многие массы морозостойки сами по себе, но глазури на них могут начать шелушиться через 2-3 зимы.
|
|
Фианит — синтетический имитатор бриллианта, выращенный в искусственных условиях. Искусственный минерал, синтетический аналог природного минерала тажеранита.
Фианитом называют кубический диоксид циркония ZrO2 (сокращенно кубический цирконий — CZ; иногда его называют кубик циркония), который стабилизирован добавками оксида марганца, кальция и иттрия. Показатель преломления фианита — 2,17-2,18, (у алмаза — 2,42), на глаз эти два минерала довольно трудно различить. Дисперсия у фианита — 0,06. Для окрашивания бесцветного диоксида циркония в различные цвета и оттенки добавляются переходные и редкоземельные элементы. Добавки оксидов металлов определяют цвет (оттенок) фианита. Добавки оксидов церия придают жёлтый, оранжевый и красный цвет; хрома — зелёный цвет; неодима — пурпурный; эрбия — розовый; татана — золотисто-коричневый.
Назван фианит был в честь Физического института Академии наук СССР (ФИАН), где он был синтезирован в 1970 году. Это название (фианит) практически не используется за пределами бывшего СССР. За рубежом чаще применяют другие названия фианита: джевалит, даймонсквай и цирконит.
Блеском и игрой света фианиты уступают только алмазам, превосходя при этом все остальные камни. Невооруженным глазом отличить мелкие фианиты в ювелирном изделии от мелких алмазов довольно сложно. Фианит тяжелее большинства других драгоценных, полудрагоценных и искусственных камней, в том числе бриллианта, а ребра ограненного фианита немного закруглены, что также отличает его от бриллианта.
Технология изготовления керамических вставок.
Технология изготовления изделий сводится к четырем основным операциям: ФОРМОВАНИЕ, СУШКА, ДЕКОРИРОВАНИЕ, ОБЖИГ.
ФОРМОВАНИЕ. Изделия получают из масс пластическим формованием, шликерным литьем, прессованием. К первому варианту относятся лепка, набивка, раскатка на станках с шаблоном, вытягивание на гончарном круге. Если масса хорошо подходит для какого-то одного способа формования, ее обычно так и называют: "гончарная глина", "глина для лепки", "шамот для набивки". Однако практически любая масса может быть отформована любым способом при наличии у форматора достаточного опыта. Многие массы могут быть скорректированы по составу. Например, для улучшения пластичности можно ввести 3-10% комовой глины, для уменьшения деформации и улучшения сушильных свойств - шамотную крошку.
СУШКА. Главное требование к сушке - равномерность. Т.е. все участки изделия должны высыхать с одинаковой скоростью. При необходимости быстросохнущие тонкие кромки следует изолировать от потоков воздуха (укрывать тряпками, полиэтиленом). Чем быстрее сушка, тем меньше усадка. Чем толще стенки изделия, тем дольше они будут высыхать: если 1 см высыхает за 2 дня, то 2 см - за 4 дня, а 3 см - за 9 дней.
ДЕКОРИРОВАНИЕ. На сухое (или утильное) изделие наносят керамические краски, глазурь и т.п. декорирующие материалы.
Существует несколько техник декорирования керамики.
Объёмный декор – аппликация, рельеф, техника «паста на пасту», ангоб.
Углублённая орнаментация – резьба, штамповка, инкрустация, инкрустация со штампом, просвечивающий рисунок, гранение, ажурный декор, фарфоровое кружево, сграффито, травление.
Декоративная роспись – подглазурная роспись, глазурование, надглазурная роспись.
ОБЖИГ. Обжиг сырого изделия проводят за 5-20 часов, обычно за 8-12 часов до максимальной температуры. Важно, чтобы начало обжига было достаточно медленным во избежание взрыва изделия выделяющимися парами воды. Хорошее начало - до 200 градусов за 2-3 часа. Далее обычный темп нагрева составляет 1-3 градуса в минуту до конечной температуры.