ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.08.2024

Просмотров: 274

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие римского частного права.

2. Основные черты римского права.

3. Роль римского права в истории права. Его значение для современного юриста.

4. Источники римского права(общая характеристика).

5. Способы(формы) образования норм римского права.

6. Обычное право и закон.

7. Эдикты магистратов и деятельность юристов.

8. Кодификация римского права.

9. Понятие и виды исков.

10. Легисакционный процесс.

11. Формулярный процесс.

12. Экстраординарный процесс.

13.Понятие и содержание правоспособности.

14. Правовое положение римских граждан и латинов.

15. Правовое положение иностранцев, вольноотпущенников и колонов.

16. Правовое положение рабов.

17. Строение римской семьи.

18. Понятие и виды родства.

19. Брак в римском праве.

20. Основания ограничения правосубъектности.

21. Вещные права (понятие, признаки и виды).

22. Виды вещей.

23. Понятие и виды владений.

24. Понятие права собственности и развитие этого института в Риме.

25. Содержание права частной собственности и ее виды.

26. Возникновение и прекращение права собственности.

27. Защита права собственности.

28. Права на чужие вещи (понятие и виды).

29. Сервитуты(понятие и виды).

30. Эмфитевзис, суперфиций.

31. Залоговое право (понятие и виды).

32.Понятие обязательства.

33. Виды обязательств.

34. Содержание и основание возникновения обязательств.

35. Исполнение обязательств. Просрочка исполнения.

36. Договор в римском праве. Виды договоров.

37. Условия действительности договора в римском праве.

38. Обеспечение обязательств.

39. Прекращение обязательств.

40. Ответственность должника за неисполнение обязательств.

41. Вербальные и литеральные контракты.

42. Реальные контракты. Договор займа.

43. Договор хранения или поклажи.

44. Консенсуальные контракты. Договор купли-продажи.

45. Общие положения договора найма. Договор найма вещей.

46. Договор подряда. Договор поручения.

47. Договор товарищества.

48. Понятие безыменных контрактов. Договор мены.

49. Понятие и виды пактов.

50. Обязательства как бы из договора. Понятие и виды.

51. Ведение чужих дел без поручительства.

52. Обязательства из неосновательного обогащения.

53. Деликты (понятие и виды).

54. Основания деликтной ответственности.

55. Квазиделиктные обязательства.

56. Понятие и виды наследования.

57. Наследование по закону.

58. Наследование по завещанию.

59.Понятие и формы завещания. Принятие и отказ от наследства.

60. Легаты и фидеикомиссы.

Обычное право представляет собой древнейшую форму образования римского права.

В течение долгого времени писаных законов почти не было: при простоте хозяйственного строя и всей общественной и государственной жизни, при неразвитости оборота в законах не было необходимости, можно было обходиться обычным правом.

По мере укрепления и расширения государства неписаное обычное право становится неудовлетворительной правовой формой. Обычное право уступает дорогу закону и другим формам правообразования. В императорский период обычное право встречает недружелюбное отношение еще и потому, что образование единого обычного права на огромной территории немыслимо, а местное обычное право на соответствовало централистским устремлениям императорской власти. Фактически, тем не менее, местное обычное право имело немалое значение.

В республиканский период законы проходили через народное собрание. Развитие жизни выдвигало этот источник права на первое место. Необходимо вместе с тем подчеркнуть, что законов в республиканском Риме все-таки издавалось не так много; получили огромное распространение специфические римские формы правообразования: эдикты судебных магистратов и деятельность юристов (юриспруденция).

В период принципата народные собрания не соответствовали новому строю и потому должны были, естественно, утратить значение. Но так как в это время (первые три века н.э.) императорская власть ещё была склонна прикрываться республиканскими формами, создавалось впечатление, что законы издавались сенатом (сенатоконсульты). По существу же это были распоряжения принцепсов.

Окончательное укрепление императорской власти привело к тому, что единоличное распоряжение императора стало признаваться законом: “что угодно императору, то имеет силу закона”, а сам император “законами не связан”.


