ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Определение вспомогательных параметров автомобиля
2.2 Определение основных параметров автомобиля
2.2.1. Определение мощности двигателя.
2.3 Определение передаточного числа главной передачи
2.4 Определение передаточных чисел в коробке передач
2.5 Определение скоростей движения автомобиля на различных передачах
2. Тяговый расчет автомобиля
Целью расчета является определение основных параметров автомобиля, удовлетворяющих эксплуатационным требованиям и обеспечивающих наибольшую эффективность его использования.
Основные параметры, определяемые в тяговом расчете:
мощность двигателя и характер изменения ее на внешней скоростной (регуляторной для дизеля) характеристике двигателя Ne, Mкэ, Gт, gе = ƒ(n)
передаточное число главной передачи i0;
передаточные числа в коробке передач iкп;
скорости движения на передачах V.
В числе вспомогательных определяют следующие параметры
полный вес (массу) автомобиля G(ma)
силу сопротивления воздуха Рw;
размер и тип шин, динамический радиус колес rкэ,
механический коэффициент полезного действия трансмиссии тр.
В расчете используются данные, которые включают в техническое задание на проектирование. Это значения динамического фактора в характерных условиях эксплуатации автомобиля:
максимальная скорость Vmax, которую должен развивать автомобиль на хорошей горизонтальной дороге, характеризуемой суммарным коэффициентом дорожного сопротивления ψv = ƒ + i,
наибольший подъем imах, который должен преодолеть автомобиль, двигаясь на прямой передаче по хорошей дороге. Суммарный коэффициент дорожного сопротивления в этом случае ψmax = ƒ + imах, где ƒ — коэффициент качения.
Исходя из исходных данных за автомобиль прототип принимаем =.
2.1. Определение вспомогательных параметров автомобиля
Полная масса автомобиля:
ma = mг + mc + mп 2.1
где mг — масса перевозимого груза (грузоподъемность или пассажировместимость) или багажа;
mc — собственная масса автомобиля в снаряженном состоянии без груза. Слагается из конструктивной (сухой) массы автомобиля, массы топлива, массы технических жидкостей, западного колеса, инструмента, принадлежностей и технологического оборудования;
mп — масса водителя и пассажиров в кабине грузового автомобиля или масса водителя и пассажиров в легковом автомобиле или автобусе. Средняя масса пассажира и водителя 75 кг.
Следовательно
ma =
Силу тяжести (вес) рассчитаем по формуле: G = 9,81* ma
G =
Шины выбирают в соответствии с типом автомобиля, условиями его эксплуатации, нагрузкой на колесо.
Динамический радиус определяют по формуле
rк = 10-3 * rст * λш
rк =
где λш — коэффициент, учитывающий деформацию шины от приложения тангенциальной нагрузки (равен 0,96 – 0,98). В нашем расчете
λш = 0,98
Силу сопротивления воздуха определяют так:
Рw max = k * F * V2max 2.2
где k — коэффициент сопротивления воздуха, ;
F — площадь поперечного сечения (миделево сечение) автомобиля, м3;
V— скорость движения автомобиля, м/с.
Площадь поперечного сечения рассчитывают приближенно, используя данные автомобиля прототипа F = β*В*На, где β — коэффициент заполнения площади. Для легковых автомобилей β = 0,78—0,8 и для грузовых автомобилей β = 0,75—0,9; В – габаритная ширина, м; Hа — габаритная высота автомобиля, м.
Для нашего расчета принимаем β =
F =
Подставляя полученные значения в формулу 2.2
Рw =
Мощность на преодоление сопротивления воздуха увеличивается пропорционально кубу скорости:
Nw = k * F * V3 2.3
Nw =
2.2 Определение основных параметров автомобиля
2.2.1. Определение мощности двигателя.
Тип двигателя выбирают по аналогии с автомобилем-прототипом.
Мощность двигателя, которую он развивает при равномерном движении автомобиля по хорошей горизонтальной дороге, на прямой передаче, с максимальной скоростью, определяют из уравнения мощностного баланса
2.4
где ψv — коэффициент суммарного дорожного сопротивления при движении по хорошей горизонтальной дороге, в данном случае ψv = ƒ;
G — полный вес автомобиля, Н;
Vmax — максимальная скорость автомобиля, м/с;
k — коэффициент сопротивления воздуха, Н*с2/м4;
тр— механический КПД трансмиссии автомобиля на прямой передаче.
Механический коэффициент полезного действия трансмиссии определим, исходя из ее кинематической схемы по формуле (1.9).
тр=
После того как будет определена мощность Nv построим график внешней скоростной характеристики двигателя, представляющий зависимость Ne, Mк, gе = ƒ(nдв; Vа)- в такой последовательности:
а) в соответствующем масштабе на оси абсцисс откладываем шкалу частот вращения вала двигателя;
б) задаем значение частоты вращения вала двигателя при максимальной мощности nN по прототипу и отметим в масштабе на оси абсцисс;
в) выбираем соотношение между частотой вращения вала двигателя при максимальной скорости автомобиля nv и частотой вращения вала двигателя при максимальной мощности двигателя
λ = 1,10—1,15 — для карбюраторных двигателей без ограничения частоты вращения вала двигателя (легковые и грузовые грузоподъемностью выше 1500кг);
λ = 1,0 — для дизелей и карбюраторных двигателей с ограничителем частоты вращения вала двигателя (грузовые автомобили грузоподъемностью выше 1500кг).
В нашем случае λ = 1,1; nv = 4000 * 1,1 = 4400 об/мин
г) подсчитывают значение коэффициента оборотности по формуле
2.5
д) используя значение коэффициента оборотности, определим скорости движения автомобиля при соответствующих частотах вращения вала двигателя (Vа = nдв/0) и нанесем их на ось абсцисс.
е) строят теоретическую внешнюю скоростную характеристику двигателя.
Максимальную мощность двигателя подсчитывают по формуле
2.6
где с1, с2, с3 – статистические коэффициенты;
с1= с2 = с3 = 1 - для карбюраторного двигателя; с1 = 0,53; с2 = 1,56; с3 = 1,09 —для дизелей,
ж) текущие значения мощности двигателя определяют по формуле
где n – произвольное, в пределах рабочей зоны, значение частоты вращения вала двигателя, мин-1. Рабочей зоной частот вращения выбираем диапазон от nv до n = (0,4 ... 0,5) nv.
n1 = Ne1 =
n2 = Ne2 =
n3 = Ne3 =
n4 = Ne4 =
n5 = Ne5 =
Рис.1. Внешняя скоростная характеристика карбюраторного двигателя
О
Mк
max
Mк
Ne
Ne
max
gе
gе0
Mк0
Ne0
gе
з) крутящий момент двигателя подсчитывают по формуле
2.8
где дв - угловая скорость вала двигателя, с-1;
n1 = дв1 = Mк1 =
n2 = дв2 = Mк2 =
n3 = дв3 = Mк3 =
n4 = дв4 = Mк4 =
n5 = дв5 = Mк5 =
и) кривую удельного эффективного расхода топлива gе = ƒ(n) построим используя внешнюю скоростную характеристику (регуляторную характеристику дизеля) двигателя-прототипа.
Значения удельного расхода на номинальном режиме можно принять для карбюраторных двигателей gе = 250—320 г/кВт-ч, для дизелей gе = 210—250 г/кВт-ч.