Файл: Вопросы к эстетике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


17. Эстетическое воспитание в 19в.

Идеи развития способностей человека, развития искусства, эстетической культуры как средства развития личности, значение искусства для развития художественных способностей человека получают свое развитие у И.Канта, И.Фихте, Ф.Гегеля и других философов XIX века. В этот период Ф.Шиллер впервые употребляет термин «эстетическое воспитание». Он предлагал понимать под эстетическим воспитанием не только формирование способности понимать искусство, но и предполагал формирование с его помощью целостного человека, которое достигается эстетическим воспитанием. Свою программу эстетического /художественного/ образования предлагали К.А.Сен-Симон, Ш.Фурье, включая в нее: занятия пением, танцами, декламацией, игру на музыкальных инструментах. Они особенно выделяли роль театрального искусства для развития гармонических способностей человека.

18. Эстетические идеи Древней Руси

Эстетические идеи Древней Руси развивались на стыке языческой и христианской культуры, восприняв античную традицию через Византию. Эстетическое воспитание в Древней Руси осуществлялось через усвоение народной этики и эстетики, участие в ритуалах и обрядах. Песни, сказания, былины, ремесла, постоянное общение с природой развивало художественный вкус людей. В древнерусских произведениях «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», «Изборник» и др. проводится мысль о связи нравственного с прекрасным, а идеалом красоты является служение Родине, сочетание духовного и физического /герои былин/. В живописных образах Андрея Рублева воплотился символ красоты XIY века - нравственная красота /единство мудрости, искусства, красоты/.

19. Эстетическое воспитание в 15-17в.

Развиваясь через идеи словесного и изобразительного искусства в XY-XYII в.в. эстетическая теория получила свое отражение в теориях эстетического воспитания Епифания Премудрого, Феофана Грека, Ивана Федорова, Симеона Полоцкого, Дмитрия Ростовского и др. философов, педагогов, художников. Они предлагали включать в эстетическое воспитание детей театр, прибегать к театральным действиям в преподавании риторики, поэтики. В XYII веке в России появились первые эстетические трактаты /Иосиф Владимиров, Симеон Ушаков/, в которых отмечается красота и жизненность произведений искусства, дается классификация искусства. Они заложили основы теории эстетики и эстетического воспитания в отечественной эстетической мысли.


20. Эстетическое воспитание в 18в.

Цели, задачи, содержание эстетического воспитания рассматривали И.Бецкой, К.Истомин, М.Ломоносов, Н.Новиков, Ф.Салтыков, В.Татищев и др. В содержание эстетического воспитания они предлагали включать предметы эстетического цикла: танцы, музыку, виды искусства, литературу, рисование, пение, игру на инструментах. В.Татищев считал, что сначала нужно давать общеобразовательную подготовку, а затем обучать «искусствам и ремеслам». Новые формы организации учебного процесса, опиравшиеся на развитие способностей учащихся, предлагал М.Ломоносов. Он считал, что художники, актеры, музыканты должны быть высококультурными и образованными людьми.

Таким образом, заложились основы организации эстетического образования в учебных заведениях России, в которых обращалось внимание на общеобразовательную, художественную, профессиональную подготовку, а также расширялась сфера внеучебной деятельности.

Большой вклад в развитие отечественной педагогики внес И.Бецкой. Он составил Устав Смольного института, где определил предметы обучения: «обучать языкам, арифметике, геометрии, истории, стихотворению, отчасти архитектуре, геральдике, а в художествах наставлять рисованию, миниатюре, танцеванию, музыке вокальной и инструментальной, шитью, вязанию, плетению». Так, И.Бецкой определил содержание обучения, включив в него, наряду с общеобразовательными, и эстетические предметы, чем способствовал развитию эстетического воспитания и образования.