7. Эдикты магистратов и деятельность юристов.

Эдикт – устное объявление магистрата по тому или иному вопросу.

С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, какое по установившейся практике делали (уже в письменной форме) республиканские магистры при вступлении в должность.

Формально эдикт был обязателен только для того магистра, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистрат находился у власти. Однако фактически те пункты эдикта, которые оказывались удачным выражением интересов господствующего класса, повторялись и в эдикте вновь избранного магистрата и приобретали устойчивое значение.

Во II в. н. э. император Адриан возложил на юриста Юлиана кодификацию отдельных постановлений, содержавшихся в преторских эдиктах. Окончательная редакция «постоянного эдикта» Юлиана была одобрена императором и объявлена постановлением сената неизменной, однако император оставил за собой право делать дополнения к эдикту.

С этого времени правотворческая деятельность претора (и других магистратов) прекратилась.

Деятельность юристов.

Формирование юриспруденции как самостоятельного и важного источника права началось примерно в III в. до н. э.

В период республики деятельность юристов сводилась к:

– консультации граждан, обратившихся за юридической помощью;

– даче образцов и редактированию договоров и судебных исков;

– руководству юридическими действиями сторон без их защиты в суде.

Результат деятельности юристов – появление в Риме наряду с цивильным правом права, созданного толкованием юристов. Именно путем толкования развивалась большая часть институтов римского права.

Занятия юриспруденцией – один из почетнейших и благородных видов деятельности в Риме. Труд юристов был в правовом отношении бесплатным, однако они имели право претендовать на благодарственный подарок за их услуги.

8. Кодификация римского права.

Причина кодификации римского права – к III в. н. э. накопился большой объем несистематизированных римских законов, противоречащих друг другу.

Первые попытки кодификации римского права предпринимали частные лица.

Официальная кодификация римского права началась в первой половине V в. н. э., итогом которой стал кодекс Феодосия 437 г., содержащий в 16 книгах конституции императоров начиная от Константина. Кодекс Феодосия содержал вещное и обязательственное право (две части имущественного права).


В 527 г. в Византии к власти пришел Юстиниан. Стремясь создать дисциплинированное чиновничество, навести порядок в судах и придать своей империи стройную единую правовую основу, Юстиниан созвал на помощь выдающихся юристов. В результате была реализована и всеобъемлющая кодификация права на новых принципах, отражавших высокий уровень юриспруденции и юридической науки Византии в рамках римской правовой культуры.

В начале 528 г. была учреждена государственная комиссия из 10 специалистов под руководством известного юриста Трибониана. В апреле 529 г. комиссия опубликовала кодекс императорских конституций в 12 книгах, с изданием которого все прежние сборники и отдельные акты стали рассматриваться как не имеющие юридической силы.

Комиссия осуществила грандиозную компиляцию отрывков из трудов римских юристов примерно пяти предыдущих столетий, опубликованную в декабре 533 г., под названием «Дигест». Одновременно Юстиниан поставил перед комиссией задачу выделить общие принципы римского права, результатом чего стали «Институции». В 534 г. был переработан и обновлен Кодекс императорских конституций, в котором на этот раз преимущественно обобщалось право уже христианской эпохи.

После выхода в свет кодекса законодательная деятельность Юстиниана продолжалась – все крупные изданные им акты позднее составили «Новеллы», систематизированные уже после смерти Юстиниана.

Кодекс Юстиниана 529 г. представлял собой учебник, состоящий из 4 частей: Институции, Дигесты, Кодекс, Новеллы.


9. Понятие и виды исков.

Иск – предусмотренное эдиктом претора средство добиться в результате судебного процесса внесения решения, соответствующего интересам заявителя иска.

Виды исков:

1)Вещные и личные – средства защиты вещных прав какого-либо лица.. 2)Иски строгого права – судья не имел права принимать возражения ответчика, основанные на требовании справедливости и основанные на принципе добросовестности. 3)Иски по аналогии – позволили применять нормы права и в том случае когда они прямо не распространялись на данный случай.

