ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.08.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2.Предложение и факторы его определяющие. S
3.Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена.
4.Эластичность спроса. Ее виды,показатели и факторы.
5.Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность.
1.Потребление и полезность. З.Предельной полезности.
Спрос, предложение и рыночное равновесие. Элестичность спроса и предложения.
1.Спрос и факторы его определяющие. D Спрос- потребности людей в товарах и услугах,которые могут быть реально удовлетв. и обеспечаны ден. ср-ми. Различают индивидуальный и совокупный спрос.
Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя. Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах. Одним из основыных факторов спроса является цена товара. Кривая спроса показывает, что при прочих равных условиях, т.е. при неизменности других факторов, снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, и наоборот. Повышение цены влечет уменьшение спроса. Эту связь называют законом спроса, который гласит, что при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от изменений цены единицы товара. Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами:
1) снижение цен увеличивает число покупателей;
2) снижение цен расширяет покупательную способность потребителей;
3) насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы продукта (закон убывающей предельной полезности), поэтому покупатели готовы приобретать дополнительную единицу товара только по более низкой цене.
факторы, влияющие на спрос.
Их условно принято делить на ценовые и неценовые.
Это цена на данный товар, которая, как было сказано, влияет на спрос обратно пропорционально. Таким образом, действие ценового фактора приводит к изменению величины спроса, что видно на кривой спроса.
Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе, но выражается смещением кривой спроса вправо (если растет спрос) и влево (если спрос падает). Это изм.в спросе. Изм.величины спроса-ведет к перемещ.,вызыв. Изм. цены данного товара от одной т.кривой к другой.
Спрос на товар зависит от изменения цены на другой товар. Если рост цены одного товара вызывает рост спроса на другой товар при прочих равных условиях, то такие товары называются взаимозаменяющими. Если рост цены одного товара вызывает падение спроса на другой товар при прочих равных условиях, то такие товары называются взаимодополняющими.
3. Ожидания покупателей: Изменения цен в будущем. Изменение доходов в будущем
4.Число покупателей: Спрос вырастет, если будет происходить увеличение числа покупателей.5. Вкусы и мода.
6. Государственное регулирование
Рыночный спрос учитывает влияние всех факторов, и ценовых и неценовых.
2.Предложение и факторы его определяющие. S
Предложение – это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены. Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара при высокой цене, чем при низкой. Для продавца цена – побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке. Для потребителя цены – сдерживающий фактор, так как высокая цена вынуждает покупать меньшее количество товара.
Неценовые факторы, влияющие на предложение
1. Стоимость ресурсов. Цены на ресурсы определяют издержки производства. Следовательно, чем больше издержки, тем меньше предложение, и наоборот.
Например, снизились цены на сырье, материалы.
2. Технология. Применение совершенной технологии удешевляет производство. При данных ценах на ресурсы снижаются производственные издержки, а следовательно, увеличивается предложение. Смещение кривой происходит вправо. Если происходит удорожание производства, то это вызовет смещение кривой предложения влево.
3. Налоги и дотации. Повышение налогов сокращает возможности производителей, уменьшает объемы производства, что приводит к смещению кривой предложения влево. Со снижением размеров налогов картина меняется на противоположную.
Дотации – это субсидии государства, помощь тем или иным производителям. Это способствует росту производства и предложения, сдвигает кривую предложения вправо.
4. Ожидания. Ожидая роста цен, производители иногда придерживают товар, чтобы создать временный дефицит товара и ускорить рост цен.
5. Конкуренция. Чем больше фирм на рынке, тем больше предложение, и наоборот.
Неценовые факторы приводят к изменению предложения, что выражается в смещении кривой предложения: вправо, если произойдет увеличение предложения, и влево, если предложение сокращается.
Графически это выглядит следующим образом.
3.Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена.
Взаимодействие спроса и предложения , их координация осуществляются на основе ценового механизма и конкуренции. Это взаимодействие приводит к формированию равновесной цены, при которой величина спроса и величина предложения сбалансированы.
На рис. по горизонтальной оси откладываем количество товара, который произведен и может быть куплен, а по вертикали – цену за штуку.
Обе кривые пересекаются в точке равновесия спроса и предложения (Е). Равновесие означает такое состояние рынка, которое при определенной цене характеризуется равенством спроса и предложения.
Точка Е отражает совпадение интересов производителей и потребителей при цене 4 руб. Следовательно, 4 руб. – равновесная рыночная цена. Она устраивает и продавца, и покупателя. Понижение цены вызовет превышение спроса над предложением, а рост цены – превышение предложения над спросом.
