Файл: Лазарева. Основные направления социальной политики государства.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 283
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные направления социальной политики государства.
3. Государственно-правовые основы социальной работы.
5. Становление и развитие системы общественного призрения
6. Социальная работа в послереволюционный и советские периоды.
7. Медико-социальные основы социальной работы.
8. Технологии социальной работы: понятие, классификация, специфика.
10. Социальное консультирование.
16. Технологии разрешения конфликтов.
18. Технология социальной работы с семьей
19. Инвалидность как социальная проблема: трудоустройство и быт инвалидов, инвалидность и ее виды.
20. Правовые основы социальной защиты инвалидов.
24. Социальная работа с молодежью
Глава I. Теоретические основы социальной работы с молодежью
1.2. Принципы и методы социальной работы с молодежью
24. Социальные проблемы детства.
25. Социальная защита детства.
Стандарты социальной защиты детства
Опека и попечительство как формы защиты детства
Социальная защита детей в сфере образования
Объекты и субъекты социальной защиты детства
Правовая база социальной защиты детства
Материально-экономическая база защиты детства
Социальная помощь лицам без определенного места жительства и занятий
Порядок и условия социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий.
Порядок и условия оплаты предоставленных услуг.
27. Проблема бездомности и пути её решения.
30. Профессиональный портрет социального работника
1. Основные направления социальной политики государства.
2. Теоретические основы социальной работы: объект, предмет, понятийно-категориальный аппарат, закономерности.
3. Государственно-правовые основы социальной работы.
4. История социальной работы в России. Период социальной работы (начало 1990-х гг. – настоящее время).
5. Становление и развитие системы общественного призрения.
6. Социальная работа в послереволюционный и советские периоды.
7. Медико-социальные основы социальной работы.
8. Технологии социальной работы: понятие, классификация, специфика.
9. Коммуникативные технологии в социальной работе.
10. Социальное консультирование.
11. Социальная адаптация.
12. Социальная реабилитация.
13. Социальная профилактика.
14. Социальная диагностика.
15. Социальная терапия.
16. Технологии разрешения конфликтов.
17. Семья как объект социальной работы: социальные проблемы, социальные службы, социальная защита семьи.
18. Технология социальной работы с семьей.
19. Инвалидность как социальная проблема: трудоустройство и быт инвалидов, инвалидность и ее виды.
20. Правовые основы социальной защиты инвалидов.
21. Медико-социальные аспекты работы с инвалидами.
22. Социальная работа с пожилыми людьми: социальное обслуживание и обеспечение, социальное положение и психологические особенности пожилых людей.
23. Социальная работа с молодежью.
24. Социальные проблемы детства.
25. Социальная защита детства.
26. Социальная поддержка малообеспеченных и бездомных.
27. Проблема бездомности и пути ее решения.
28. Социальная работа с мигрантами и беженцами: правовые аспекты, причины, социальная сущность.
29. Социальная защита интересов женщин: социальное положение женщин в России.
30. Профессиональный портрет социального работника, социального педагога.
31. Управление социальной работы.
32. Эффективность социальной работы: общее понятие, показатели, социальные нормы и потребности.
33. Социальная работа в сфере занятости.
34. Подготовка социальных работников в России: опыт подготовки социальных работников в разных институтах и университетах (РГСУ, МосГУ, РГУТИС, МГОУ, МПГИ).
Основные направления социальной политики государства.
Социальная политика — система мер, направленных на повышение уровня и качества жизни населения. Ее определяют и как деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества, нацеленную на удовлетворение интересов и потребностей граждан.