4)Иск с фикцией – претор предписывал судье предположить существование некоторых фактов, которых в действительности не было, это позволяло взять в пример один из известных исков.

5)Кондикции – иски основанные на цивильном праве, в которых не указывалось, на каком основании они возникли то есть абстрактные иски.

10. Легисакционный процесс.

Для легисакционного процесса необходимо было личное присутствие перед судом истца и ответчика, доставить ответчика в суд было заботой самого истца. По Законам XII таблиц истец был вправе потребовать от ответчика явки в суд, ответчик обязан был подчиниться этому требованию. В случае необоснованного отказа, ответчик подлежал наложению рук, это значило, что он передавался в полное распоряжение истца. Когда стороны являлись перед судебным должностным лицом (консулом, претором), начиналась первая стадия процесса. На этой стадии действия сторон могли быть различны в зависимости от формы иска.

Формы исков, предъявляемых в Легисакционном процессе:

1. Посредством процессуального денежного залога (древнейший и основной вид производства, применявшийся для любых притязаний); 2. Посредством наложения руки (процедура, завершавшаяся обращением взыскания на личность неисправного должника в соответствии с правилами XII таблиц: выдача должника кредитору, который, в конце - концов, приобретал право продать его или казнить); 3. Посредством оповещения (соглашением истца и ответчика о явке к претору в течение определенного срока для назначения судьи).

Черты легисакционного процесса: • деление процесса на две стадии, когда государство в лице магистрата участвует только в первой стадии, при засвидетельствовании спора, тем самым устанавливая законные рамки для действий спорящих; сами стороны формулируют свои юридические притязания и возражения; • формализм, обрядность и ритуальность действий на первой стадии, хотя и ведут к медлительности процесса и к риску проиграть спор из-за неправильного произнесения установленных фраз, тем не менее не доходят до чистого символа: за ними стоит ясная цель - обнаружить факты и применить к ним нормы закона; • пассивность государственной власти: спор возбуждается заинтересованным лицом, который своими силами обеспечивает явку противника; решение по делу выносится третейским судьей (частным лицом), государство только наблюдает, чтобы выполнялись установленные правила организации спора.


11. Формулярный процесс.

В формулярном процессе стороны перед претором излагали свои требования, а претор давал их притязаниям юридическое выражение. Он излагал сущность спора в особой "записке судье", представлявшей собою условный приказ судье, она называлась формула. В зависимости от существа спора, текст формулы менялся, но, в целом, ее содержание распадалось на устойчивые части: 1) Демонстрация - краткое изложение фактов, вызвавших процесс. 2) Интенция - изложение требований истца. 3) Адъюдикация - уполномочение судьи на присуждение сторонам какой-либо вещи. 4) Кондемнация - уполномочение судьи на осуждение или оправдание ответчика.

В первой стадии стороны являлись к судебному магистрату с вещью, составляющей предмет спора, и выполняли требуемые по ритуалу обряды, произносили установленные фразы, в которых истец выражал свои претензии, а ответчик – свои возражения. Магистрат активного участия в процессе не принимал, хотя и давал отдельные реплики по установленному ритуалу. После этого магистрат определял у кого из спорящих должна была остаться спорная вещь до окончания процесса, после этого претор назначал присяжного судью для решения спора. Стадия заканчивалась засвидетельствованием спора заранее приглашёнными свидетелями.

Во второй стадии процесса производство было освобождено от всяких условностей: стороны в свободной форме излагали свои требования и возражения, ссылались на свидетельские показания и документы. Назначенный магистратом по согласованию со сторонами присяжный судья проверял доказательства и выносил решение по делу. Приговор судьи устно объявлялся сторонам, осужденный обязан был исполнить это решение. Если он этого не делал в течение 30 дней, то посредством особого иска передавался претором в кабалу кредитору для отработки долга.