Файл: Лекция 12. Паразитология 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.08.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5

Конспект лекции №12

Тема. Понятие о биогеоценозе. Основы медицинской протозоологии.

Биогеоценоз –это сообщество видов, взаимодействующих в среде обитания. Важно подчеркнуть взаимодействие особей не только друг на друга, но и с окружающей их атмосферой, гидросферой и литосферой. Биогеоценоз состоит из живой части – биоценоза и неживой – экотопа. Непрерывное взаимодействие биоценоза и экотопа определяет круговорот веществ.

Энергетическое обеспечение биогеоценоза происходит, в основном, за счет солнечной энергии. Для этого необходимы автотрофные организмы-продуценты биотических органических соединений из компонентов неживой природы. Такими продуцентами являются, главным образом, фотосинтезирующие зеленые растения. Они аккумулируют солнечную энергию в растительной биомассе, которая составляет до 99% всей живой массы на планете Земля.

Гетеротрофные организмы – потребители (консументы) готовых органических веществ. Их делят на потребителей первого порядка – растительноядные животные (коровы, овцы), потребителей второго и следующих порядков – плотоядные животные (волки, люди) и деструкторов – разрушителей органического вещества – детритоядные( навозные жуки, падальщики).

Чем выше порядок гетеротрофных организмов, тем ниже их суммарная биомасса и энергия, что отражается в структуре экологических пирамид (рис. 1).

Рисунок 1. Схема экологической пирамиды (масштаб условный, расчет на питание 1 источником).

биомасса│ энергия

│ │

┌─┐ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ─ ─ ─ ─┼ ─ ─ ─ ─ ─

хищник │48 кг │ 35 000 Дж

┌─┴─┴───┐ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ─ ─ ─ ─┼ ─ ─ ─ ─ ─

телята │ │1035 кг │505 000 000 Дж

┌───────────┴───────┴─────────────┐ ┼ ─ ─ ─ ─┼ ─ ─ ─ ─ ─

люцерна │ │8211 кг │5 063 000 000 Дж

┌ ┴─────────────────────────────────┘ ┴ ─ ─ ─ ┴─ ─ ─ ─┐

Использованная солнечная энергия 26 400 000 000 Дж

Изменения в одном звене ( как живом, так и абиотическом) биогеоценоза неизбежно приводят к сдвигу динамического равновесия всей системы. Классическим примером может служить размножение колорадских картофельных жуков. Они переселились в Европу, где получили огромную растительную биомассу и отсутствие естественных врагов. В результате их популяция катастрофически выросла.


Биотические связи. Взаимодействие особей разных видов называют биотическими связями. Выделяют следующие виды взаимодействия между организмами: симбиоз, квартирантство, комменсализм, хищничество и паразитизм.

Симбиоз (syn-вместе, bios-жизнь) – партнеры приносят пользу друг другу, например, бактерии в кишечнике коровы вырабатывают витамины и аминокислоты. Иногда термин "симбиоз" понимают более широко, как совокупность всех видов биотических связей. В таком случае взаимовыгодное сосуществование видов называют мутуализмом.

Квартирантство – один из партнеров использует организм или убежище другого как место обитания, например, пауки поселяются в норах грызунов.

Комменсализм (commensal-сотрапезник) – один партнер использует излишки и отходы пищи другого, не причиняя ему вреда. Так, ротовая амеба обитает у человека, как правило, безвредно.

Хищничество – однократное использование в пищу жертвы хищником.

Паразитизм (parasitotos-тунеядец) – один организм (паразит) многократно использует тело другого (хозяина) как источник питания и место обитания, причиняя ему вред, например, головная вошь питается кровью человека и может заражать его сыпным тифом.

Паразитология – наука, изучающая одну из форм биотических связей - паразитизм.

Паразитология представляет собой очень крупный раздел биологии. В рамках настоящего пособия рассмотрены только те аспекты паразитологии, которые имеют непосредственное значение для будущих провизоров. К таким аспектам можно отнести некоторые проблемы общей паразитологии, номенклатуры, классификации и фармакотерапии ряда важнейших паразитарных заболеваний.

Основы медицинской паразитологии

Медицинская паразитология – наука, изучающая паразитов человека, вызываемые ими болезни и методы борьбы с ними.

Паразитарные болезни человека связаны с тремя главными группами живых существ : простейшими, гельминтами (плоские, ленточные и круглые черви) и членистоногими ( клещи и насекомые). Соответственно этому выделяют 3 раздела паразитологии протозоологию, гельминтологию и арахноэнтомологию.

