ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.08.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
Практические занятия Практическое занятие № 1
Тема: Сущность гражданского воспитания учащихся. Нормативно-правовые основы гражданского воспитания учащихся в Российской Федерации. Проблемы гражданского воспитания учащихся в современных условиях (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
Развитие теории гражданского воспитания (образования): краткий исторический экскурс.
Понятия «гражданин», «гражданственность», «гражданское воспитание». «гражданское образование».
Нормативно-правовые основы гражданского воспитания в современных условиях.
Проблемы теории и практики гражданского воспитания на рубеже XX – XXI вв.
Литература:
Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. − М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. − 528 с.
Болотина Т.В. Политика гражданского образования / Т.В. Болотина // Преподавание истории в школе. − 2008. − №9. − С. 8-10.
Государственная программа «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006–2010 гг.» [Интернет-ресурс]. – Сайт schools.perm.ru– 13.09.2009.| 32Kb|. Режим доступаhttp://www.schools.perm.ru/ext/cgo/god_project.htm, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
Данилюк, А.Я.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.– 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 23 с.
Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с.
Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Сайт: http://www.constitution.ru/. 10.10.2012. |39Kb|. Режим доступа:http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm,свободный. – Загл. с экрана. – Яз. русский.
Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XXвека / Л.В. Кузнецова //Преподавание истории и обществознания в школе. − 2006. − №9. − С. 10-18.
О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 15 января 2003 г. № 13-51-08/13[Текст] //Вестник образования. – 2003. – № 11. – С. 14 – 25.
Педагогика: учеб. [Текст] /Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2005. – 432 с.
Рожков, М.И.Теория и методика воспитания/М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с.
Семыкина Е.Н. Гражданско-нравственное становление школьников в процессе воспитания / Е.Н. Семыкина // Воспитание школьников. − 2011. − №5. − С. 21-25.
Сластенин, В.А. Педагогика: учеб/В.А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – 10-е изд., стер. – М.: Академия, 2011. – 607 с. И предыдущие издания
Хрестоматия но истории школы и педагогики и России / сост. С. Ф. Егоров-2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1986.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А. И. Пискунов. - М. : Просвещение. 1981.
Практическое занятие № 2
Тема: Цели, ожидаемые результаты, содержание гражданского воспитания учащихся (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
Понятие о целях и результатах воспитания (личностно ориентированные, процессуальные, продуктивные).
Компетентностный подход в образовании. Общая характеристика Становление компетентности гражданственности в младшем школьном, подростковом, юношеском возрасте.
Понятия «содержание воспитания», «содержание гражданского воспитания».
Компетентность гражданственности: общая характеристика.
Формирование теоретических основ гражданской компетентности на различных ступенях обучения.
Потенциал внеурочной деятельности для формирования гражданской компетентности учащихся.
Система оценивания результатов гражданского образования.
Литература:
Болотина, Т.В.Гражданское образование в год гражданственности / Т.В. Болотина // Преподавание истории и обществознания в школе. − 2005. − №4. − С. 35-37.
Болотина, Т.В.Политика гражданского образования / Т.В. Болотина // Преподавание истории в школе. − 2008. − №9. − С. 8-10.
Государственная программа «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006–2010 гг.» [Интернет-ресурс]. – Сайт schools.perm.ru– 13.09.2009.| 32Kb|. Режим доступаhttp://www.schools.perm.ru/ext/cgo/god_project.htm, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
Гражданское образование: содержание и активные методы обучения [Текст]/ //Под редакцией Н.Воскресенской и С.Шехтера. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 215 с.
Зимняя, И.А.Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) / И. А. Зимняя // Высш. образование сегодня: реформы, нововведения, опыт: журнал. – 2006. –N8. – С. 20-26.(имеется электронный ресурс).
Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе [Текст]/ Л.Н. Боголюбов (руководитель), А.Т. Кинкулъкин., Л.Ф. Иванова, О.В. Кишенкова, Н.Ф. Виноградова, С.И. Козленко, Л.Л. Алексашкипа, Н.Н. Летрова., Е.Е. Вяземский // Преподавание истории и обществознания в школе – 2003. – № 9. – С. 19-34.
О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации Письмо Министерства образования Российской Федерации от 15 января 2003 г. № 13-51-08/13[Текст] //Вестник образования. – 2003. – № 11. – С. 14 – 25.