Основные направления социальной политики. Экономисты по-разному подходят к определению направлений социальной политики. Наиболее приемлемым является выделение следующих двух основных направлений: 1) обеспечение всем трудоспособным благоприятных возможностей и стимулов для предпринимательства и труда, для зарабатывания максимально высоких доходов путем любой законной деятельности; 2) обеспечение определенных социальных гарантий для нетрудоспособных, малоимущих и безработных. Первое направление включает в себя комплекс таких государственных мер, как: • либерализация бизнеса — освобождение его от бюрократических преград, предоставление людям свободы предпринимательства в рамках закона и ответственности; • поддержание высокой занятости — увеличение рабочих мест, содействие профессиональному обучению, переквалификации, трудоустройству; • регулирование трудовых отношений — минимальная заработная плата, продолжительность рабочего дня, отпусков, охрана труда и т.д. Второе направление предусматривает меры, направленные на перераспределение доходов, обеспечение пенсиями и пособиями нетрудоспособных, малообеспеченных и безработных, повышение образовательного уровня и усиление медицинской помощи всем нуждающимся. Основные меры по указанным двум направлениям можно выразить следующим образом (рис. 19.3). Некоторые экономисты важнейшими направлениями социальной политики считают: 1) государственную политику занятости; 2) регулирование доходов населения и его социальную защиту; 3) социальную ориентацию экономики. Политика занятости предполагает меры государства по стимулированию роста занятости, увеличению рабочих мест, расширению форм и условий для подготовки и переподготовки работников, социальную защиту безработных. Политика регулирования доходов и социальной защиты населения имеет целью совершенствование механизма формированияцинская помощь для всех
Рис. 19.3. Основные направления и меры социальной политики государства
и распределения доходов, улучшение системы социальной защиты населения. Социальная ориентация экономики — социальное подчинение народного хозяйства задачам развития личности. Государство принимает меры по превращению рыночной экономики в социально ориентированную рыночную экономику, сочетающую преимущества современного высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной социальной защиты населения. Есть экономисты, рассматривающие социальное партнерство как направление социальной политики государства. Социальное партнерство — согласование действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда и социальных трансфертов. Политика социального партнерства нацелена на реализацию принципов равенства и социальной справедливости на рынке труда. Она предполагает: • создание нормальных условий на рынке труда (продолжительность рабочей недели, отпусков, охрана труда, оплата труда, права и обязанности наемного работника); • обеспечение условий предпринимательства (неприкосновенность собственности, свобода предпринимательства и распоряжения доходами).
Теоретические основы социальной работы: объект, предмет, понятийно-категориальный аппарат, закономерности.
Объектом является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе.
Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе.
Междисциплинарный характер социальной работы как научной и учебной деятельности находит свое выражение в том понятийно-категориальном аппарате, которым пользуются специалисты в этой области.
Ключевые понятия и категории
Под социальной защитой можно понимать систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека, населения в целом.
Социальная помощь – это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.
Социальную поддержку можно трактовать как специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.
Социальная работаможет быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой заключается в оптимизации осуществления субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе. В широком смысле социальную работу можно определить как научную, учебную и практическую деятельность, направленную на выработку и теоретическую систематизацию знаний и умений, их передачу и усвоение с целью решения проблем удовлетворения социально гарантированных и личностных потребностей и интересов различных, прежде всего социально уязвимых, групп населения, создания условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей групп (и слоев) или отдельных личностей к социальному функционированию.
Социальная реабилитация – процесс восстановления основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъекта основных сфер жизни общества.
«Социальные гарантии» – система мер, нормативных установок и условий, направленных на удовлетворение определенного набора благ и услуг, потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования людей.
Социальный работник – это специалист в области социальной работы; это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.
В качестве основной закономерности можно выделить взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе. Действительно, сам факт введения социальной работы в качестве специальной профессиональной деятельности связан с переориентацией социальной политики с больших групп населения, классов, страт на оказание помощи индивиду, семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В связи с этим закономерна также взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы. Хотя указанные цели формулируются в основополагающих государственных документах, в трудах теоретиков и экспертов достаточно неопределенно, однако анализ деятельности социальных служб позволяет сделать вывод о направленности такого развития. В частности, определенное изменение приоритетов социального обслуживания начиналось, по преимуществу, как деятельность по оказанию помощи в первую очередь одиноким инвалидам и престарелым, а в последнее время развивается так же, как система по оказанию помощи безнадзорным и дезадаптированным детям и подросткам, семьям группы риска, другим категориям населения, испытывающим жизненные затруднения. Это свидетельствует о начале изживания соблазна сиюминутного реагирования на социальные проблемы, о появлении зачатков перспективного видения целей социального развития.
Как уже отмечалось выше, в социальной работе можно выделить управленческие отношения и взаимодействие специалиста и клиента. Соответственно анализу подлежат два уровня социальной работы с присущими им закономерностями: организационно-управленческий и непосредственно контактный.
Для управленческих элементов системы социальной защиты населения федерального, регионального и муниципального уровней, представляющих собой совокупность организационно оформленных групп специалистов, наделенных определенными полномочиями, имеющих фиксированные права и обязанности, деятельность детерминируется следующими закономерностями:
- зависимость эффективности социальной защиты от структурной полноты и завершенности системы органов социального управления и учреждений социального обслуживания; зависимость результативности социальной защиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового корпуса органов государственного управления;
- взаимозависимость между социальной работой и непротиворечивостью ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения и т.д.