Н.И.Новиков в XYIII веке далее развил теорию и практику эстетического воспитания в России. Под эстетическим воспитанием он понимал приобщение детей и юношества к искусству во время обучения, включил изучение эстетики, красноречия, поэзии. Кроме того, он утверждал, что занятия по изящным искусствам нужно проводить не только с теми, кто имеет способности к ним, но и всеми воспитанниками, что в процессе обучения следует детей приобщать к искусствам, воспитывать у них художественный вкус, развивать способности к созданию посильных им эстетических ценностей.


21. Эстетическое воспитание в 19в.

В 19м веке русская философская и педагогическая мысль продолжает поиск и в области эстетического воспитания, рассматривая его проблемы в том или ином аспекте, во взаимосвязи с задачами педагогики, искусства или отдельных его видов. Непосредственное научно - педагогическое воздействие на решение этой проблемы оказал основоположник русской педагогической науки К.Д.Ушинский, придававший огромное значение художественно - эстетическому воспитанию. Он считал, что: «Запоет школа, запоет весь народ».

В то же время правительство дореволюционной России не стремилось поддерживать интересы учащихся. Оно преследовало деятельность различных кружков, запрещало коллективные собрания, общение учителей с детьми в свободное от уроков время. Анализируя проблемы воспитания и образования того времени, К.Д.Ушинский указывал на объективную невозможность проведения какой - либо деятельности во внеурочное время.

Во второй половине XIX века ведущие русские педагоги К.Д.Ушинский, В.И.Водовозов, В.П.Острогорский и др. видели в эстетическом воспитании источник развития эстетических чувств, эстетического вкуса, подчеркивали, что в каждом школьном предмете содержатся возможности эстетического воспитания. Они включали в обязательные предметы для изучения литературу, музыку, изобразительное искусство, природу, а также художественное творчество - детский театр.

Таким образом, в отечественной философской и педагогической мысли прослеживается взаимосвязь эстетического воспитания с различными сторонами воспитания, отмечается единство образования и воспитания, подчеркивается значение общеобразовательных и художественных знаний.

22. Эстетическое воспитание и образование в советский период

Новой тенденцией отечественной педагогики стало привлечение детей к внеурочной деятельности для развития творческих способностей. Отечественная педагогическая наука утверждала, что педагогическая деятельность тогда отвечает принципам воспитания, когда она направлена на раскрытие способностей каждого ребенка, ведет к выявлению творческих дарований каждого ученика как субъекта формирования целостной, а не частичной личности, когда свободное развитие каждого становится условием свободного развития всех. Именно эти положения раскрывают в своих трудах П.П.Блонский, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий и др. Уделяя большое внимание художественному развитию воспитанников, А.С.Макаренко придавал огромное значение эстетическому воспитанию. Он неоднократно отмечал, что дети должны быть активными участниками создания красивого в жизни, потому что, изменяя действительность «по законам красоты», человек сам преображается.


Теоретические проблемы эстетического воспитания реализовывались на практике в опытных учреждениях Наркомпроса. Одним из них была, возглавляемая С.Т.Шацким, первая опытная станция Наркомпроса. Ее коллектив разработал систему эстетического воспитания, внес значительный вклад в развитие теории воспитания различными видами искусства.

Создание в 50-х гг. Института художественного воспитания при АПН РСФСР (в дальнейшем АПН СССР) активизировало деятельность в области эстетического воспитания учащихся, и первый руководитель института В.Н.Шацкая выдвинула идею эстетического воспитания, охватывающую все формы жизни и деятельности школьников. Она создала теорию эстетического воспитания средствами музыки, музыкального образования, считала, что эстетическое воспитание осуществляется через эстетическое отношение ко всем явлениям прошлого и настоящего.

Эту мысль утверждал во всей своей практической деятельности замечательный отечественный педагог В.А.Сухомлинский. В эстетическое воспитание В.А.Сухомлинский широко включал искусство, природу, окружающую действительность, быт. Художественное слово, музыку, самостоятельное творчество детей В.А.Сухомлинский считал важнейшими средствами воспитания чувств, они занимают центральное место в его педагогической системе. Теоретические положения В.А.Сухомлинского получили широкое распространение и применение в практике воспитания и образования.