О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении (письмо Минобразования РФ от 02.04.02 № 13-51-28/13) [Текст] //Вестник образования России. – 2002. – № 14. – С. 34–40.
Педагогика: учеб. [Текст] /Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2005. – 432 с.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 454 с. – [Электронный ресурс]. – сайт standart.edu.ru. – 25.10.2012 |35Kb| – режим доступаhttp://standart.edu.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
Сластенин, В.А.Педагогика: учеб/В.А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – 10-е изд., стер. – М.: Академия, 2011. – 607 с. И предыдущие издания
Титова, Е.В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания: кн. для учителя [Текст] / Е.В. Титова. – М.: Просвещение, 1993.
Практическое занятие № 3
Тема: Методы, формы, методики и технологии гражданского воспитания учащихся (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
Понятие о методах, приемах, средствах гражданского воспитания.
Классификация методов гражданского воспитания и их характеристика. Критерии отбора методов гражданского воспитания.
Понятие о формах гражданского воспитания. Классификация форм гражданского воспитания. Воспитательный потенциал различных форм гражданского воспитания и их характеристика. Традиционные и инновационные формы гражданского воспитания.
Понятие о методике и технологии воспитания.
Возможности применения дискуссионных технологий для достижения целей гражданского воспитания.
Общая технология организаторской работы А.Н. Лутошкина.
Методика коллективной творческой деятельности И.П. Иванова как важнейший ресурс организации гражданского воспитания.
Социальное проектирование как инновационная технология гражданского воспитания.
Литература:
Болотина, Т.В.Гражданское образование в год гражданственности / Т.В. Болотина // Преподавание истории и обществознания в школе. − 2005. − №4. − С. 35-37.
Болотина, Т.В.Политика гражданского образования / Т.В. Болотина // Преподавание истории в школе. − 2008. − №9. − С. 8-10.
Бочаров, О.Е. Социальное проектирование как фактор формирования гражданской позиции студентов [Электронный ресурс]: автореф. дис….канд. пед. наук : 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в общеобразовательной и высшей школе)/О.Е. Бочаров: Костромской гос. ун-т. – Электрон. текстов. дан. – Кострома, 2009. – 1 электрон. ост. диск.
Государственная программа «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006–2010 гг.» [Интернет-ресурс]. – Сайт schools.perm.ru– 13.09.2009.| 32Kb|. Режим доступаhttp://www.schools.perm.ru/ext/cgo/god_project.htm, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
Гражданское образование: содержание и активные методы обучения [Текст]/ //Под редакцией Н.Воскресенской и С.Шехтера. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 215 с.
Иванов, И.П. Методика коммунарского воспитания: кн. для учителя [Текст] / И.П. Иванов. – М.: Просвещение, 1990. – 143 с.
Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел [Текст] /И.П. Иванов. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.
Куприянов Б.В.Формы воспитательной работы с детским объединением: учебно – методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 1999. – 36 с.
Курбатов, В.И.Социальное проектирование: Учебное пособие [Текст]/ В.И.Курбатов, О.В. Курбатова. - Ростов на-Дону: Феникс,2001. – 416с.
Лутошкин, А.Н.Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы [Текст]/А.Н. Лутошкин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – С. 75-90.
О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации Письмо Министерства образования Российской Федерации от 15 января 2003 г. № 13-51-08/13[Текст] //Вестник образования. – 2003. – № 11. – С. 14 – 25.
Педагогика: учеб. [Текст] /Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2005. – 432 с.
Прохорова, О.Выявление, обобщение и распространение опыта реализации проектов гражданского становления и патриотического воспитания молодежи / О. Прохорова, Л. Кузнецова // Воспитание школьников. − 2006. − №3. − С. 2-7.
Прутченков, А. Социальное проектирование в воспитательной работе школы [Текст]/А.С. Прутченков // Воспитание школьников. – 2002. – №1. – С. 26-30; №9. – С. 33-37; №10. – С.32 – 36; 2002 – №2. – С.43-48; №3. – С. 34 – 37.
Сластенин, В.А.Педагогика: учеб/В.А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – 10-е изд., стер. – М.: Академия, 2011. – 607 с. И предыдущие издания
Ступницкая, М.А.Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей [Текст]/М.А.Ступницкая – Ярославль: Академия развития, 2008. – 255 с
Титова, Е.В.Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания: кн. для учителя [Текст] / Е.В. Титова. – М.: Просвещение, 1993.