Существует 4 главных механизма передачи паразитических форм жизни : фекально-оральный, аэрозольный (аспирационный), гемический, контактный. Эти механизмы соответствуют числу входных ворот болезни: 1-пищеварительный тракт, 2-органы дыхания, 3-кровь, 4-покровные ткани (кожа и слизистые оболочки). В том случае, когда механизмы перекрываются, говорят о пятом – смешанном (атипичном) механизме. Каждый механизм реализуется несколькими путями.


1.Фекально-оральный механизм: фекалии больного организма с возбудителями болезни попадают в рот и пищеварительную систему здорового.


Пути реализации фекально-орального механизма.

А–алиментарный путь – фекалии больного попадают на продукты питания, съедаемые здоровыми, например, при неправильном удобрении огородов яйца гельминтов попадают на продукты, не подлежащие термической обработке - капусту, морковь, зелень и т.п.

Б–водный путь – фекалии больного попадают в воду, которую пьют здоровые, например, при авариях канализационной сети и водопровода возбудители брюшного тифа попадали в питьевую воду.

В–контактно-бытовой путь – фекалии больного попадают на предметы быта, руки, под ногти, а оттуда в рот здорового, например, после посещения туалета человек помыл руки, закрыл кран, на котором были цисты дизентерийной амебы, и отправился обедать.

Г–смешанный путь – сочетание ранее названных путей, например, работник пищеблока после туалета приготовил загрязненными бактериями дизентерии Зонне руками крем для торта, там дизентерийные шигеллы размножились и были съедены здоровыми людьми.

2. Аэрозольный (аспирационный) механизм – возбудители болезни из дыхательных путей больного попадают в дыхательные пути здорового.

Пути реализации аэрозольного (аспирационного) механизма.

А–воздушно-капельный путь – при кашле, чихании, разговоре капельки слизи из дыхательных путей больного попадают в дыхательные пути здорового, например, распространение легочной формы чумы.

Б–воздушно-пылевой – капельки слизи из дыхательных путей больного высыхают и с пылью вдыхаются здоровыми людьми, например, микобактерии туберкулеза.

3.Гемический механизм – возбудители болезни из крови больного попадают в кровь здорового человека.

Пути реализации гемического механизма.

А–трансмиссивный путь – возбудители болезни переносятся из крови больного в кровь здорового при укусах кровососущих членистоногих, например комары рода Anopheles переносят возбудителей малярии.

Б–парентеральный путь – возбудители болезни передаются из крови больного в кровь здоровому при помощи медицинского инструментария: шприцы, капельницы, резиновые перчатки и т.п., например, при переливании донорской крови происходит заражение ВИЧ-инфекцией.

В–вертикальный (трансплацентарный) путь – возбудители болезни из крови больной матери через плаценту проникают в кровь плода, например при токсоплазмозе.


4. Контактный механизм – возбудители болезни передаются с покровных тканей больного (кожа, ногти, волосы, слизистые оболочки) на покровные ткани здоровых.

Пути реализации контактного механизма.

А–собственно контактный механизм – возбудители болезни передаются при прямом контакте кожи больного и кожи здорового, например, чесотка.

Б–половой путь – возбудители болезни передаются со слизистых оболочек больного на слизистые оболочки здорового при половом акте, например, трихомоноз.

В–контактно-бытовой путь – возбудители болезни передаются с кожи и ее производных от больного человека на предметы быта, с которыми контактируют покровные ткани здорового человека. Например, грибковые поражения кожи стоп передаются через душевые трапы, банные тапочки, скамейки раздевалок и т.п.

5. Смешанный (атипический) механизм реализуется при комбинировании названных выше 4 механизмов, например, споры возбудителя столбняка из кишечника здорового носителя могут попасть при ранении в кровь другого здорового человека и вызвать смертельное заболевание.

Рисунок 2. Механизмы и пути распространения заразных болезней.

М Е Х А Н И З М Ы

┌────────────┐┌───────────────┐┌───────────┐┌───────────┐

фекально- ││ аэрозольный ││гемический ││ контактный│

-оральный ││(аспирационный)││ ││ │

└──────┬─────┘└──────┬────────┘└─────┬─────┘└──────┬────┘

┌──────┴─────┐ ┌─────┴─────┐ ┌──────┴─────┐ ┌─────┴────┐

алиментарный│ │воздушно- │ │трансмис- │ │собственно│ П

│ │ │капельный │ │сивный │ │контактный│

водный │ │ │ │ │ │ │ У

│ │ │воздушно- │ │парентераль-│ │ половой │

контактно- │ │пылевой │ │ный │ │ │ Т

бытовой │ └───────────┘ │ │ │контактно-│

│ │ │вертикальный│ │ бытовой │ И

смешанный │ │(транспла- │ └──────────┘

└────────────┘ │центарный) │

└────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────┐

с м е ш а н н ы й (а т и п и ч н ы й) м е х а н и з м │

└──────────────────────────────────────────────────────────┘