Закономерность: высокая цена заставляет производителей увеличивать производство пряников, но эта же цена уменьшает у потребителей желание приобретать предлагаемое количество товара. При такой цене, например 6 руб., лишь небольшое количество покупателей могут позволить себе покупку, поэтому и реализована будет лишь меньшая часть изготовленного товара (20 тыс. шт.). Остальная часть пряников становится избытком. Избыток есть превышение предложения над спросом. В условиях конкуренции наличие избытка приводит к снижению цены.
Реализация увеличится, но не на весь запас товара. Цены будут продолжать уменьшаться, что приведет, с одной стороны, к сокращению производства, а с другой – к постепенному увеличению спроса, что в конечном счете уравновесит спрос и предложение.
Основными признаками дефицита являются сокращение товарных запасов и появление очередей покупателей.
Товарные запасы – это те фонды товаров, которые уже произведены и готовы к продаже. Продавцы обычно держат часть товаров в запасе, чтобы оперативно реагировать на изменения спроса. Когда запасы уменьшаются и падают ниже запланированного уровня, продавцы меняют свои планы. Они могут попытаться восполнить запасы, наращивая выпуск. Некоторые будут извлекать выгоду из возросшего спроса, увеличивая цены, так как при дефиците покупатели готовы заплатить больше. Дефицит оказывает давление на цену снизу, и покупатели так же будут менять свои планы. Движение влево и вверх по кривой спроса будет означать снижение потребления.
В результате изменения планов покупателей и продавцов рынок приходит в равновесие. Когда цена достигнет значения равновесной, дефицит исчезнет. На рынках, где не существует товарных запасов, признаком дефицита является очередь покупателей. Избыточное предложение означает рост товарных запасов и появление очередей предпринимателей, предлагающих услуги.
Таким образом, цена равновесия – это цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу.
На конкурентном рынке цена равновесия находится в точке пересечения кривых спроса и предложения (точка Е).
В этой точке совпадают количества товаров, которое потребитель желает купить, а производитель – продать.
4.Эластичность спроса. Ее виды,показатели и факторы.
Эластичность показывает зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов.
Различают три варианта эластичности спроса:
1) эластичность спроса, когда при незначительных понижениях цены объем продаж значительно возрастает;
2 ) единичная эластичность спроса, когда изменение цены (выраженной в процентах) равно процентному изменению объема продаж.
Величина эластичности спроса.
Эластичность можно измерить с помощью коэффициентаэластичности: EDp=-ΔQ/ ΔP=( ΔQ/Q):( ΔP/P) где ΔQ-изм.объема продаж; ΔP-изм.цены в процентах; Q,P-первонач.
Данная формула позволяет количественно определить все три варианта ценовой эластичности спроса. В случае, эластичного спроса, когда прирост количества больше сокращения цены, величина коэффициента превышает единицу (ED > 1).
При неэластичном спросе ED < 1. В случае, когда процентное изменение цены равно изменению количества, устанавливается равенство ED = 1.
Эластичность спроса по цене, как правило, бывает для предметов роскоши (драгоценностей) и для достаточно дорогих предметов потребления (автомобилей).
Неэластичен спрос на товары первой необходимости.
Давая графическую интерпретацию эластичности (рис.1), заметим, что чем больше коэффициент эластичности, тем положе кривая спроса.
Рис. 1. Графическая интерпретация спроса с различной эластичностью
Существует также абсолютно эластичный и неэластичный спрос (рис. 2).
В случае абсолютно эластичного спроса – это горизонтальная кривая спроса (рис. 2а). Потребители платят одинаковую цену независимо от величины спроса (например, на жизненно важные медикаменты).В случае абсолютно неэластичного спроса они покупают одно и то же количество товара при любом уровне цен. Изменение цены не вызывает никакого изменения спроса (Е = 0), а кривая выражена вертикальной прямой ( рис. 2б).Рис. 2. Экстремальные случаи эластичности спроса:
а) абсолютно эластичный; б) абсолютно неэластичный
5.Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность.
Эластичность спроса по доходу – это соотношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению дохода потребителей:EDp=-ΔQ/ ΔI=( ΔQ/Q):( ΔI/I)
Эластичность спроса по доходу равна отношению процентного изменения в количестве к процентному изменению дохода, т.е. аналогична коэффициенту по цене.